Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детей и молодежи» города Смоленска
Конспект воспитательного мероприятия
«Поведение и культура»
(беседа с элементами игры)
Разработала: педагог-организатор
Фокина Нина Геннадьевна,
Клуб «Чайка»
Смоленск, 2019
«Поведение и культура»
«Добрые приличия опираются, как и требования хорошего вкуса,
на здравый смысл, на законы человеческого такта,
которые вырабатываются без особого труда у каждого,
кто требователен к себе и внимателен к людям»
(Лев Кассиль).
Актуальность
Воспитанность тесно связана со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Это правила вежливости, внимательности, такта, правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Жизнь показывает, что многие дети школьного возраста не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом, нарушают общественный порядок, кричат в общественных местах.
Культура поведения воспитывается с детства. Именно тогда прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в обществе.
Хорошие манеры необходимы каждому. Если они станут внутренней потребностью, то помогут устранить множество поводов для плохого настроения, которое порождается невоспитанностью людей. В моделях своего поведения в различных ситуациях человек опирается на свою совесть – мерило культурности человека.
Всё вышеизложенное позволяет говорить об актуальности темы.
Цель: обучение приемам эффективного межличностного общения.
Задачи:
1. Вооружать обучающихся умениями и привычками, которые облегчают установление контактов, помогают в создании атмосферы доверия.
2. Развивать умение участвовать в свободной беседе.
3. Формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого, понимать чувства и настроение другого.
4. Воспитывать культуру поведения.
Оборудование: ноутбук, презентация «Страна общения», фонограмма песни «Улыбка», карточки с заданиями.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Методы и приемы: беседа, ролевая игра, диалог, воображаемое путешествие.
Место проведения: игровая комната.
Возраст обучающихся: 7–11 лет
Ожидаемый результат:
- формирование навыков культуры поведения;
- уважение к окружающим людям;
- умение вести себя в малознакомом и хорошо знакомом обществе.
План мероприятия
Вводная часть. Приветствие. Введение в тему
Основная часть. Путешествие по станциям с остановками, на которых предлагаются задания
Заключительная часть. Подведение итогов. Релаксация
Ход мероприятия
Вводная часть. Приветствие. Введение в тему
(Слайд 1)
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём интересное мероприятие: будем много общаться, путешествовать, играть, побываем в незабываемой стране. Я думаю, вы активно будете принимать участие, выполнять все задания, которые встретятся на нашем пути.
Приветствие
Все участники встают лицом друг к другу. Задание: поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами.
Педагог. Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным? Есть ли взаимная связь между понятиями «поведение» и «культура»?
Я вам предлагаю отправиться в путешествие по стране Общения. Путешествовать мы отправимся на том транспорте, который вы предложите. У нас будет много интересных остановок с различными заданиями. Занимайте места в (…), и мы начинаем наше путешествие.
Основная часть. Путешествие по станциям с остановками, на которых предлагаются задания
(Слайд 2)
Остановка «Воспоминания»
Первая наша остановка – «Воспоминания». На этой станции есть волшебная подушка, каждый по очереди может на неё сесть и рассказать нам о каком-нибудь своём воспоминании, может быть, самом важном. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Однажды ….». Все остальные будут внимательно его слушать. Наша цель – посмотреть, умеем ли мы говорить, слушать собеседника, понимать друг друга.
Участвуют несколько человек
Педагог. Давайте поделимся впечатлениями.
- Слушали ли тебя ребята?
- Пока ты слушал других, не появились ли у тебя новые воспоминания?
- Что было самым трудным для вас в этом задании?
А я хочу открыть для вас «секреты общения». Я думаю, они вам во многом будут помогать. Прочитайте их и подумайте, какой из открытых секретов вам помог сейчас?
(Слайд 3)
Остановка «Жесты»
Следующая остановка – станция «Жесты». Скажите, что используют для общения люди, лишённые слуха? Использование определённых положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. А вы владеете языком жестов? Сейчас проверим. То, что я произнесу словами, вы попробуйте изобразить жестами.
- Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам).
- Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью).
- Нет, нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону).
- Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты).
Молодцы, языком жестов вы владеете в совершенстве! Скажите, кто из людей пользуются жестами? (Немые, глухие)
Важным элементом в общении является также мимика. Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица. Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин».
Вывод: как вести себя во время разговора?
- Движения человека должны быть естественными.
- Чаще улыбаться.
(Слайд 4)
Остановка «Обращения»
Следующая остановка – станция «Обращения». В транспорте, в магазине и просто на улице мы постоянно сталкиваемся с необходимостью обратиться к человеку, с которым не знакомы. Как это правильно сделать? С языка невольно слетают «женщина», «мужчина», «девушка», «молодой человек». Однако эти слова звучат грубовато, неестественно, а порой даже обидно. Как быть, если не получается сразу определить примерный возраст человека, к которому вы хотите обратиться?
К сожалению, в современном русском языке нет аналогов нейтральным «миссис» и «мистер», как у англичан, или «мадам» и «месье» – у французов. Но всего сто лет назад они были, причём в изобилии. Кто может назвать? (Ответы детей)
(Слайд 5)
Итак, дореволюционные формы обращения оказались под запретом много десятилетий назад, заменившие их слова тоже изжили себя, а на смену последним ничего не пришло. Предлагают снова, на старинный манер, величать девушку барышней, а молодого человека сударем, но пока эти формы звучат неестественно и даже с оттенком издёвки. Да и не во всех ситуациях они уместны (например, в переполненном транспорте).
(Слайд 6)
- Какие обращения существуют в современном языке?
(Слайд 7)
- Как обращаться к незнакомым людям?
Чтобы начать разговор с человеком, имя которого вы не знаете, используйте нейтральные фразы.
Если ваш потенциальный собеседник смотрит в другую сторону, и вам нужно обратить на себя его внимание, подойдут… (Ответы детей)
(Слайд 8)
- Можно вас спросить?
- Извините, пожалуйста…
- Простите…
- Прошу прощения…
Когда будет установлен зрительный контакт, продолжайте разговор и изложите свою просьбу или вопрос. Уместно добавить приветствие. (Ответы детей)
(Слайд 9)
- Вы не подскажете…
- Не могли бы вы…
- Добрый день, подскажите, пожалуйста…
- Здравствуйте, скажите, пожалуйста…
Так вы сможете завязать разговор и выяснить нужную информацию, не ломая голову, как обратиться к человеку.
Есть люди, в чьи обязанности входит консультировать других людей или оказывать им услуги. Это официанты, консультанты, продавцы. Не нужно начинать разговор с ними с извинений, так как вы не отвлекаете их от дел. Вы и есть их дело в текущий момент. Вместо «извините» можете произнести «будьте любезны», «можно вас попросить?» или «будьте добры».
Если же человек просто идёт по своим делам или занят работой, не связанной с обслуживанием посетителей, то вполне уместно будет начать фразу с извинения.
Люди многих профессий: врачи, продавцы, официанты – носят бейджики с именами. Если вы видите такой бейдж, можете обратиться к человеку по имени (или имени и отчеству, если оно указано полностью). Не забывайте при этом говорить «вы».
(Слайд 10)
Остановка «Деликатность»
И вот мы дошли до улицы «Деликатность»
Упражнение «Оцени ситуацию»
Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и поведение ребят в ситуации. Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок – человек поступает опасно, зелёный флажок – человек поступает верно, жёлтый флажок – человек поступает справедливо.
Карточки с указанием ситуации
Ситуация 1. Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Как будут общаться люди в купе?
Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдёт позже, о том, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли своё место, люди начали возмущаться. Ваши действия.
Ситуация 3. Ваш лучший друг ведёт себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.
Ребята высказывают мнение по разыгрываемой ситуации и выдвигают версии правильного поведения
Упражнение «Подарок»
Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы каждый изображает какой-либо предмет и дарит его соседу справа. Подарком может быть цветок, мороженое, мяч… За подарок необходимо поблагодарить.
Анализ упражнения
О чём нужно подумать и что сделать, чтобы преподнести подарок? Что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?
Заключительная часть. Подведение итогов. Релаксация
Наше путешествие подходит к завершению.
- Ребята, для чего нужно всегда посылать добрые чувства другим людям?
- Как нужно вести себя при собственных неудачах и успехах других?
- И в заключение я хочу пожелать вам всего самого доброго, не обижайтесь по пустякам, уважайте друг друга, старайтесь никогда не падать духом!
- Пожатием руки я передала вам свою любовь. А вы пожатием руки передайте свою любовь всем остальным. Я чувствую, что её стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей любви.
А сейчас постарайтесь расслабить мышцы вашего лица, не делайте их «каменными». Улыбнитесь! Вид улыбающегося человека создаёт хорошее настроение у окружающих. Недаром в известной песне поётся:
(Слайд 11)
От улыбки станет день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся…
Источники информации
Сборник сценариев воспитательных мероприятий [Электронный ресурс] deyatelnost/library/2015/09/03/sbornik-vospitatelnyh-meropriyatiy (дата обращения 20.10.2018)
Классный час «Обращение к разным людям» / Инфоурок [Электронный ресурс] https://infourok.ru/klassniy-chas-obraschenie-k-raznim-lyudyam-3424121.html (дата обращения 15.03.19)
Культура поведения: внекл. меропр. для 1–2 кл. https://kladraz.ru/blogs/burova/kultura-povedenija.html [Электронный ресурс] (дата обращения 17.03.2019)