СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заболевания органов пищеварения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Заболевания органов пищеварения ".

Просмотр содержимого документа
«Заболевания органов пищеварения»

Урок биологии в 8 классе

Тема урока: Заболевания органов пищеварения

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

обеспечить в ходе урока формирование представлений о заболеваниях органов пищеварения через работу в группах по заданиям.

Развивающие:

создать условия для развития познавательных УУД, направленных на поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Воспитывающие:

создать условия для формирования коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем; условия для эффективного взаимодействия учащихся друг с другом через работу в группах.

Результаты:

Предметные:

учащиеся получат знания о заболеваниях органов пищеварения, принципах рационального питания.

Метапредметные:

Познавательные УУД

умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;

умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

основы самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные:

продолжить формирование умений анализировать и делать выводы о проделанной работе;

оценивать свои знания и умения;

создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

задания для групп;

оборудование и материалы для работы в группах: листы А3

иллюстрации;

схемы;

контрольно-измерительные материалы.

Структура урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

  3. Этап выявления места и причины затруднения.

  4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

  5. Этап реализации построенного проекта.

  6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

  8. Этап включения в систему знаний и повторения.

  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.






Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельнос-ти ученика

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1 минута


Цель этапа:

мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. А все результаты работы будем заносить в оценочный лист. сл.1

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу").

Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежно-стей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


Устная оценка учителя

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

7 минут


Цель этапа:

активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
















Учитель: Что мы изучили на прошлом уроке?

Ученик: Регуляцию пищеварения. Гигиену питания. Значение пищи и ее состав.

Учитель: Материал прошлого урока нам пригодится, поэтому давайте проверим домашнее задание. У вас на столе карточки для проверки домашнего задания. У каждого своё задание. Выполнив задания вы узнаете, что мы сегодня будем изучать. У вас есть 5 минут.

Учитель: Проверьте свои ответы по ключу - самооценка (слайд 2)

На слайде 3 критерии оценки:

Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; Молодцы,

хорошо подготовились, поставьте оценки в оценочный лист.

Лидеры ставят оценки в оценочный лист (самооценка).






Оценочный лист

Фамилия, имя

Проверка домашнего задания

(самооценка)

Работа в группе

(оценка лидера)

Оценка

за закрепление (тест)

Оценка за урок

















Учитель: Что мы сегодня будем изучать?

Ученик: Заболевания.

Сл. 4

Учитель: Какие заболевания мы будем изучать?

Ученик: Заболевания органов пищеварения.

Организует деятельность по выполнению теста

Включаются в работу, отвечают на поставленные вопросы

Личностные УУД: установление учащимися связи между результатом учения и способами их достижения

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникатив-ные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познаватель-ные УУД:

умения анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Учитель организует самооценку учащихся

Этап выявления места и причины затруднения

3 минуты

Цель этапа:

вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения


Учитель: Что вы знаете о заболеваниях органов пищеварения?

Ученик: гастрит, язва желудка.

Учитель: А вы знаете, почему возникают эти заболевания?

Ученик: Если человек не соблюдает правила гигиены, принципы здорового образа жизни.

Учитель: Какие признаки заболеваний органов пищеварения вызнаете?

Ученик: Боль в животе.

Учитель: Сегодня на уроке мы сможем ответить на эти и многие другие вопросы при создании проекта. Давайте вместе сформулируем тему проекта.

Ученики: сл. 6 Заболевания органов пищеварения.

Постановка

учебной задачи

Запись учащимися числа, темы урока.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы


Этап построения проекта выхода из затруднения.

5 минут

Цель этапа:

постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации



Учитель: Запишите тему проекта в тетрадь. сл. 5

Учитель: Мы хотим сохранить свое здоровье, но не знаем причины, симптомы заболеваний органов пищеварения. Нам не известны способы их профилактики. В этом заключается проблема.

Учитель: Определите цель проекта.

Ученик: Цель проекта: изучение причин и симптомов заболеваний органов пищеварения, их профилактика. сл.6

Учитель: Правильно. В виде проекта мы представим не только заболевания органов пищеварения, но и причины их возникновения, симптомы, меры и методы их предупреждения.

Учитель: Перед уроком вы вытянули свои роли и задания. Предлагаю вам записать на бейджах названия ваших групп. сл.7

Группы:

врачи-инфекционисты- инфекционные заболевания: дизентерия, брюшной тиф, холера.

врачи-паразитологи- глистные заболевания: аскаридозы, энтеробиозы и др.

гастроэнтерологи- гастриты, язва желудка и 12-типерстной кишки

Врач-токсиколог- пищевые отравления

Врачи-диетологи- представьте правила рационального питания

Врачи- гигиенисты- профилактика желудочно-кишечных заболеваний, разработать правила здорового питания, правила гигиены питания.

Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит в группах создать проект, продуктом которого будут информационные листки, таблица "Заболевания органов пищеварения". Для этого давайте вместе составим план урока, который поможет нам достичь цели. Какие этапы проекта вам известны? Как вы будете по ним работать?

Ученики: Актуализация, проблематизация...

Учитель: Вот такие задачи мы и будем решать в течение урока по нашему плану. (На слайде в это время представлен) сл. 8

Учитель: К окончанию урока вам необходимо представить информационный лист и заполненную таблицу. За это вы получите оценку.

Выдвигает про блему

Учащиеся конкретизируют цель урока

Коммуникативные УУД: умение формулировать конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения Регулятивные УУД

умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.


Этап реализации построенного проекта

2 минуты

Цель этапа:

при построении нового знания использовать предметные действия с планом.



Учитель: Посмотрите фотографии. Что неправильного в поведении этих людей? сл. 9-11

Ученики: есть на улице немытыми руками, пить из открытых источников, из-под крана, близко контактировать с домашними животными, есть из одной тарелки, купаться в запрещенных местах, брать в рот предметы.

Учитель: Наверняка, вы сами наблюдали такие ситуации. К сожалению, люди часто не понимают, на сколько опасно такое легкомысленное отношение к своему здоровью. Почему это опасно?

Ученик: Можно заболеть.

Учитель: Кто вызывает эти болезни?

Ученик: микробы, бактерии, вирусы, паразиты.



Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Познаватель-ные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

2 минуты

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Учитель: На какие группы можно разделить заболевания органов пищеварения в зависимости от причины возникновения?

Ученики: 1. Желудочно-кишечные заболевания.

2. Глистные заболевания (гельминтозы).

3.Пищевые отравления. сл.12

Учитель: Перед тем, как работать с заданиями, проведем минутку отдыха.


Минутка отдыха.





Физкультминутка

1 минута

Цель этапа:

пауза релаксации

На слайде

Физкультминутка





Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

12 минут

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

На слайде 13 снова этапы проекта.

Учитель: Итак, мы хотим сохранить здоровыми свои органы пищеварения, но незнаем, отчего это зависит? Чтобы это выяснить, поработаем в группах, выполним задания. В каждой группе по 4 человека. Повернитесь друг к другу. Обсудите и выполните задания в группах. На выполнение заданий вам всего 5 минут. Чтобы работать быстро, нужно работать сообща, распределив обязанности в группе. Начинайте работу.

Задания для групп в конвертах.

Задание группы №1 Врачи-инфекционисты

1. Прочитайте статью "Желудочно-кишечные заболевания" с. 148 в учебнике.

2. Изучите дополнительную информацию.

3. Подготовьте информационный лист.

4. Подготовьте выступление по плану:

4.1. Тема проекта: Желудочно-кишечные заболевания.

4.2. Проблема: В организм человека через сырую воду, немытые фрукты и овощи, грязную посуду и руки проникают болезнетворные микробы. Они вызывают у человека желудочно-кишечные заболевания. Как это предотвратить?

4.3.Цель проекта: выявить причины и признаки заболеваний, разработать меры их предупреждения.

4.4. Причины возникновения заболеваний (выявить самостоятельно).

4.5. Симптомы заболеваний (выявить самостоятельно).

4.6. Разработать меры и способы предупреждения заболеваний.

4.7. Собранную информацию представить в тетради в виде таблицы.

4.8. Сделать вывод по проекту в соответствии с целью.

Задание группы №2 Врачи-паразитологи

1. Прочитайте статью "Глистные заболевания" с. 149 в учебнике.

2. Изучите дополнительную информацию.

3. Подготовьте информационный лист.

4. Подготовьте выступление по плану:

4.1. Тема проекта: Глистные заболевания.

4.2. Проблема: В организм человека через грязные руки, немытые фрукты и овощи, при общении с животными, через плохо проваренную рыбу и мясо могут попасть яйца глистов. Они вызывают у человека гельминтозы. Как не допустить заболеваний?

4.3.Цель проекта: выявить причины и признаки заболеваний, разработать меры их предупреждения.

4.4. Причины возникновения заболеваний (выявить самостоятельно).

4.5. Симптомы заболеваний (выявить самостоятельно).

4.6. Разработать меры и способы предупреждения заболеваний.

4.7. Собранную информацию представить в тетради в виде таблицы.

4.8. Сделать вывод по проекту в соответствии с целью.

Задание группы №3 Врачи-токсикологи

1. Прочитайте статью "Пищевые отравления" с. 149-150 в учебнике.

2. Изучите дополнительную информацию.

3. Подготовьте информационный лист.

4. Подготовьте выступление по плану:

4.1. Тема проекта: Пищевые отравления.

4.2. Проблема: Если человек употребляет недоброкачественную пищу, возникает острое заболевание- пищевое отравление. Как человеку избежать отравлений?

4.3.Цель проекта: выявить причины и признаки заболеваний, разработать меры их предупреждения.

4.4. Причины возникновения заболеваний (выявить самостоятельно).

4.5. Симптомы заболеваний (выявить самостоятельно).

4.6. Разработать меры и способы предупреждения заболеваний.

4.7. Собранную информацию представить в тетради в виде таблицы.

4.8. Сделать вывод по проекту в соответствии с целью.

Задание группы №4 Врачи-гастроэнтерологи

1. Изучите дополнительную информацию по теме.

2. Подготовьте информационный лист.

3. Подготовьте выступление по плану:

3.1. Тема проекта: Заболевания желудка и кишечника.

3.2. Проблема: Под воздействием различных факторов у человека могут развиваться заболевания органов пищеварения. Какие способы профилактики таких заболеваний существуют?

3.3.Цель проекта: выявить причины и признаки заболеваний органов пищеварения, разработать меры их предупреждения.

3.4. Причины возникновения заболеваний (выявить самостоятельно).

3.5. Симптомы заболеваний (выявить самостоятельно).

3.6. Разработать меры и способы предупреждения заболеваний.

3.7. Собранную информацию представить в тетради в виде таблицы.

3.8. Сделать вывод по проекту в соответствии с целью.

Задание группы №5 Врачи - диетологи

1. Прочитайте статью "Питание и здоровье" с. 146-147 в учебнике.

2. Изучите дополнительную информацию.

3. Подготовьте информационный лист.

4. Подготовьте выступление по плану:

4.1. Тема проекта: Человек есть то, что он ест. (Г.Гейне)

4.2. Проблема: Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты. Что дает правильное питание? Как правильно питаться?

4.3.Цель проекта: выяснить пользу и вред некоторых продуктов питания, разработать правила здорового питания.

4.4. Представить схему:

4.5. Предложить правила здорового питания, используя пирамиду здорового питания .

4.6. Сделать вывод по проекту в соответствии с целью: Питание должно быть разнообразным, правильным, т.е. рациональным. Пища должна быть натуральной, экологически чистой, без химических добавок, вредных красителей. От правильной организации питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

Задание группы №6 Врачи-гигиенисты

1. Прочитайте статью "Питание и здоровье" с. 146-147 в учебнике.

2. Изучите дополнительную информацию.

3. Подготовьте информационный лист.

4. Подготовьте выступление по плану:

4.1. Тема проекта: Хочешь быть здоровым - правильно питайся.

4.2. Проблема: Под воздействием разных причин у человека возникают заболевания органов пищеварения. Как правильно питаться, чтобы быть здоровым?

4.3.Цель проекта: разработать правила здорового питания.

4.4. Сделать вывод по проекту в соответствии с целью: С питанием связаны все жизненно важные функции организма. Оно — источник развития тканей и клеток, их постоянного обновления, насыщения человека энергией. Неправильное питание ― как избыточное, так и недостаточное ― способно нанести существенный вред здоровью человека в любом возрасте. Это выражается в снижении уровня физического и умственного развития, быстрой утомляемости, неспособности оказывать сопротивление воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, снижении работоспособности и даже преждевременном старении. Каждый человек должен соблюдать правила рационального питания для того, чтобы сохранить здоровье.

Учитель: Время для работы закончилось. Ребята, представьте результаты вашей работы. Во время представления результатов, выступления групп, вам необходимо заполнить таблицу "Заболевания органов пищеварения". Сл.14-20

Заболевания органов пищеварения

Причины возникновения заболеваний

Симптомы (признаки) заболеваний

Меры и методы предупреждения заболеваний





Лидеры каждой группы оцените работу участников, оценки занесите в оценочный лист.

Выступления учеников.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учитель координирует работу групп, проводит коррекцию


Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. Учащиеся выступают с результатами работы

Коммуникатив-ные УУД

продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Познаватель-ные УУД

формировать умения преобразовывать информацию из одного вида в другой, из текста в схему.



Включение в систему знаний повторение

5 минут

Цель этапа:

повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса

Учитель: Итак, в результате работы мы изучили заболевания органов пищеварения, их профилактику. Чтобы закончить работу, вам необходимо выполнить тест. Верно ли утверждение?

1. Дизентерию, брюшной тиф, холеру относят к гельминтозам.

2. Первые признаки отравления: боли в животе, тошнота, рвота, расстройство кишечника, общая слабость.

3. Гастроэнтеролог — врач, занимающийся распознаванием, лечением и профилактикой болезней органов пищеварения.

4. Чем выше калорийность пищи, тем ниже продолжительность жизни.

5. Для здоровья более полезен слегка зачерствевший хлеб, так как свежеиспечённый хлеб хуже переваривается, потому что меньше пропитывается слюной. Попадая в желудок и далее в кишечник в виде плотных кусочков, он дольше переваривается.

Сл.21 ключ (взаимопроверка), сл.22 критерии

В оценочный лист поставьте оценки за урок.



Регулятивные УУД

умения работать с тестами, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.




Рефлексия деятельности

3 минуты

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


На слайде тема, цель, план урока. Сл.23

Учитель: Сегодня, ребята, мы изучили тему "Заболевания органов пищеварения ". Скажите, мы достигли цели, которую поставили в начале урока?

Ученик: Да, мы достигли цели, изучили заболевания органов пищеварения, их профилактику.

Учитель: Где могут нам пригодиться полученные знания?

Ученик: Полученные знания могут пригодиться на уроках биологии, олимпиадах, на экзаменах.

Ученик: Эти знания могут пригодиться в повседневной жизни, потому что позволяют определить заболевание и проводить его профилактику.

Учитель: Полученные знания могут пригодиться нам в жизни.

Когда будете выходить из кабинета, не забудьте выстрелить в рефлексивную мишень, поставив + или ˅ в 4 полях: 1 – самостоятельность; сектор 2 – понимание материала урока; сектор 3 – интерес; сектор 4 – настроение на уроке.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы на слайде, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Регулятивные УУД

умения в диалоге с учителем

обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.



Информация о домашнем задании

1 минута

Цель этапа:

выбор учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей

Учитель: Запишите домашнее задание в дневник.

Домашнее задание:сл.24

Обязательное задание:

1. §35 пересказать

2. Ответить устно на вопросы 1-5 с.151

Дополнительное задание по желанию:

1. Подготовить проект по теме "Влияние алкоголя на органы пищеварения" или

2. по теме "Влияние никотина на органы пищеварения" - продукт проекта- презентация.

Уходя, не забудьте выстрелить в рефлексивную мишень, поставив + или ˅ в 4 полях: 1 – самостоятельность; сектор 2 – понимание материала урока; сектор 3 – интерес; сектор 4 – настроение на уроке.


Учитель: спасибо за урок. Урок окончен.

Предлагает домашнее задание на выбор

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Личностные УУД:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию