Эжен Делакруа Франсиско Гойя Прерафаэлиты
О.А. Кипренский
И.К Айвазовский
- 1 . Неприятие реальной жизни.
- 2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала, жизнь в сфере эмоций).
- 3.Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы;
- 4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
- Э.Делакруа (Франция)
- Ф.Гойя (Испания)
- К.Фридрих (Германия)
- С.Щедрин
- О. Кипренский
- И. Айвазовский
Россия
1798 Родился в Париже в семье чиновника Шарля Делакруа.
1815 Принимает решение стать художником. Поступает учеником в мастерскую , затем в Школу изящных искусств.
1822 Выставляет в Салоне полотно «Ладья Данте».
1824 Картина Делакруа «Резня на Хиосе» становится одной из сенсаций Салона.
1830 Июльское восстание в Париже. Пишет свое знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ».
1855 Награжден орденом Почетного легиона. В рамках Всемирной выставки в Париже проходит персональная выставка.
1863 Завершает продолжавшуюся много лет работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.
1863 13 августа умирает в своем парижском доме.
Э. Делакруа
Резня на Хиосе.
На картине Делакруа отражен один из трагических эпизодов в истории Греции. В один из дней сентября 1821 г., турецкие войска вторглись на остров Хиос, что в Эгейском море. В отместку за то, что местное население с сочувствием отнеслось к событиям народно-освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига, турки вырезали десятки тысяч жителей и тысячи угнали в рабство.
Картина "Резня на Хиосе", стала своеобразным ответом на бесчеловечность этой акции. На фоне вооруженных всадников, перед зрителем предстают обреченные на смерть жители острова. Они смирились с предстоящей гибелью, их взгляды отрешены. Хиосцы осознают неизбежность и лишь крепче прижимают к себе плачущих детей. А на втором плане – аккуратные здания расположились в долине, освещаемой благодатным солнцем Средиземноморья. Там тоже поселилась смерть, турецкие войска убивают всех подряд.
Взгляд зрителя скользит дальше и долина сменяется пасмурными водами Эгейского моря, впитавшими в себя всю боль и жестокость разыгравшейся драмы. Светлая полоса неба над темной гладью моря, равнодушно взирает на всех участников.
Делакруа возвращается к образному языку и символизму древнегреческой трагедии. Турецкий кавалерист, который волочит за собой обнаженную гречанку, остается непоколебим и холоден к страданиям несчастных. Он – знак грядущей неволи и оков. Символичен и маленький ребенок, тщетно пытающийся прильнуть к груди убитой матери. Кровь, красным ручьем вытекает из тела смертельно раненного мужчины и щедро окропляет высохшую почву.
Обломок кинжала рядом, показывает, что силы сопротивления истощены и сломлены. Пустая торба недалеко от кинжала, символизирует о моральной и материальной опустошенности этой опаленной и политой страданиями земли.
« Свобода, ведущая народ»
- Сюжет полотна рассказывает о фрагменте жаркого сражения, где отряд вооруженных повстанцев через тела своих погибших товарищей и сквозь свист пуль пробивается к намеченной цели.
- Впереди всех, с поднятым в одной руке трехцветным флагом французской Республики и с ружьем в другой, находится женщина. Это Свобода, увлекающая людей в атаку. На ней фригийский колпак, характерный для якобинцев и обнаженная грудь, что символизирует неистовое желание революционеров идти голой грудью на королевские штыки.
- Кисть живописца безупречно подчеркнула разнообразные наряды восставших, указывая на то, что на уличных баррикадах плечом к плечу воевали представители самых разных слоев общества. Делакруа также присутствует на картине в образе мужчины в цилиндре слева от Свободы, несмотря на то, что участия в уличных боях он не принимал.
Слишком реалистично, без прикрас и близко к простому народу написано полотно. В композиционном центре – молодой повстанец в белой рубахе и желтых штанах; на заре своей жизни смотрит он в глаза смерти, смотрит с ужасом, но еще больше с гордостью. На руках отважного испанца заметны стигматы – художник сопоставляет героя с Христом, также ставшим невиновной жертвой бездушия в борьбе за великие нравственные идеалы.
Гойя писал «Расстрел» как антивоенный протест. Художник всеми возможными изобразительными средствами старался обличить немыслимую жестокость марионеток власти. Он надеется, что зритель, глядя на картину, задумается об ужасах войны и проклянет это чудовищное бесчеловечное действо.
Прерафаэлиты.
«Благовещение» – одна из наиболее известных картин художника. В ней Россетти воспроизвел сюжет, который очень часто использовали в своих произведениях средневековые мастера. Однако намерение Россетти вернуться к настроениям живописцев средних веков вовсе не означало, что он собирался копировать их картины или подражать их манере письма. Он стремился вступить с ними в соревнование, превзойти их, прочесть библейский текст объективно, не так, как раньше. Живописец отобразил в зрительном образе «Благовещения» сцену с ангелом, явившимся Деве Марии: «Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лук. 1:29).
Д. Г. Россетти. Благовещение.1850 г.
О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. 1809 г.
Эта картина – отражение господствовавшего в то время поэтического культа храброго и сильного героя, готового душу отдать за Родину. Краски, которыми выписан его костюм, мрачный предгрозовой пейзаж, на фоне которого стоит гусар, только усиливают впечатление от персонажа картины – это храбрый воин, человек долга и романтический мечтатель. Лицо гусара мужественное и одухотворенное. В отличие от военных портретов других живописцев, Кипренский не сосредотачивается на бранной удали персонажа, а уделяет основное внимание раскрытию его личности.
О.А. Кипренский.
Портрет Е. Растопчиной
Портрет Е. Авдулиной
Портрет А. С. Пушкина
К.Д. Фридрих Монах на берегу моря. 1808-1809
Нельзя рассмотреть, молод он или стар, но поза его указывает на спокойствие и умиротворение. Монах ничего не ждет, ни на что не надеется. Он просто стоит, слегка откинув голову, держа спину прямой, и смотрит на море, которое играет само с собой и медленно подтачивает берег. Над морем, почти сливаясь с ним, небо. Тяжелые у горизонта облака лежат на нем мокрой грудой, но чем выше к небу, тем легче и белее они становятся.
И.К. Айвазовский Девятый вал
Эта картина была написана, когда художнику было всего 33 года, и сразу после создания ее ждал ошеломляющий успех, во время первого показа в 1850 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Люди приходили по несколько раз, чтобы снова увидеть «Девятый вал». Эту работу вместе с «Последним днем Помпеи» Брюллова называли высшим расцветом романтизма в российском изобразительном искусстве. ��������