СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логика (курс внеурочной деятельности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Программа курса внеурочной деятельности во 2 классе «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8 г. Приморска.

    Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс упражнений, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

    Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сензитивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.

Целью данной программы - развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Логика (курс внеурочной деятельности)»

Пояснительная записка 

 

Программа курса внеурочной деятельности во 2 классе «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8 г. Приморска.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс упражнений, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сензитивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.

Целью данной программы - развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- формировать интерес к познавательной деятельности, через игровые действия и задачи, создание ситуации успеха;

- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, восприятие);

- воспитывать культуру общения младших школьников;

-учить распознавать и использовать психологические понятия (внимание, мышление, восприятие, память).

Общая характеристика курса

Данная программа – это курс занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся. Занятия проводятся в игровой форме и тренировочных упражнений, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: наблюдательность, быстроту реакции, мышление, память, внимание, восприятие. При организации работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Работа с детьми осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Учим детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей - развиваем пространственные представления.

Внимание учащихся 7-8 лет характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль ориентировки человека в окружающем мире играет память. У младших школьников наблюдаются недостатки памяти, они касаются тех или иных видов запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

Программа направлена на развитие тех видов памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно – логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить не на учебном материале, а в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.

Программа направлена на развитие мыслительной деятельности учащихся, а именно на умение выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, на развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся 7-8 лет наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Программа направлена на организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

- Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

- Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

- Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

При организации работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Работа с детьми осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

Описание места курса в учебном плане

Курс «Логика» ведется в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению.

Объем занятий по курсу «Логика» составляет 34 часа в год (1 час в неделю)

Программа курса разработана и ориентирована на учащихся вторых классов общеобразовательной школы. Программа включает в себя 34 занятия.



Предполагаемые результаты реализации программы

У учащихся должны быть сформированы следующие предметные умения:

уметь концентрировать внимание на отдельных предметах;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей;

- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

У учащихся должны быть сформированы следующие метапредметные умения:

- определять и формулировать цель деятельности;

- составлять план действий по решению проблемы;

- высказывать свое предположение;

- работать по предложенному плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- делать выводы о результате совместной работы всех учеников;

- сравнивать и группировать предметы;

- вступать в беседу, слушать и понимать других;

В течение периода обучения будут созданы условия для формирования личностных умений:

- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

- сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

- принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

- оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;

- признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой окружающих.

Ожидаемые результаты освоения программы:

- развитие познавательной сферы ребенка: увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; развитие произвольного и непроизвольного внимания; развитие словесно-логического мышления;

- ребенок обладает познавательным интересом к учебной деятельности;

- ребенок обладает позитивным отношением к себе и сверстникам.



Содержание программы

Наименование раздела, темы.

Кол-во часов

Введение в курс.

Введение в курс.

1

Развитие внимания.


Развитие внимания.

8


Смотри и запоминай!

Тренируем внимание.

Игровой тренинг для развития внимания.

Тренируем зрительную память.

Лабиринты.

Я б в художники пошёл.

Я б в редакторы пошёл.

Развитие памяти

Развитие слуховой памяти.

4

Игровой тренинг для развития памяти.

Слушай и запоминай!

Картинный диктант.

Развитие восприятия и воображения.

Совершенствование воображения.

8

Игровой тренинг для развития воображения.

Составь фигуру, узор.

Составление силуэтов.

Сравнение.

Угадай, кого загадали.

Комбинаторные задачи.

Ребусы.

Развитие мышления.

Игровой тренинг для развития логического мышления.

12

Поиск закономерностей.

Логические задачи.

Логически-поисковые задания.

Игры со словами.

Учимся рассуждать.

Логические задачи с геометрическим содержанием.

Числовые головоломки.

Играем с рассуждением.

Итоговое занятие.

Итоговое занятие.

1


Программа включает в себя следующие этапы:

1) Выявить уровень развития памяти, внимания и восприятия при помощи диагностических методик;

2) Проведение психологических занятий, с использованием развивающих упражнений, направленных на развитие памяти, внимания и восприятия;

3) Проведение контрольной диагностики на выявление уровня развития психических процессов;

4) Разработка рекомендаций для родителей, учащихся по итогам контрольной диагностики.

Особенности психических процессов (памяти, внимания и восприятия) в младшем школьном возрасте.

Особенности памяти младших школьников

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

Особенности внимания младших школьников

Среди современных отечественных психологов оригиналь­ную трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин. Внимание является одним из моментов ориентировочно­ - исследовательской деятельности и представляет собой психо­логическое действие, направленное на содержание образа, мыс­ли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, различают непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное внимание.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первич­ным относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, ко вторичным - колебание и переключение внимания.

Внимание младших школьников связано со следующими особенносями:

- Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное;

- Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения;

- Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания слабее;

- Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы (слушание и чтение);

- У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связанно с возрастной слабостью процесса торможения;

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Работа по развитию внимания должна вестись по двум направлениям:

Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Принципы развития внимания:

деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;

индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;

последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности;

цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами.

Особенности восприятия младших школьников.

По преобладающей роли той, или иной модальности в восприятии выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяется восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства, которые считаются особо сложными формами восприятия.

В качестве ведущих свойств восприятия выделяют следующие: целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность.

Выделяют следующие особенности восприятия младших школьников:

- Так, младшие школьники лучше замечают ярко-окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных;

- У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета;

- У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в назывании объемных фигур;

- В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Уровни результатов работы по программе

- Первый уровень результатов связан с выявлением уровня развития памяти, внимания и восприятия детей младшего школьного возраста– высокому, среднему, или низкому.

- Второй уровень результатов способствует непосредственному развитию данных психических процессов. Связан с проведением психологических занятий, направленных на развитие памяти, внимания и восприятия.

- Третий уровень результатов – проведение итоговой диагностики, по итогам которой будет выявлена динамика развития памяти, внимания и восприятия детей.

- Четвертый уровень результатов – разработка рекомендаций для родителей и учащихся на основе итоговой диагностики.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.

Результаты обучения детей будут объявлены индивидуально родителям, а также для родителей и учащихся будут разработаны индивидуальные рекомендации.

Программа формирует общее представление о различных приемах развития памяти, внимания, восприятия. Учитель проводит работу, направленную на овладение теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.

Развитие внимания.

Диагностика уровня развития внимания. Развитие переключения, устойчивости внимания, формирование навыков произвольности. Поиск ошибок в тексте. Рисование по подобию. Дорисовывание и раскрашивание предметов. Определение по картинкам того, что не дорисовал художник, что неправильно нарисовал художник. Проведение линий через лабиринты. Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчётом и объяснением. Контрольная диагностика уровня развития внимания.

Развитие памяти.

Диагностика уровня развития памяти. Развитие визуальной, вербальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода памяти из кратковременной в долговременную). Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Воспроизведение названий предметов, изображений. Зарисовка картинок к предъявленным словам. Контрольная диагностика уровня развития памяти.


Развитие восприятия и воображения.

Диагностика уровня восприятия. Знакомство с одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности – сравнением. Развитие умения наблюдать. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Развитие осязательного восприятия. Развитие восприятия времени, движения, пространства. Выделение основных признаков предметов. Сравнение предметов. Классификация предметов по разным признакам. Определение признаков предметов. Объединение совокупности предметов. Разделение совокупности на части. Творческое воображение. Составление силуэтов. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Дидактические игры типа «Сложи такой же узор».

Пространственное воображение. Решение задач на преобразование. Получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти. Восприятие пространства. Ориентация в пространстве. Пространственные отношения. Перемещение предметов в заданном направлении. Характеристика положения предметов в пространстве. Ориентировка во времени. Месяц. Год. Минута. Контрольная диагностика уровня развития восприятия и воображения.

Развитие мышления

Планомерность выполнения действий. Классификация геометрических фигур.

Установление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе понимания закономерности их расположения.

Продолжение ряда понятий на основе знаний времён года, месяцев, дней недели. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.

Игры со словами. Повторение гласных - согласных букв. Изученных правил. Обучение построении простейших обобщений и умозаключений


Разработка рекомендаций для родителей и учащихся по развитию памяти, внимания, восприятия.






Тематическое планирование

п\п

Дата



Темы занятий



Основное содержание


Характеристика основных видов деятельности ученика

1.

3.09

Введение в курс.

Цель курса. Ознакомление с правилами поведения на занятиях. Разработка, обсуждение и принятие правил проведения занятий.

Выполнение заданий на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Отвечать на вопросы, выполнять тестовые задания, осуществлять самопроверку.


2.

9.09

Развитие внимания.

Инструктаж по выполнению задания.

Выполнение заданий на выявление основных признаков групп предметов.


Работать по инструкции индивидуально и в парах, выполнять задания: «Раскрась картинку», «Что изменилось?», «Запомни узор», осуществлять самопроверку, оценивать свои достижения.


3.

16.09

Смотри и запоминай!

Выполнение заданий, направленных на развитие концентрации внимания: «Не собьюсь», «Наблюдательность», «Ладошки», «Телефон».


Работать по инструкции индивидуально и в парах, выполнять задания: «Не собьюсь», «Наблюдательность», «Ладошки», «Телефон», осуществлять самопроверку, оценивать свои достижения.






4.

23.09

Развитие слуховой памяти.

Выполнение заданий, направленных на развитие слуховой и зрительной памяти: «Опиши картинку», «Опиши соседа», «Сделай как я», «Пуговица».

Учиться планировать способ запоминания основных признаков групп предметов посредством выполнения заданий, направленных на развитие слуховой и зрительной памяти. Оценивать свои достижения.




5.

30.09

Тренируем зрительную память.

Выполнение заданий, направленных на развитие слуховой и зрительной памяти: «Опиши картинку», «Опиши соседа», «Сделай как я», «Пуговица».

Учиться планировать способ запоминания основных признаков групп предметов посредством выполнения заданий, направленных на развитие слуховой и зрительной памяти. Оценивать свои достижения.

6.

7.10

Поиск закономерностей.

Выполнение заданий, направленных на поиск закономерностей. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Продолжение ряда чисел на основе понимания закономерности их расположения.


Выполнять задания, направленные на поиск закономерностей, выявлять закономерности расположения предметов, фигур и чисел, обосновывать свой выбор. Оценивать свои достижения.

7.

14.10

Совершенствование воображения.

Инструктаж по выполнению задания. Выполнение заданий на воображение: «Несуществующее животное», «Отгадывание теней».


Работать по инструкции, выполнять задания: «Несуществующее животное», «Отгадывание теней». Осуществлять самопроверку, оценивать свои достижения.

8.

21.10

Логически поисковые задания.

Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.


Делать схемы, рисунки к логическим задачам, решать с их помощью задачи. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

9.

28.10

Учимся рассуждать.

Выполнение заданий на обоснование верности найденного способа решения на основе игр: «Что подходит?», «Старше-моложе», «Сходство-отличие», «Больше, чем…», «Соседний, через один…».

Делать умозаключения из двух суждений, решать задачи, называть последовательность действий, обосновывать свой выбор. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

10.

11.11

Тренируем внимание.

Выполнение заданий на тренировку внимания: «Лабиринт», «Внимание», «Слоговица».

Работать по инструкции, выполнять задания: «Лабиринт», «Внимание», «Слоговица», делить слова на слоги, кодировать и раскодировать слова, находить лишний предмет в группе.

11.

18.11

Игровой тренинг для развития внимания.

Развитие концентрации внимания. Игры: «Анаграмма», «Внимание», «Расскажи о слове». Совершенствование мыслительных операций.

Выполнять задания, направленные на развитие внимания, догадываться по описанию и описывать самостоятельно слово, не называя его, делить слова на слоги, кодировать и раскодировать слова. Оценивать свои достижения.

12.

25.11

Комбинаторные задачи.

Выполнение заданий, направленных на развитие восприятия, и комбинаторного мышления: «Развиваем наблюдательность», «Спрятанные изображения».

Выполнять задания, направленные на развитие восприятия, и комбинаторного мышления; формулировать выводы и обосновывать свой выбор при выполнении заданий. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

13.

2.12

Игровой тренинг для развития логического мышления.

Выполнение заданий, направленных на развитие логического мышления, совершенствование мыслительных операций: «Классификация», «Что лишнее».

Работать индивидуально и в группе. Рассуждать по предложенному плану. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.


14.

9.12

Ребусы.

Совершенствование воображение. Выполнение заданий по перекладыванию спичек и заданий, направленных на составление и разгадывание ребусов.

Работать индивидуально и в группе. Выполнять действия по образцу и самостоятельно, составлять и решать ребусы. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.




15.

16.12

Логические задачи с геометрическим содержанием.

Решение задач с использованием геометрических фигур на основе работы с «Танграмом».

Работать с танграмом, складывать геометрический узор, силуэт. Выполнять действия по образцу и самостоятельно. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.


16.

23.12

Логически-поисковые задания.

Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.


Делать схемы, рисунки к логическим задачам, решать с их помощью задачи. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

17.

13.01

Лабиринты.

Выполнение заданий, направленных на развитие внимания, совершенствование умений проводить линии через лабиринты.

Мысленно находить ходы в лабиринте, достраивать лабиринты. Сопоставлять своё решение с верным. Обосновывать верность-неверность выполнения задания. Оценивать свои достижения.

18.

20.01

Числовые головоломки.

Развитие логического мышления. Числовая закономерность. Выполнение упражнений: «Первая-одинаковая», «Графический диктант».

Выполнять упражнения на развитие логического мышления, обосновывать свой выбор, осуществлять самопроверку, оценивать свои достижения.

19.

27.01

Игровой тренинг для развития памяти.

Развитие зрительной памяти при помощи упражнений: «Запомни», «Наборщик», «Найди фигуры», «Штриховка».

Выполнять упражнения на развитие памяти. Планировать способ запоминания основных групп предметов. Обосновывать верность-неверность выполнения задания. Оценивать свои достижения.

20

3.02

Играем с рассуждением.

Выполнение заданий, направленных на развитие логического мышления: «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая-одинаковая».

Выполнять упражнения на развитие логического мышления, обосновывать свой выбор, осуществлять самопроверку, оценивать свои достижения.

21

10.02

Игровой тренинг для развития воображения.

Выполнение заданий, направленных на развитие наглядно-образного воображения, аналитических способностей: «Рисуем музыкальные картинки», «Сочиняем сказки сами».

Анализировать по собственному воображению. Выполнять задания в группе и индивидуально, направленные на развитие наглядно-образного воображения, аналитических способностей. Оценивать свои достижения.

22

17.02

Логически-поисковые задания.

Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.


Делать схемы, рисунки к логическим задачам, решать с их помощью задачи. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

23

24.02

Я б в художники пошёл.

Развитие переключения, устойчивости внимания, формирование навыков произвольности. Рисование по подобию. Дорисовывание и раскрашивание предметов.


Дорисовывать и разукрашивать вторую половину рисунка по подобию. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.


24

2.03

Я б в редакторы пошёл.

Развитие переключения, устойчивости внимания, формирование навыков произвольности. Поиск ошибок в тексте.

Выполнять правку готового текста. Работать индивидуально и в группе. Рассуждать по предложенному плану. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.


25

9.03

Слушай и запоминай!

Выполнение заданий, направленных на развитие слуховой памяти. Игра «Снежный ком».

Участвовать в групповой игре, придумывать и запоминать слова. Оценивать свои достижения.

26

16.03

Картинный диктант.

Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

Записывать слова-предметы названия картинок. Осуществлять самопроверку. Оценивать свои достижения.

27

30.03

Сравнение.

Выполнение заданий, направленных на выделение основных признаков предметов: «Форма, цвет, размер», «Кто лишний?», «Узнай форму и цвет».

Сравнивать предметы. Классифицировать предметы по разным признакам. Определять признаки предметов. Объединять совокупности предметов. Разделять совокупности на части. Оценивать свои достижения.

28

6.04

Угадай, кого загадали?

Выполнение заданий, направленных на развитие восприятия пространства: «Между, рядом, перед, за», «Угадай, кого загадали?». Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

Выполнять упражнения, направленные на развитие восприятия пространства, обосновывать свой выбор, осуществлять самопроверку, оценивать свои достижения. Заучивать стихотворения, пословицы, поговорки.

29

13.04

Составление силуэтов.

Творческое воображение Составление силуэтов. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

Работать с танграмом, складывать геометрический узор, силуэт. Выполнять действия по образцу и самостоятельно. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

30

20.04

Игры со словами.

Игры со словами. Повторение гласных - согласных букв. Изученных правил. Обучение построении простейших обобщений и умозаключений


Участвовать в групповой игре, придумывать и запоминать слова. Оценивать свои достижения.

31

27.04

Логически-поисковые задания.

Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.


Делать схемы, рисунки к логическим задачам, решать с их помощью задачи. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

32

4.05

Логические задачи.

Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.


Делать схемы, рисунки к логическим задачам, решать с их помощью задачи. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

33

11.05

Составь фигуру, узор.

Получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти.

Работать с танграмом, складывать геометрический узор, силуэт. Выполнять действия по образцу и самостоятельно. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.


34

18.05

Итоговое занятие.

Выполнение заданий на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.


Выполнять тестовые задания. Оценивать свои достижения.











Ресурсное обеспечение реализации программы

Материально – техническое – аудиторная доска с магнитной поверхностью, ноутбук, медиа – проектор.

Информационно- методическое обеспечение:

1) Акимова, М.К. Диагностика умственного развития детей/ М.К. Акимова. – СПб: Питер, 2006. - 840 с.

2) Александров, Ю.А. Психодиагностика/ Ю.А. Александров. – СПб: Питер, 2007. – 486 с.

5) Волкова, Т. Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет/ Т.Н. Волкова. – Донецк: БАО, 2006. – 239 с.

6) Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Лекции по психологии/ Л.С. Выготский. - М.: Психология, 1999. – 304 с.

7) Гейссельхарт, Р.Р. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания/ Р.Р. Гейссельхарт. – М.: МГУ, 2007. – 125 с.

8) Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 6-8 лет/ М.В. Ильина. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с.

9) Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/

О.Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 376 с.

10) Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. Избранные психологические произведения/ А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1983. – 214 с.

11) Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника/

А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.

12) Найн, А.Я. Психолого – педагогические тесты/ А.Я. Найн. – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – 120 с.

13) Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей/

Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Гринго, 2001. – 240 с.

14) Ускова Г.А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников/ Г.А. Ускова. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с.

15) Чуприкова, Н.И. Психология высших когнитивных процессов/

Н.И. Чуприкова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 303 с.

18) http//:www.azps.ru

19) http//: www.adalin.mospsy.ru

20) http//:www.psihologu.info


Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1) Вергелес, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться/ Г.И. Вергелес. – СПб: Рос. гос. пед. ун-т, 2000. – 158 с.

2) Волкова, Т. Н. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет/ Т.Н. Волкова. – Донецк: БАО, 2006. – 239 с.

3) Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Лекции по психологии/ Л.С. Выготский. - М.: Психология, 1999. – 304 с.

4) Гейссельхарт, Р.Р. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания/ Р.Р. Гейссельхарт. – М.: МГУ, 2007. – 125 с.

5) Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 6-8 лет/ М.В. Ильина. – М.: АРКТИ, 2001. – 136 с.

6) Найн, А.Я. Психолого – педагогические тесты/ А.Я. Найн. – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – 120 с.

7) Рогов, Е.И. Я и самопознание. Развиваю мышление, память, воображение/ Е.И. Рогов. - М.: Март, 2006. – 219 с.

8) Смирнов, А.А. Развитие логической памяти у детей/ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 2001. – 256 с.

9) Хэнкок, Д. Самоучитель по развитию памяти/ Д. Хэкок. - М.: Наука, 2002. – 319 с.

10) Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей/ Л.В. Черемошкина. – М.: Психология, 2005. - 96 с.

11) http//:www.azps.ru

12) http//: www.adalin.mospsy.ru

13) http//:www.psihologu.info