Критериальное оценивание на уроках физики
Актуальность.
В последнее время мы чаще сталкиваемся с бальной системой оценивания. Чтобы пройти итоговую аттестацию нужно набрать определенное количество баллов, что заставляет нас идти в ногу со временем. Уходить от стандартной пятибалльной систему оценивания, в которой мы искали, за что нужно снизить оценку, и переходить к принципу оценки успеха ученика в задачи.
Актуальным становится критериальное оценивание - оценивание по определенным критериям , то есть оценка складывается из критерий , которые отражают достижения учащихся по разным направлениям.
Для того чтобы спланировать эффективное оценивание, учитель должен знать цель данного оценивания, в связи с этим оценка делится на вида:
Диагностическое (предварительное)- оценка начального уровня знаний.
Формативное (текущее) – оценка промежуточного уровня знаний.
Сумматвное (итоговое) – оценка итогового уровня знаний.
Подробней хочется поговорить об итоговом оценивании. У всех нас есть обобщающее занятие по разделу(модулю, блоку ит.д.), чаще всего мы проводим его перед контрольной работой.
На уроках повторения и обобщений и контроля знаний целесообразно использовать оценивание по критериям, чтобы учащегося формировалось полное представление о выполнении данного задания¸ четко были расшифрованы показатели оценки.
Подбирая задания для таких уроков, можно поделить на три группы, имеющие каждый свои критерии оценки:
Группа А (Знание и воспроизведение):
Группа В (Понимание и применение):
Группа С (Интеграция знаний ) :
Интерактив с коллегами. (Приложение 1)
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
Химия Группа А: Химический диктант по кислотам: Группа В: Сравните кислоты???: H2SO4 H2SO3 Группа С: | Биология Группа А: Биологический диктант по строению клетки: Все части цветка размещаются на :(цветоложе). Главными частями цветка являются (пестик и тычинка). Тычинка состоит из (тычиночной нити и пыльника). Пестик состоит из (рыльца, столбика и завязи). Плод развивается из (завязи пестика). Группа В: Сравните строение клетки луковицы и листа алое. Группа С: |
География Группа А: Графический диктант по географическим направлениям света: На юг На запад На север На восток На северо-восток На юг На юго-запад Группа В: Сравните географическое положение г. Москва и ос. Сахалин. Группа С: | Физика Группа А: Физический диктант по формулам из раздела «Электрические явления»: Сила тока Напряжение Сопротивление Закон Ома Рбота электрического тока Группа В: Сравнить два вида соединения проводников(последовательное и паралельное). Группа С : Определите общее сопротивление и общее напряжение цепи, если R1 = 10 Ом, R2= 40Ом, R3 = 2 Ом, амперметр показывает силу тока 0,5 А. |
Критерии оценки Группа А: Группа В: Группа С: | Критерии оценки Группа А: Группа В: Группа С: |
Критерии оценки Группа А: Группа В: Группа С: | Критерии оценки Группа А: (5 баллов) Знаю формулы Группа В: Знаю виды соединения проводников Умею зарисовывать схему соединения Знаю законы соединения Умею находить общее и отличия в соединении проводников. Группа С: Умею выделять главные условия задачи Умею находить информацию в тексте и читать схему соединения проводников Умею переводить величины в систему СИ Знаю основной закон Ома и законы соединения проводников Умею применять формулы при решении задачи Умею выражать одну формулу из другой |