СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс по родной литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс: «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации на уроках по предмету  «Родная литература (русская)».

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по родной литературе»


Мастер-класс: «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации на уроках по предмету «Родная литература (русская)».

Цель: поделиться опытом с учителями по организации работы с учащимися на уроках родной литературы на примере литературной сказки Н.Г.Гарина-Михайловского «Книжка счастья»



Вступление мастер-класса С 1 сентября 2019 года в российских школах вдобавок к уже существующему предмету ввели новый предмет — "Родная литература (русская)". Разработчики утверждают, что новый учебный курс имеет специфические особенности, потому что отбирает произведения с наиболее ярко выраженным национально-культурным своеобразием. Курс направлен на "формирование познавательного интереса к родной русской литературе, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию".

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

1.Основная часть мастер-класса.

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отече­ственные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направ­ленность внимания и мысли.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

  2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

  3. Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.

  4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;

  • Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;

  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;

  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным. 

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.


Сегодня я поделюсь своим опытом подготовки к уроку родной литературы в 5 классе по теме «Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения». Буду рада, если данный материал будет полезен для вас.


На дом заранее было дано задание прочитать сказку «Книжка счастья» (можно предложить детям прослушать аудиозапись сказки). На уроке у каждого ученика текст произведения, так как предстоит работа с содержанием сказки.

2. Работа с аудиторией учителей

Задание 1.

Урок по данной теме предлагаю начать с игры «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Вступительное слово учителя.

- Что такое псевдоним?

- Знаете ли вы, что Гарин-Михайловский – это псевдоним? (Далее идёт показ видео ролика о писателе) - Как характеризует Гарина-Михайловского эта информация (Был человеком неравнодушным, милосердным, помогал людям) -Обратимся к литературному произведению. Кому оно адресовано? (Произведение написано для племянницы Ниночки). Оно адресовано детям. - К какому литературному жанру относится произведение? (Сказка) - Вспомните, что такое сказка. Какие признаки этого жанра вы можете назвать? (Сказочные герои-фея, царевна, злой волшебник, волшебный предмет- книжка, которая не исчезает и не горит в огне, мальчик не умирает, а засыпает) - Какому закону подчиняется действие в сказке. (Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано. Герой вознагражден за труд, смелость, верность…) - А следует ли Н.Г.Гарин- Михайловский закону сказки, мы узнаем в конце нашего занятия.

Задание 2. На данном этапе проверим (выборочно) знание содержания сказки (предлагаю тест) Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья»

1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья» А) повесть Б) рассказ В) сказка

2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки? А) небольшая, волшебная, грязная; Б) маленькая, волшебная, рваная; В) грязная, потёртая, маленькая.

3. Что таилось в книжке? А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь

4. Как люди поступали с книжкой? А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь; Б) прятали за семью замками; Г) топтали.

5. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика? А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми; Б) забрала грязную книжку; В) улетела с мальчиком в волшебную страну.

6. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника? А) освещённой огнями; Б) тёмной и грязной; В) через дремучий лес.

7. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми? А) разбудить заколдованную царевну; Б) пройти через темный туннель; В) подружиться с детьми.

8. Восстанови порядок событий. ___Дорога в замок. ___Книжка счастья в руках людей. ___Встреча мальчика и феи. ___Мальчик и дети. ___Мальчик и книга. ___Секрет феи. ___Сон мальчика.

Задание 3. Постановка учебной задачи, составление плана работы - Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить на уроке. 1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? 2. Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей? 3. Почему адресовал сказку детям? 4. Как объяснить название сказки?

Задание 4. Аналитическая беседа по предложенному материалу, работа с текстом. Поиск ответа на проблемный вопрос. - Какими свойствами обладает волшебная книжка? Найдите в тексте. (Изменяет людей, в руки которых попадает: они всех любят, думают о других, а не о себе, становятся терпимыми, радостными, счастливыми- об этом записано в 1 абзаце) -А вы узнали, какая это книга? Может быть, вы читали её или слышали о ней? (ответы детей) - Как к герою попала волшебная вещь? (В праздничный день, когда все веселились, герой был грустный и скучный. Мальчик был болен. Он ходил, опустив голову вниз, потому что так было легче, поэтому он увидел книжку. - Как изменился мальчик, когда обрёл книжку? ( «Веселее становилось у него на душе», «он закричал радостно», «не обиделся и понял...», «он терпел, потому что понимал теперь, что тётя любит его...», «он показал ей книжку и сказал счастливый...», «мальчик был очень счастлив») - Что такое счастье? Где следует его искать? (Ответы детей) -Как же дальше развиваются события в сказке? (Мальчик засыпает, во сне к нему приходит Фея счастья, чтобы открыть ему секрет, как сделать всех людей счастливыми) - Почему именно мальчику открывает свой секрет фея? (У него доброе сердце, он может понять это; «ты первый, который захотел взять ее обратно») - Говорит ли фея мальчику о трудностях, испытаниях, связанных с исполнением желания сделать всех людей счастливыми? (Да. «А если б для того, чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы умереть?..Хочешь знать секрет?») -Фея и мальчик отправляются в путь. Какова конечная цель их пути? (Разбудить царевну, которая спит в замке, тогда все будут счастливы) -Как попасть в замок? (Туда ведут две дороги: «большая дорога, освещённая огнями, что ведёт прямо в гору» и « тёмная сторона, откуда слышны плач и стоны», « темно, грязно и страшно», там «те, которые ходят во тьме и грязи») -Почему мальчик выбирает тёмную и грязную дорогу? (Только она приведет к царевне) - Как характеризует героя сделанный им выбор? ( Он целеустремлённый, решительный, смелый, сильный) Способен ли он достичь поставленной цели: сделать всех людей счастливыми? (ДА) Но ведь это всего лишь маленький мальчик, больной и слабый. Почему же вы считаете, что он может достичь цели? (ответы детей) - Можем ли мы вынести какой – то урок из этого? Почему мальчик способен достичь цели, исполнить мечту? (Мальчик способен преодолеть преграды, потому что обладает духовной силой) - Обратимся к следующему эпизоду. Чтение по ролям диалога мальчика и злых детей -Почему злые дети не могут найти дорогу? (Они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику) - Вспомните, какая цель была у мальчика: попасть в замок, разбудить царевну, сделать людей счастливыми. -Удалось ему это сделать? Почему? (Злые дети убили мальчика.) - Вспомните, Фея предупреждала мальчика, что он может погибнуть. Почему же он продолжил путь? Может быть, его гибель бессмысленна? Может быть, нельзя разбудить царевну и сделать всех людей счастливыми? - Как вы думаете, счастливый конец у сказки или нет? (Дети отвечают) - Скажите, в этой сказке победило добро или зло? (Конец сказки жизнеутверждающий: мальчик уснул, книжка не пропала, когда –нибудь её принесут в замок, разбудят царевну, проснется мальчик.)













Задание 5. Синквейн (по рядам): 1 ряд – со словом мальчик

2 ряд – со словом счастье 3 ряд – со словом сказка

Задание 6. Рефлексия учебной деятельности. Ответ на проблемный вопрос. -Теперь ответим на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока. 1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? (НЕТ) Почему? (Это литературная сказка) 2. Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей? (Дорога к счастью всех людей трудна. Человек, который по ней идет, сталкивается со злобой и жестокостью людей, с несправедливостью и обманом, недоверием. Только человек с добрым сердцем способен привести людей к счастью.) 3. Почему адресовал сказку детям? (Воспитывать доброту, милосердие, любовь к людям) 4. Как объяснить название сказки?

Задание 7. Домашнее задание: 1. Письменно ответить на вопрос «Чему учит сказка «Книжка счастья»? 2. Нарисовать свою «Книжку счастья»



Вывод:   учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий и ИКТ.



Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«Книжка счастья»

Посвящается моей племяннице Ниночке

Была когда-то на свете (а может, и теперь есть) маленькая, потертая, грязная книжка. В этой книжке таилась волшебная сила. Кто брал ее в руки, тот делался добрым, веселым, хорошим, и главное - тот начинал любить всех и только и думал о том, как бы и всем было так же хорошо, как и ему. Купец не обманывал больше, богатый думал о бедных, большой барин больше не думал, что он не ошибается и что в его голове может поместиться весь мир. И все потому, что тот, кто держал книжку волшебную, любил в эту минуту других больше, чем себя. Но когда книжка случайно выпадала из рук того, кто держал ее, он опять начинал думать только о себе и ничего больше не хотел знать. И если книжка вторично попадалась на глаза, ее отбрасывали ногами, а то с помощью щипцов бросали в огонь. Книжка как будто сгорала, все успокаивались, но так как книжка была волшебная, то она сгореть никогда не могла и опять попадалась кому-нибудь на глаза. Был раз веселый праздник. Все, кто мог, радовались. Но маленький больной мальчик не радовался. Его всегда мучили всякие болезни, и давно уж весь мир казался ему аптекой, а все незнакомые люди докторами, которые вдруг начнут насильно пичкать его разными горькими лекарствами. Никто этого не любит, и вот почему мальчик, в то время как все дети веселились, шел, гуляя с своей няней, такой же грустный и скучный как и всегда. У него была большая тяжелая голова, которая перетягивала его, и ему легче поэтому было смотреть вниз, и, может быть, вследствие этого он и увидел маленькую грязную книжку. И хотя няня и тянула его за руку вперед, он все-таки настоял на своем и поднял книжку Он держал ее, и, чем крепче прижимал к себе, тем веселее становилось у него на душе. Когда он пришел домой, увидев мать, он закричал радостно: "Мама!" - и побежал к ней. И хотя по дороге выскочил папа который читал в это время одну очень умную книгу о том, как надо обращаться с детьми, и крикнул сердито своему капризному сыну: "Не можешь разве не кричать?" - мальчик не обиделся и понял, что папа кричит оттого, что у него нет такой же книжки, какая была у него. И тетя, увидав его веселого, не смогла удержать своего восторга, бросилась и начала его так больно целовать, что в другое время мальчик опять бы расплакался, но теперь он только сказал: - Милая тетя, мне больно, пусти меня, пожалуйста. И хотя тетя еще сильнее от этого стала его тормошить, он терпел, потому что понимал теперь, что любит его и сама не понимает, что делает ему своей любовью больно. Когда наконец мальчик прибежал к матери, он показал ей свою книжку и сказал счастливый, приседая и заглядывая ей в глаза: - Книжка... Мать не знала, конечно, какая это книжка, но она видела, что сын ее счастлив, а чего ж больше матери надо? Она захотела только еще прибавить ему немного счастья и, погладив его по голове, ласково проговорила : - Милый мой мальчик. Да, мальчик был очень счастлив, и, когда няня, укладывая его спать, взяла было у него книжку, он так начал плакать, что няня должна была возвратить ему книжку, с которой так и заснул мальчик. А ночью к нему прилетела волшебница фея и сказала: - Я фея счастья. Многим я давала свою книжку, и все были счастливы, когда держали ее; но, когда я брала опять ее от них, они не хотели второй раз принимать эту книжку от меня. Ты, маленький мальчик, первый, который захотел взять ее обратно. И за это я тебе открою секрет, как сделать всех счастливыми. И хотя ты еще очень маленький мальчик, но ты поймешь, потому что у тебя доброе сердце. И так как этого именно и хотел мальчик, потому что такова уж была сила волшебной книжки, то он и сказал фее: - Милая фея! Я так хочу, чтоб все, все были так же счастливы, как я: и мама, и папа, и тот плотник, который сегодня приходил просить работы, и та старушка, которая, помнишь, шла и плакала оттого, что ей есть нечего, и тот мальчик, который просил у меня милостыни... все, все, добрая фея! - А если б для того, чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы умереть?.. Хочешь знать секрет? - Хочу! - Тогда идем! И прекрасная фея протянула мальчику руку, и они пошли. Они вышли на улицу и долго шли. Когда город остался назади, фея показала ему вверх, и хотя было темно, но там, на верху горы, высоко-высоко, ярко горели окна волшебного замка. Фея нагнулась к мальчику и сказала: - Вот что надо сделать, чтобы все были счастливы. Там, в этом замке, спит заколдованная царевна. Чтобы все были счастливы, надо разбудить ее. Но это не так легко: сон царевны стережет злой волшебник. Ты видишь перед нами ту большую дорогу, освещенную огнями, что идет прямо в гору? Видишь, сколько идет по этой дороге детей? Многие из них идут туда, в замок, с тем, чтобы разбудить царевну, но никто не разбудит! Это волшебная дорога: по мере того как они подымаются в гору, их сердца каменеют, и, когда они приходят наверх с своими каменными сердцами, они забывают, зачем пришли, и злой волшебник громко смеется и бросает их в виде камней вон в ту темную сторону, откуда слышны эти крики, плач и стоны. - Это кто кричит? - Те, которые ходят во тьме и в грязи. Они кричат, потому что им страшно и скучно во тьме, кричат, потому что они в грязи, потому что хотят есть, кричат, потому что надеются, что проснется царевна и услышит их голодные крики. Злой волшебник смеется и бросает им вместо хлеба каменных людей, которые, падая, убивают их, а они, не видя в темноте ничего, думают, что это камни летят в них с неба или кто-нибудь из них же бросает их, и тогда они убивают друг друга. - А зачем волшебник так делает? - Он должен их мучить, потому что только этим темным местом и можно прийти к дороге, ведущей в замок, к дороге, над которой уже не властна сила волшебника. Но об этом никто не знает, и пока там и темно, и грязно, и страшно - все хотят попасть на ту освещенную, но заколдованную дорогу. Какой хочешь идти дорогой? Той ли, где темно и грязно и нет таких нарядных и веселых детей, какие идут по этой большой прямо в гору дороге? - Этой, - мальчик показал в темную и грязную сторону. - Ты не боишься? Там злые дети, они ходят в темноте взад и вперед и, не зная дороги, кричат и убивают друг друга; там может убить тебя камень волшебника. Пойдешь? - Да. - Идем. Они пошли, и мальчик увидел вокруг себя страшные лица злых детей. - Дети! Идите за мной! Я знаю дорогу! - Где, где? - Сюда, сюда, идите за мной! - Но разве есть другая дорога, кроме той, по которой идут те счастливые дети? - Ах, нет, той дорогой не идите. За мной идите! - Но ты, как и мы, идешь без дороги? - Нет, здесь есть дорога... Идите... со мной фея. - А, глупый ты мальчик, мы устали и так, мы есть хотим... Есть у тебя хлеб? - У меня есть книжка счастья. - О, да он совсем глупый... затопчем его в грязь с его глупой книжкой! - Хочешь, улетим? - наклонилась к мальчику фея. - Нет, не хочу... Они затопчут меня, но ведь книжка останется здесь... Это хорошо, милая фея, и ты того, кто подымет ее, не правда ли, поведешь дальше? Мальчик не слышал ответа: злые дети уж бросились на него и, повалив, топтали его в грязь. И когда совсем затоптали, все были рады и прыгали на его могиле. Они думали, что затоптали и мальчика, и его книжку. Но книжку нашли другие и пошли дальше, а когда все ушли, фея вынула мальчика из грязи, обмыла его и отнесла в замок к царевне. Он не умер, он спит там в замке рядом с царевной, и ему снятся хорошие сны. Добрая фея рассказывает их ему, когда прилетает с грязной и темной дороги, по которой хоть тихо, а все идут и несут книжку счастья в заколдованный замок. И когда принесут наконец книжку - проснутся царевна и мальчик, погибнет злой волшебник, а с ним исчезнет и мрак, - и увидят тогда люди, что для всех есть счастье на земле.