Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №1 с. Верхнеяркеево
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ»
для учеников 5-6 классов

Выполнила:
Учитель математики: Нагимова Айгуль Тимерьяновна
2018 год
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ
Цели игры:
Развивающие:
- развитие творческих возможностей учащихся;
- развитие организационных и коммуникационных способностей учащихся;
- расширение кругозора и развитие логического мышления и смекалки учащихся в области математики;
- развитие познавательного интереса, интеллекта;
Образовательные:
- сформировать представление о возможностях математики;
- формирование умения быстро ориентироваться в обстановке;
- формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой;
- формирование познавательной активности;
Воспитательные:
- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- воспитание самостоятельности, дисциплинированности и ответственности для успеха команды.
Задачи игры:
Формирование представления о безграничности математики.
Организация интересного общения ребят.
Создание необходимых условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка.
Формирование самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.
Участники игры: учащиеся 5-6класса.
Время проведения: 1-1,5 часа.
Форма проведения: математическая игра по станциям.
Оборудование: таблички с названием станции (Приложение №1), маршрутные листы для каждой команды, задачи в конвертах, фломастеры, ручки, карандаши, чистые листы бумаги, рыбки с задачами.
Участники игры: учащиеся 5 – 6 классов, на станциях дежурят ученики 11 классов (жюри).
Описание игры:
Игра проводится в школе. Игровые пункты (станции) размещены в кабинетах, на которые заранее нужно прикрепить таблички с названием станции и выдать каждому ответственному за станцию задания с ответами и необходимые материалы;
Рассказать правила начисления баллов на соответствующей станции и правила заполнения маршрутного листа. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что на станциях каждой команде нужно давать одинаковое количество задач.
В игре участвуют 4 команды по 4 человек в каждой: один-капитан и 3 игрока.
Для каждой команды необходимо разработать отдельный маршрутный лист для того, чтобы ни на одной из станции одновременно не находилось по две или несколько команд,
во время игры ребята должны пройти 5 станций, на каждой выполнить определенные задания и заработать максимальное число очков. Все результаты фиксируются на маршрутном листе. Предусмотрены 1 призовое место «победитель» и 3 номинаций «Самые быстрые » , «Самые смекалистые» и «Самые
Итоги подводит жюри. Все дежурные станций сдают результаты в жюри, на основании которых члены жюри подводят итоги. Для награждения приготовлены призы и грамоты.
План:
I. Организационная часть (представление команд, объяснение правил игры, выдача маршрутных листов)
II. Проведение игры.
Ш. Сбор команд.
IV. Подведение итогов. Награждение.
Ход игры:
1. Организационная часть; станция «Знакомкино»(представление команд, выдача маршрутных листов, объяснение правил игры).
Игра открывается песней «Учат в школе»
- Ребята, сегодня мы отправляемся в мир математики. Вы побываете на нескольких станциях: «Ребускина» - где вас ждут ребусы, «Рыбалкино» - где вам нужно будет решить интересные задачи про рыб, «Кроссвордная» – где вас ждёт разгадывание кроссворда, «Соображалкино» - где вам нужно быть очень внимательными и сообразительными. Таким образом, на каждой станции вас ждут нелегкие испытания. Каждая станция находится в отдельном кабинете. Одновременно на станции может находиться только одна команда. Каждой команде выдается маршрутный лист, в котором указано в каком порядке нужно проходить станции.
Максимальное время пребывания на каждой станции для команды 10 минут если команда справляется быстрее, то получает дополнительные баллы. Начисление баллов за выполненные задания на каждой станции вам объяснит ответственный за неё. После прохождения всех станций вам необходимо сдать (ведущему) маршрутные листы. Кроме того, если у нескольких команд будет одинаковое количество набранных баллов, то будет учитываться быстрота прохождения станций, то есть команде первой сдавшей маршрутный лист начисляется дополнительный балл.
Удачи вам, пусть вам поможет ваша смекалка, а попутный ветер будет столь же крепким, как ваш командный дух!
Станция на которой мы все с вами находимся называется «ЗНАКОМКИНО».
Теперь вы должны представить вашу команду: это представление капитана, название команды и девиз. На данном этапе можно заработать максимум 5 баллов. После чего капитаны команд получают маршрутные листы (с указанием порядка прохождения станций, также в них будут выставлены набранные на станциях баллы) и вносят в него название и состав команды. (Приложение 1)
2. Проведение игры.
По команде ведущего дети расходятся по станциям, указанным в их маршрутном листе.
СТАНЦИЯ «РЕБУСКИНО» (Приложение 2)
(для организатора)
Участники команды по очереди вытаскивает по одной карточки с ребусом и вся команда вмести решает. После того, как правильно ответили, могут продолжить игру пока не закончится время (10 мин) или задания. За каждую решённый ребус команде начисляется 1 балл, то есть максимум команда может набрать 10 баллов и плюс дополнительно 3 балла, если справились быстрее чем за 10 мин.
11-= Ми Нос =--= минус =- | 6-= ДА Часы =--= задача =-  |
2-= Очки Слон =--= число =- | 7-= Перо Ми Ракета =--= периметр =-  |
3-= Муравей ... Веник =--= уравнение =- | 8-= Сто Пень =--= степень =- |
4-= Кот ... Кот =--= ответ =- | 9-= ... Енот Ель =--= знаменатель =- |
5-= Три Ремень =--= пример =-  | 10-= ... Дартс Кит =--= квадрат =-  |
СТАНЦИЯ «РЫБАЛКИНО» (Приложение 3)
(для организатора)
На этой станции ребята решают задачи, которые записаны на рыбках, вырезанных из бумаги. На лицевой стороне рыбы записан ее “вес” от 100 до 500 г, который соответствует уровню сложности задачи. Работа индивидуальная. Если ученик затрудняется в решении задачи, он может поменять свою рыбку на другую. Уровень сложности выбирает сам ученик. За решенную задачу с рыбы весом 100 г ученик получает 1 балл, 200 г – 2 балла и т. д. Полученные баллы складываются и записываются на счет команды. Время пребывания на этой станции – 10 минут. Задачи станции даны в
приложении 3.
(Задача записана на обратной стороне рыбы)
СТАНЦИЯ «КРОССВОРДНАЯ» (Приложение 4)
(для организатора)
На этой станции вся команда вместе разгадывает математический кроссворд. За каждое верно отгаданное слово команда получает 1 балл.

СТАНЦИЯ «СООБРАЖАЛКИНО» (Приложение 5)
(для организатора)
Участники команды по очереди вытаскивает по одной карточки с задачей и вся команда вмести решает. После того, как правильно ответили, могут продолжить игру пока не закончится время (10 мин) или задания. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, то есть максимум команда может набрать 11 баллов и плюс дополнительно 3 балла, если справились быстрее чем за 10 мин.
Задачи. (За каждый правильный ответ – 1 балл)
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)
горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (2)
Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
По дороге шли два мальчика и два рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
Петух. Стоя на одной ноге, весит 3кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3)
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7)
Найти два таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (24 и 1)
Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
имеется кусок сукна длиной 16м, от которого каждый день отрезают по 2м. по истечении скольких дней отрежут последний кусок? (7)
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаковы)
3. Сбор команд.
После прохождения всех станций команды сдают маршрутные листы жюри и собираются в кабинете на станции «Знакомкино». Пока жюри заносят все баллы команд из маршрутных листов в сводную таблицу (приложение №6) и подсчитывает набранные каждой командой баллы, ведущий проводит викторину – разгадывание загадок про математику. А также учащиеся делятся впечатлениями от прохождения станций, на какой станций было интереснее.
4. Подведение итогов. Награждение.
Подведя итоги игры, объявляется разделение мест среди команд (проигравших команд нет). Всем участникам вне зависимости от занятого ими места вручаются призы.
+ общая фотография победителей.
В заключение звучит песня «От улыбки»
Используемая литература
Сборники задач конкурса «Кенгуру».
Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка».
Картинки из интернета (http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/82-rebusi-po-matematike.html)
Маршрутный лист команды (приложение 1)
________________________
Состав команды:
1. (капитан) _______________________________
2. ________________________________________
3. ________________________________________
4. ________________________________________
Результаты команды
№ п/п | Название станции | № кабинета | Количество баллов | Подпись |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
ВСЕГО БАЛЛОВ: | | | |
СТАНЦИЯ «РЕБУСКИНО» (Приложение 2)
(для организатора)
11-= Ми Нос =--= минус =- | 6-= ДА Часы =--= задача =-  |
2-= Очки Слон =--= число =- | 7-= Перо Ми Ракета =--= периметр =-  |
3-= Муравей ... Веник =--= уравнение =- | 8-= Сто Пень =--= степень =- |
4-= Кот ... Кот =--= ответ =- | 9-= ... Енот Ель =--= знаменатель =- |
5-= Три Ремень =--= пример =-  | 10-= ... Дартс Кит =--= квадрат =-  |
СТАНЦИЯ «РЫБАЛКИНО» (Приложение 3)
(для организатора)
Задача 1 (5 баллов)
«Какой улов был у тебя вчера» - спросил сосед соседа – рыбака. «Я поймал два крупных леща да щуку, общим весом 15кг. Щука хороша! Она тяжелее каждого леща в три раза. «Сколько же весит щука?» - спросил сосед. «Посчитай сам!» - ответил рыбак. Попробуйте и вы ответить на этот вопрос.
Ответ: 9кг
Задача 2 (2 балла)
Два рыбака поймали 40 окуней, причём первый на 6 окуней больше второго. Сколько окуней поймал рыбак?
Ответ: первый – 17 окуней, второй – 23 окуня.
Задача 3 (4 балла)
Решите задачу по схеме:

М
орж
50см
К
рокодил Общая длина тел 30м 50см
А

кула
Определите длину крокодила.
Ответ: 10м.
Задача 4 (4 балла)
Р
ешите задачу по схеме:
К
ит
20 лет В общей сложности
Б


елуга могут прожить
10 лет 210 лет.
С
ом
Сколько может прожить сом?
Ответ: 60 лет.
Задача 5 (4 балла)
Р
ешите задачу по схеме:
К
ит
20 лет
Б
елуга Общий возраст 120 лет.
10 лет
С
ом
Сколько лет киту?
Ответ: 50 лет.
Задача 6 (5 баллов)
Решите задачу по схеме:

А


кула 1
10м
К
ит Сумма их длин 53 м.
18м
Б
елуга
Определите длину акулы.
Ответ: 15м.
Задача 7 (3 балла)
Мальчик поймал 20 ершей и окуней, причем окуней в 3 раза меньше, чем ершей. Сколько он поймал ершей?
Ответ: 15.
Задача 8 (5 баллов)
Два рыбака решили сообща сварить на костре уху. Первый дал 2 окуня, а второй одного. НА уху подошел охотник, который внес свою долю деньгами – дал 60 копеек. Как должны разделить между собой эти деньги два рыбака?
Ответ: всю сумму должен взять себе тот рыбак, у которого было 2 окуня.
Задача 9 (2 балла)
Трое рыбаков поймали 75 окуней. Стали варить уху. Когда один дал 8 окуней, другой 12, а третий 7. то окуней у них осталось поровну. Сколько окуней поймал каждый рыбак?
Ответ: 24, 28, 23.
СТАНЦИЯ «КРОССВОРДНАЯ» (Приложение 4)
(для организатора)

Рис. 2.
1 – фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол);
2 – часть прямой (луч);
3 – запись из одной или нескольких цифр (число);
4 – геометрическая фигура, состоящая из двух точек и точек, лежащих между ними (отрезок);
5 – четырехугольник (квадрат);
6 – геометрическая фигура (треугольник);
7 – геометрическая фигура (круг);
8 – единица измерения площади (гектар);
9 – место, занимаемое цифрой в записи числа (разряд);
10 – арифметическое действие (деление);
11 – наименьшее натуральное число (единица);
12 – раздел математики (арифметика);
13 – старинная русская мера длины (аршин);
14 – число, на которое нельзя делить (ноль).
Время пребывания на этой станции – 10 минут.
Станция СООБРАЖАЛКИНО (приложение 5)
Задачи. (За каждый правильный ответ – 1 балл)
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)
горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (2)
Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
По дороге шли два мальчика и два рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
Петух. Стоя на одной ноге, весит 3кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3)
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7)
Найти два таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (24 и 1)
Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
имеется кусок сукна длиной 16м, от которого каждый день отрезают по 2м. по истечении скольких дней отрежут последний кусок? (7)
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаковы)
13