Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна « Средняя общеобразовательная школа № 19»
Дятловская Л.В.
Тема: «Таблица единиц массы»
Урок «открытия нового знания»)
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Цель: установить соотношение между единицами массы, формировать умение применять знания при выполнении различных заданий, развивать вычислительные навыки, память, речь, мышление.
Задачи: способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы; развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; воспитывать познавательную активность; расширять кругозор учащихся.
Предметные УУД:
составлять сводную таблицу единиц массы, умение выполнять задания разных видов с использованием единиц массы , установить соотношения тонны и центнера с известной единицей измерения – килограмм и граммом;
сформировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.
Метапредметные УУД:
понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
сформировать умение работать в паре по решению общих учебных задач.
Личностные УУД:
1. формировать мотивацию на обучение;
2. формировать навыки коммуникативной компетентности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Орг. момент | Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Будьте все внимательны. А ещё старательны. За окном еще зима, но уже солнышко пригревает по весеннему и в классе у нас тепло и уютно от добрых глаз и сердец наших гостей. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики. | |
2.Мотивация к учебной деятельности | – Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте подарим, друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока. А девизом нашего урока будут следующие слова «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий» - Как вы понимаете это высказывание? - Постарайтесь на уроке мыслить и все у вас получится. - Желаю успехов в работе на уроке. Откройте тетради, запишите число классная работа. | |
3. Актуализация знаний (устный счет) | _Скажите, какие профессии на ваш взгляд тесно связанны с числами и вычислениями? Я предлагаю вам сейчас отправиться в магазин.(виртуальное путешествие) вместе с нашим старым знакомым Ваней. 1.Ваня отправился в магазин в 14часов40минут, а вернулись из магазина в 15ч 30 мин. Сколько времени Ваня был в магазине? Запишите в тетради вычисление. Что должны помнить при вычислении? Выразите это время в секундах. Как узнать продолжительность события? Как узнать начало события? Как узнать время окончания события? Оцените себя в баллах, поставить баллы в оценочный лист. 2.Какую сдачу получит Ваня, расплатившийся за пакет молока, кусок сыра и связку бананов двумя купюрами в 100 рублей? (молоко-73р, кефир-68р, сыр-48р, батон-19р, бананы-34р) -Как узнали? 2балла- все верно, 1балл допущена арифметическая ошибка, 0баллов-более одной арифметической ошибки. | Кассир, банкир, продавец, бухгалтер Выполняют задания письменно в тетради 15ч 30мин-14ч40мин=50мин 50*60=3000с 100+100=200 73+48+34=155 200-155=45 Оценивают работу. 1б-все верно0б- ошибка в вычислении |
4.Самоопределение к деятельности | Найдите лишнее. Докажите и обоснуйте свой ответ. Длина Вкус Площадь Масса - Почему слово «вкус» лишнее? (вкус – это не величина) - А что такое величина? (Величина – свойство объектов, которое можно измерить.) - Найдите лишнее во втором столбике. Обоснуйте свой выбор. Кг Т См Ц - Почему «см» лишние? - Что объединяет все эти единицы измерения?( Все эти единицы измерения массы). - Какой известной нам единицы массы не хватает? ( Грамм) -Что такое масса, как вы думаете? В словаре Ожегова одно из значений…. Масса- это одна из основных величин в механике измеряющая количества вещества в теле» -Где в жизни мы пользуемся этим понятием? Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы воспользуемся? Запишите. А если узнать массу корзины с яблоками? Запишите. Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? Запишите. -Какую единицы массы не записали? - Исходя из выше сказанного, предположите (спрогнозируйте), над какой темой мы будем сегодня работать. Тема: Таблица единиц массы. | - Сформулируйте задачи урока. -составить таблицу единиц массы; -установить взаимосвязь единиц массы -научиться использовать таблицу единиц массы при решении заданий разных видов. | -Цель урока: создание условий использовать таблицу единиц массы при решении заданий разных видов. | Грамм, килограмм, центнер, тонна Наша задача урока установить взаимосвязь единиц массы |
5. Открытие нового знания (построение проекта из затруднения) – 7 - 8 мин На доске записать | Назовите какие единицы массы вы знаете? Назовите самую маленькую единицу массы (грамм) Назовите самую большую единицу массы(тонна) Работа с учебником с. 34Прочитайте таблицу. Как связаны единицы массы? Основная единица массы – грамм. Другие единицы массы связаны с граммом следующим образом: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 1000 кг Это вы знали или это новое для вас? (знали) Работа в паре: Пробное действие Пользуясь данными в учебнике переведите данные единицы(задание на доске) 5 кг = … г 1ц=….г 3ц = …к г 1т=…г 4 т = … кг 1т…ц - Почему возникли затруднения? - Чего мы ещё не знаем? Как будем рассуждать? (Мы не знаем сколько граммов в 1 центнере и в 1 тонне?) - Повторим правило умножения и деления на 10, 100, 1000 и т.д. -какое математическое действие надо сделать, переходя от большей мерки к меньшей? (умножение) - а при переходе от меньшей мерки к большей? (деление) -Выразите 1кг в граммах. -как перевести 1ц в граммы? 1ц=100кг, 1кг=1000г.100*1000=100000г значит -как перевести 1т вг? В 1кг=1000г, в1т=1000кг, 1000*1000=1000000г значит С.34 № 2 (заполни пропуски, чтобы получились верные записи) 1 кг = 1000 г 1 ц = 100 кг = 100000 г 1 т =10 ц = 1000 кг = 1000000 г Проверти себя Выучите полученную таблицу | |
6.Физкультминутка | А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Раз- подняться, потянуться Два-согнуться, разогнуться Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка. Руки вниз и так стоять Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. | |
7. Первичное закрепление. Работа в парах | Работа в парах (восстановите записи) Проверка с комментированием - У каждого на столе карточка с заданиями на двоих. Задание: Соедините линией из среднего столбика величины, равные величинам в левом или в правом столбике. 1026г 3ц7кг 2050кг 25ц 4000000г 1126г 3070кг 1кг126г 307000г 4т 2т500кг 40т - Не забывайте правила работы в паре. Проверка с комментированием Оцените себя 3балла- нет ошибок, 2 балла-1,2ошибки, 1 балл-3ош. | Самооценка деятельности |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) | – Выразите в кг: 6 ц, 20 т, 9000 г. – Выразите в ц: 7т, 300000 г – Выразите в т: 120 ц; 6000000 г. - Выразите в граммах: 2 т, 8 ц, Самоконтроль, самопроверка.3балла-без ошибок 2балла-1,2ошибки 1балл- – И снова задача. Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах) – Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц) | Самооценка деятельности |
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Работа по учебнику. С. 34 № 3 (выполнить по образцу в учебнике) | 1/5 т = 200 кг 3/5 т = 600 кг 1000 : 5 = 200 1000 : 5 х 3 = 600 29/100 ц = 29 кг 1 ц = 100 кг 100 : 100 х 29 = 29 |
10. Закрепление изученного, повторение | Самостоятельная работа учебник стр.35 №7 первый пример. Взаимопроверка по эталону. Оцените себя 2балла- все верно, 1балл- одна ошибка в вычислении | 624:3=208 208*15=3120 108+309=417 417:3=139 |
| | |
| | |
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 9.Итог урока 10. Домашнее задание. | Задания игры «Да нет» -99 кг больше 1 ц ? (нет ) - 11 г меньше 11 кг ? ( да) - 7 кг больше 800 г? ( да) - 600 кг меньше 2000 г ? (нет) - 80 ц больше 80 т ? (нет) - 1001 кг меньше 1001 г ? ( нет) -Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо поработать? Оцените себя. Стр.35. выбрать два номера и решить | |
Самоанализ урока
по математике в 4 классе по теме «Таблица единиц массы»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок получения новых знаний ведёт к составлению общей таблицы единиц массы. По данной теме учащиеся уже изучили, что в 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг. На данном уроке сформировались умения соотносить единицы массы. Целью урока было повторить и установить взаимосвязь единиц массы, формировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот. Ребята узнали, что в 1 ц = 100 кг = 100 000 г, 1 т = 10 ц = 1000 кг = 1 000 000 г. Очень важно формировать умение слышать, слушать и понимать партнёра, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли, аргументировать свои мысли.
Формы организации урока - сочетание фронтальной и индивидуальной работы, работа в парах.
На этапе актуализация знаний , так как методическая тема это подготовка к ВПР, ребята решали задачи с единицами времени и рублями , затем повторили изученные единицы массы, пользуясь своими знаниями, выполнили пробное действие, которое вызвало затруднение, в результате обсуждения затруднения в диалоге сформулировали цель урока. Затем изучили новый материал. Последующие задания направлены на первичное закрепление (работа в парах), затем работа с комментированием и самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону). Последующие задания направлены на знание, правил перевода крупных единиц измерения массы в мелкие и наоборот, умение применять их, анализировать задания и делать выводы
В конце урока на этапе рефлексии ребята подвели итог учебной деятельности и самооценку результатов своей деятельности и всего класса.
Контроль знаний и умений учащихся осуществлён с помощью заданий, в которых учащиеся устанавливали взаимосвязь единиц массы, формировали умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.
Рефлексия и оценка результатов работы учащихся способствовала положительному психологическому настрою учащихся и стимулом к дальнейшей работе.
При подведении итога урока учащиеся ответили на вопросы:
-Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
Оценили свою работу.
Планируемые результаты обучения на уроке достигнуты.