СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс. Урок 109.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика 5 класс. Урок 109.

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс. Урок 109.»

Математика 5 класс Урок 109

Тема

Смешанные числа

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формируемые результаты

Предметные: сформировать навыки сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.

Личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Планируемые результаты

Учащийся научится складывать и вычитать смешанные числа, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.

Основные понятия

Смешанное число, целая часть смешанного числа, дробная часть смешанного числа, свойство дробной части смешанного числа, правило преобразования неправильной дроби в смешанное или натуральное число и преобразования смешанного или натурального числа в неправильную дробь.



Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учебник

Рабочая тетрадь

Дидактические материалы

  1. Организационный этап


  1. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» и научимся применять новые знания на практике. А урок наш будет необычным – урок-сказка «Цветик-семицветик».

В Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в городе Обыкновенная дробь жила-была девочка. Учительница математики дала ей задание: приготовить вопросы и упражнения для урока. Утром девочка отправилась в школу. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. Вдруг из-за угла выскочила злая собака, сумку выхватила и убежала.

Села девочка на скамейку и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись, Математика – царица наук. И говорит она девочке:

- Не плачь, я тебе помогу. Ты девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Вот тебе «цветик-семицветик». Он волшебный. Надо только оторвать лепесток и прочитать, что на нем записано.


  1. Проверка домашнего задания


4.Актуализация знаний

Ф

Устно: № 2


Фронтальный опрос:

а) Какую дробь называют правильной?

б) Сравните правильную дробь с 1?

в) Какую дробь называют неправильной?

г) Сравните неправильную дробь с 1? 5/6,7/7,2/5,3/10,13/10,18/5

д) Назовите правильные (неправильные) дроби?

е) Как из неправильной дроби выделить целую часть?

ж) Выделите целую часть из неправильных дробей?

з) Как складываются (вычитают) дроби с одинаковыми знаменателями?

Оранжевый лепесток

Продолжает наш урок.

Математический диктант решаем,

Без ошибок отвечаем.


Математический диктант:

Двое учащихся работают на доске, остальные на листах.

1). Из дробей: 7/8, 11/11, 9/4, 16/9, 3/5, 6/13 выберите правильные дроби и неправильные.

2). Сравните выписанные дроби с 1.

3). Выделите в дробях целую часть:

19/8

16/5

25/4

27/11

4). Запишите смешанные числа в виде неправильной дроби:

2 3/7

5 2/3

9 1/12

8 3/7

Поменялись листочками. Сегодня у нас взаимоконтроль, оцените друг друга.




5.Изучение нового материала

Ф

Теоретический материал § 29


Ребята, а знаете ли вы, как складывают и вычитают смешанные числа?


3 + 2 = (3 + ) + (2 + ) = (3 +2) + ( + ) = 5 + = 5

Чтобы смешанные числа сложить

Надо их на части разложить:

3 – это целая часть, прибавим к ней – это дробная часть;

2– это целая часть, прибавим к ней– это дробная часть.

И между суммами поставим знак сложенья.

Чтобы удобно нам было считать

Мы эти числа должны сгруппировать:

Целые части мы сложим отдельно,

И дробные части мы сложим отдельно.

Получили 5– это целая часть,

А– это дробная часть.

Что делать с ними мне скажите

И ответ скорее подскажите. (5 + = 5 – получили смешанное число)


Кто может сам сформулировать правило сложения смешанных чисел?

Краткая запись: 3 + 2 = 5

Давайте попробуем выполнить вычитание смешанных чисел (по аналогии):

5 – 3 = (5 + ) – (3 + )= (5 – 3) + ( ) = 2+ = 2

Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.

Краткая запись: 5 – 3 = 2 .




6.Первичное закрепление нового материала

Ф


И

№ 775, 777 (1-7), 782



№ 369, 370, 371, 372, 373



№ 196

7.Повторение

И

№ 793



8.Итоги урока

И


№ 365 (6,7)


9.Информация о домашнем задании


§ 29, вопросы 7,8, № 776, 778 (1-5), 783





Методические комментарии



Надо обратить внимание учащихся на то, что свойства сложения дробных чисел помогают складывать смешанные числа, дробные части которых являются дробями с одинаковыми знаменателями, не переводя их в неправильные дроби.



Особое внимание надо уделить примерам на вычитание смешанных чисел, у которых дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Этот случай разобран в примере 3 данного параграфа.