Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся
Цель : подготовка учащихся к международному исследованию PISA и развитие функциональной грамотности
Задание 1
Отрывок из повести М.Магауина
«Гибель борзого»
Как светел мир! Как просторен! А небо – до чего же оно голубое, высокое! А солнце!.. Конечно, берегись на него смотреть прямо, и все равно- какое оно теплое, ласковое!.. Белый щенок, сидевший под стеной сарая, на припеке, не выдержал и заскулил от удовольствия. Ему здесь так сухо, так мягко - под ним пучок соломы с ошметками засохшего конского навоза... Какая благодать!
Поблизости - лужица, наполненная талой водой. Желтая лужица, желтая вода... Щенок поднялся, подошел, осторожно лакнул – раз, другой. Вкус у воды солоноватый, неприятный, и припахивает она скверно – скотским пометом. Щенок фыркнул. Нет, пить эту воду нельзя. Он уже усвоил: все вещи делятся на те, которые можно есть или пить, и те, которые для этого непригодны. Таких, непригодных, гораздо больше, к сожалению...
Впрочем, огорчение было коротким. Щенок запрыгал по рыхлому снегу. Снег потемнел, покрылся сверху мусором и копотью, лапы в нем глубоко проваливались, и вода тотчас набегала в ямки следов. Но по их краям горячо искрились ледяные крупинки. Есть их было нельзя, но лизать можно. Вкуса у них, однако, не было никакого и они холодили язык. Щенок отвернулся. Он был сыт – перед тем как выпустить во двор, его досыта накормили.
Задания к тексту:
1. Определите способ связи слов в словосочетаниях:
Голубое небо –
Смотреть прямо –
с ошметками навоза –
пучок навоза –
запрыгал по снегу –
досыта накормили –
2. Определите верны ли утверждания, используя слова «да» и «нет»
1. Щенок был коричневым –
2. Щенок, сидевший под стеной сарая, скулил от тоски –
3. Все вещи делятся на те, которые можно есть или пить, и те, которые для этого непригодны –
4. Огорчение щенка длилось очень долго –
5. Есть ледяные крупинки было нельзя, но лизать можно –
3.Подробно объясните, почему автор утвеждает «берегись смотреть на солнце прямо».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Объсните правила правописания следующих слов:
Наполненная –
Ледяной –
Горячо –
Непригодные –
Досыта –
5.Объясните значение выражения «сидевший на припеке»
_________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Озаглавьте отрывок, аргументируйте свой выбор.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Люди каменного века не пользовались банкнотами и монетами в качестве денег, как пользуемся мы. Они вместо этого обменивались вещами, занимались меной. Когда один человек хотел получить, к примеру, глиняный горшок, он должен был предложить владельцу горшка что-нибудь в обмен – возможно, орудие труда. К концу каменного века, однако, люди начали использовать в качестве своего рода денег ракушки или каменные кольца. Даже изолированные группы охотников-собирателей вступали в контакт друг с другом и меняли вещи, как, например, морские раковины на орудия труда или шкуры. С началом же земледелия, примерно 8 тыс. лет до н.э., на Ближнем Востоке стали развиваться обмен на дальние расстояния и более организованная система торговых отношений. Новые виды хозяйственной деятельности, как, например, земледелие, гончарное дело и ткачество, требовали специализированных орудий труда, а потому большую ценность приобрели соответствующие горные породы. В Западной Европе кремневые рудники и каменеломни давали топоры, которые высоко ценились и служили предметами торговли на большие расстояния. Подчас предметами торговли за тысячи километров от того места, где они были сделаны.
Задания к тексту:
1. Озаглавьте отрывок, аргументируйте свой выбор.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Подбери синонимы или синонимичные выражения к словам:
Подчас -
Банкноты –
3. Объясни способ образования слов:
Земледелие –
Каменоломни –
4. Вставь слова в предложения.
Люди ____________ века не пользовались банкнотами и монетами в качестве денег, как пользуемся мы. К концу каменного века, однако, люди начали использовать в качестве своего рода денег ____________ или _____________ _________. Даже изолированные группы охотников-________ вступали в контакт друг с другом и меняли вещи, как, например, _______________ на ________________________. Новые виды хозяйственной деятельности, как, например, ________, _______________ и ________, требовали специализированных орудий труда, а потому большую ценность приобрели соответствующие горные породы.
5.Что бы ты мог предложить помимо ракушек или каменных колец в качестве денег. Аргументируй свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________