СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по развитию читательской грамотности учащихся (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит 2 задания по развитию читательской грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Материал по развитию читательской грамотности учащихся (8 класс)»

Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся

Цель : подготовка учащихся к международному исследованию PISA и развитие функциональной грамотности

Задание 1


Отрывок из повести М.Магауина

«Гибель борзого»


Как светел мир! Как просторен! А небо – до чего же оно голубое, высокое! А солнце!.. Конечно, берегись на него смотреть прямо, и все равно- какое оно теплое, ласковое!.. Белый щенок, сидевший под стеной сарая, на припеке, не выдержал и заскулил от удовольствия. Ему здесь так сухо, так мягко - под ним пучок соломы с ошметками засохшего конского навоза... Какая благодать!

Поблизости - лужица, наполненная талой водой. Желтая лужица, желтая вода... Щенок поднялся, подошел, осторожно лакнул – раз, другой. Вкус у воды солоноватый, неприятный, и припахивает она скверно – скотским пометом. Щенок фыркнул. Нет, пить эту воду нельзя. Он уже усвоил: все вещи делятся на те, которые можно есть или пить, и те, которые для этого непригодны. Таких, непригодных, гораздо больше, к сожалению...

Впрочем, огорчение было коротким. Щенок запрыгал по рыхлому снегу. Снег потемнел, покрылся сверху мусором и копотью, лапы в нем глубоко проваливались, и вода тотчас набегала в ямки следов. Но по их краям горячо искрились ледяные крупинки. Есть их было нельзя, но лизать можно. Вкуса у них, однако, не было никакого и они холодили язык. Щенок отвернулся. Он был сыт – перед тем как выпустить во двор, его досыта накормили.


Задания к тексту:


1. Определите способ связи слов в словосочетаниях:

Голубое небо –

Смотреть прямо –

с ошметками навоза –

пучок навоза –

запрыгал по снегу –

досыта накормили –


2. Определите верны ли утверждания, используя слова «да» и «нет»

1. Щенок был коричневым –

2. Щенок, сидевший под стеной сарая, скулил от тоски –

3. Все вещи делятся на те, которые можно есть или пить, и те, которые для этого непригодны –

4. Огорчение щенка длилось очень долго –

5. Есть ледяные крупинки было нельзя, но лизать можно –


3.Подробно объясните, почему автор утвеждает «берегись смотреть на солнце прямо».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Объсните правила правописания следующих слов:

Наполненная –

Ледяной –

Горячо –

Непригодные –

Досыта –


5.Объясните значение выражения «сидевший на припеке»

_________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Озаглавьте отрывок, аргументируйте свой выбор.

_________________________________________________________________________________________________________________________________
























Задание 2


Люди каменного века не пользовались банкнотами и монетами в качестве денег, как пользуемся мы. Они вместо этого обменивались вещами, занимались меной. Когда один человек хотел получить, к примеру, глиняный горшок, он должен был предложить владельцу горшка что-нибудь в обмен – возможно, орудие труда. К концу каменного века, однако, люди начали использовать в качестве своего рода денег ракушки или каменные кольца. Даже изолированные группы охотников-собирателей вступали в контакт друг с другом и меняли вещи, как, например, морские раковины на орудия труда или шкуры. С началом же земледелия, примерно 8 тыс. лет до н.э., на Ближнем Востоке стали развиваться обмен на дальние расстояния и более организованная система торговых отношений. Новые виды хозяйственной деятельности, как, например, земледелие, гончарное дело и ткачество, требовали специализированных орудий труда, а потому большую ценность приобрели соответствующие горные породы. В Западной Европе кремневые рудники и каменеломни давали топоры, которые высоко ценились и служили предметами торговли на большие расстояния. Подчас предметами торговли за тысячи километров от того места, где они были сделаны.



Задания к тексту:


1. Озаглавьте отрывок, аргументируйте свой выбор.

_________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Подбери синонимы или синонимичные выражения к словам:

Подчас -

Банкноты –


3. Объясни способ образования слов:

Земледелие –

Каменоломни –


4. Вставь слова в предложения.

Люди ____________ века не пользовались банкнотами и монетами в качестве денег, как пользуемся мы. К концу каменного века, однако, люди начали использовать в качестве своего рода денег ____________ или _____________ _________. Даже изолированные группы охотников-________ вступали в контакт друг с другом и меняли вещи, как, например, _______________ на ________________________. Новые виды хозяйственной деятельности, как, например, ________, _______________ и ________, требовали специализированных орудий труда, а потому большую ценность приобрели соответствующие горные породы.

5.Что бы ты мог предложить помимо ракушек или каменных колец в качестве денег. Аргументируй свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________