СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по творчеству Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

Просмотр содержимого документа
«Материал по творчеству Некрасова»






Тема урока:

«Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова.»



Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием.


Метод: групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов.




Ход урока.


I Проверка домашнего задания


1. пересказ конспекта предыдущего урока

2. чтение наизусть «Любимые строки Некрасова». (Выборочно)



Эпиграф

Некрасов – целое поэтическое государство,

живущее по своим законам.

Р.Гамзатов



План.

  1. Своеобразие лирики Некрасова.

  2. Основные темы, идеи:

а) о назначении поэта и поэзии

б) тема родины и народа

в) идеал общественного деятеля

г) Некрасов – поэт-сатирик

д) любовная лирика


II Слово учителя.

Н.А.Некрасов – один из трех гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в тоже время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Поэт-новатор, он прокладывал свои пути в литературе. Его поэтические произведения вызвали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чем же заключается неповторимость, новаторство Некрасова?

-Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

-Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и т.д.

-Новые герои вносят в стихи и новую речь – подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

-Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

-Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие Некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.



III. Итак, каковы основные темы лирики Некрасова?


Урок можно провести в форме групповой работы. Каждая группа готовит свою тему.


1 группа: Тема о назначении поэзии и роли поэта в жизни общества.


Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

А) «Поэт и гражданин» (1856) – сообщение

Вывод: В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения.

Б) звучит стихотворение «Муза» (1852)

- Что такое муза?

(Муза – 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перн.зн) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

- А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза-крестьянка, потому что крестьянская тема – среди особо волнующих поэта. С другой стороны, судьба поэта, по видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умаливать свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»).

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве.

В) «Элегия» (1874). Читает ученик.

Небольшое сообщение. В письме к А.Н.Ермакову (29 августа 1874 года). Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

А.Н.Ермаков был инженером-путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены любимая сестра Некрасова – Анна Алексеевна, воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него.



Дается понятие жанра Элегии.


Элегия – жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

- почему Некрасов выбрал жанр элегии?

1 строфа – обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.

2 строфа – поэт революционной демократии выражает свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу.

- В чем видит существо своей поэзии?

- Как он воспринимает реформу 1861 года?

3 строфа – раздумывая о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу.

-Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

4 строфа – Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню?

- Итак, каким представлен народ в «Элегии» что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

(он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза – страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу.)


2 группа. Тема родины и народа.


Слово учителя.

Первая тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги – все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды.» (Из воспоминаний Панаевой).


Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда» - сообщения.

«Железная дорога» - сообщение

«Забытая деревня»

«Школьник»

«Несжатая полоса»

«В полном о разгаре…»


Вывод: Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.



Итог урока: Некрасов и для современников и для потомков прежде всего великий поэт-реалист, оказавший большое влияние на все развитие русской поэзии. Действительно, как сказал Р.Гамзатов: «Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам».



Домашнее задание:


  1. Подготовить пересказ конспекта и страницы учебника.

  2. Выучить два стихотворения (по выбору учащегося)

  3. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

  4. Индивидуальное сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

  5. Знать содержание поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка»

  6. Подготовиться к проверочной работе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!