СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для формирования читательской грамотности в 5-6 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы для формирования читательской грамотности в 5-6 классах»

Прочитайте текст и выполните задания.

Вечное искупление деревьев

Старые датские барды утверждают, что было время, когда все деревья были вечнозелеными, сохраняя листву даже в суровую зиму. В то время каждое существо, будь то растение или животное, имело душу и свой характер и подчинялось законам морали. Даже деревья должны были проявлять доброту к собратьям и могли понести наказание за жестокость.

Начало этим наказаниям было положено однажды в конце сентября, когда стаи болтливых птичек с красными крыльями тысячами собрались к перелету в дальние края. Когда солнце село, они начали свое трудное путешествие над Средиземным морем и песками Сахары к теплым африканским странам. Но одна птичка отстала, у нее было сломано крыло.

Раненая птичка порхала и прыгала с ветки на ветку, ища убежища от холода. Береза качалась от ветра и не обратила внимания на мольбы птички. Так же поступила и ива, печалясь о каком-то глубоком тайном горе, склонившись над ручьем. И устремленный вверх дуб не снизошел до маленькой птички у его подножия.

Наконец усталая птичка достигла ели, самого высокого дерева в лесу, которое любезно приняло ее и укрыло своими иголками. Рядом распростерла ветви сосна, чтобы еще лучше прикрыть птичку, а темный можжевельник предложил горсть ягод, чтобы прокормить ее до лучших дней.

Береза, ива и дуб заплатили за свое негостеприимство: когда за первыми морозами подул ветер, он содрал с них все листья и пробудил от мечтаний. С тех пор они навсегда обречены страдать от зимних морозов и встречать снег дрожащими скелетами, в то время как добрые ель, сосна и можжевельник вечно зеленеют.

Задание №1 (логические УУД: подведение под понятие)

Как бы вы определили жанр данного текста:

А) миф

Б) сказка

В) легенда

Свой ответ объясните.

Задание №2(Логические УУД: построение логической цепи доказательств)

Какой из аргументов доказывает мысль датских бардов о том, что в наказании деревьев участвуют высшие силы природы:

А) Причина опадения листвы в том, что зимой корни растений не могут всасывать из почвы холодную воду. А испарение влаги в холодную погоду вовсе не прекращается. И если бы растения не сбрасывали листья зимой, они теряли бы воду, продолжая испарять ее листьями, и погибли бы от ее недостатка.

Б) Все-таки листопад не вызывается осенней погодой и заморозками. Независимо от внешних условий осенью у растений замедляются все жизненные процессы и оно как бы погружается в сон (глубокий покой).

Задание №3 (Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации)

За что с точки зрения бардов были наказаны береза, ива и дуб:

А) за равнодушие

Б) за негостеприимство

В)за свой эгоизм

Задание №4 (Логические УУД: подведение под понятие)

Какое природное явление пытается объяснить автор:

А) фотосинтез

Б) эволюцию форм листьев

В) листопад

Задание №5(Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков)

В какую из стран могла лететь маленькая птичка?

А) Канада

Б) Бразилия

В) Кения

Г) Австралия

Задание №6(Логические УУД: подведение под понятие)

Как называются длинные путешествия, которые предпринимают животные и птицы, в места, где больше пищи?

А) эмиграция

Б) мутация

В) миграция

Задание №7 (Логические УУД: обобщение, доказательство)

Один из учащихся сказал, что дуб, береза и ива совершенно правильно наказаны силами природы, другой же ответил ему, что они были невиноваты в данном случае. С кем из участников спора вы бы согласились? Аргументируйте свои ответ.