СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к учебному занятию "Словосочетание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает структурную схему учебного занятия и приложения: теоретический материал, опорные схема и таблица, практические задания с ответами

Просмотр содержимого документа
«Материалы к учебному занятию "Словосочетание"»

Технологическая карта практического занятия

Тема: Словосочетание

Кол-во часов: 1 час.

Цель: расширить знания учащихся о словосочетании.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятием словосочетание;

- закрепить знания о видах подчинительной связи в словосочетаниях;

- формировать умения различать словосочетания по смысловым отношениям.

Развивающие:

- развивать навыки выделения словосочетания в предложении;

- развивать навыки определения видов подчинительной связи в словосочетаниях;

- развивать умения аргументировать свой выбор.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к языку и слову.

Структурная схема практического занятия

Дидактическая структура

Задачи

Методическая структура

Время

Методическое обеспечение

  1. Организационный этап


Проверка отсутствующих, их готовности.

2 мин.


  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности

  1. Сообщение темы.

  2. Определение цели.

2 мин.


  1. Проверка домашнего задания

Выявить уровень усвоения темы


Проверка домашнего задания

(упражнение 365)


5 мин.



Учебник «Русский язык (1 часть).

А.М.Земский; Москва, 1986. с.291-300

  1. Изложение нового материала

Выработка умений самостоятельно анализировать информацию, вычленять главное.

1.Объяснение нового материала.






2.Выполнение упражнения 1 (устно).

3.Выполнение упражнения 2

(письменно)

4.Выполнение упражнения 3

(у доски)

7 мин.

5

5



5 мин.


10 мин.

8 8 мин.

Приложение 1, приложение 2, таблица «Виды подчинительной связи слов и способы ее выражения» (приложение 3).

Приложение 4.


Приложение 5.


Приложение 6.

  1. Подведение итогов и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала.

- Что такое сочетание?

- В чем отличие между словом и словосочетанием?

- Назовите виды подчинительной связи.

Рефлексия.

2 мин.





2 мин.






Приложение 7.

  1. Сообщение домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний.

[2]; с.5-15, упр.17, определить вид подчинительной связи

2 мин.






Приложение 1.

Словосочетание – синтаксически непредикативная единица, которая состоит из 2-х или более значимых слов, связанных подчинительной связью.

Сходство и отличие от слова

Общее

Отличие

1. Не обладает предикативностью;

2. Номинативное средство языка;

3. Не является коммуникативной единицей, составная часть предложения;

4. Не имеет интонации;

5. Им определяют парадигму.

1.Слово состоит из морфем, словосочетание- не менее 2-х знаменательных слов;

2.Слово–единица цельная, словосочетание-совокупность грамматически организованных компонентов;

3. Слово называет отдельные предметы, словосочетание-наименование предметов.

Отличие от предложения

Словосочетание

Предложение

1.Словосочетание–непредикативная синтаксическая единица, не выражает законченной мысли;

2.Словосочетание–номинативная функция;

3.Словосочетание не имеет самостоятельной интонационной оформленности.



2. Предложение-коммуникативная;


4.Предложение имеет предикативный центр и используется для сообщения.

Не является словосочетанием:

1.Подлежащее и сказуемое. ( Я играю)

2.Однородные члены предложения. (Красивый и добрый)

3.Служебное слово + знаменательное. ( Насчет отпуска)

4.Конструкции, которые состоят из обособленного оборота с поясняющими словами. (Студент записывающий)

5.Составные числительные. (Двадцать восемь)

6.Форма сложного будущего времени глагола. ( Буду читать)

7.Повелительное наклонение глагола. (Говори)

8.Сослагательное наклонение. (Говорил бы)

9.Сравнительная степень прилагательного и наречия. (Более маленький)

10.Превосходная степень прилагательного и наречия. ( Наиболее объективный)

11.Сочетание падежной формы одного и того же существительного с предлогом или без него.

12.Осложненная форма простого глагольного сказуемого. (Спел, так спел).

Типы словосочетаний по опорному слову:

Глагольные: решать задачу; глагол + существительное: читать книгу; глагол - инфинитив: предложить выучить; глагол +наречие: поступать справедливо.

Именные: трое братьев. Главное слово выражено существительным, прилагательным, местоимением, числительным: прогулка по лесу, способный к музыке, кто-то из студентов, две книги. Субстантивное (легкая мгла), адъективное (нужный предприятию).

Наречные: точно до минуты. Наречие +наречие: очень быстро; наречие+ существительное: далеко от дома.

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов:

Свободные – полностью сохраняют свое лексическое значение, свободно сочетаются с другими словами, синтаксическая функция отдельного члена предложения.

Несвободные (что-то легкое) – ослабленное лексическое значение, один член предложения:

1. Синтаксически–несвободные – семантически едины (высокого роста):

а) Количественно - именные (несколько дней),

б) Числительное/местоимение + существительное/местоимение +ИЗ (одна из них),

в) Неопределенное местоимение+ прилагательное/определенное местоимение (что-то иное),

г) Человек, мужчина, женщина, вещь, дело, время +определяющее его прилагательное,

д) ИС +с +существительное/местоимение в Т. п.,

е) С лицом, усами, носом, глазами +определяющее его прилагательное,

ж)От/из/с +существительное +до/в +существительное.

2. Составные цельные наименования (Марьина Горка).

3. Метафорически неделимые словосочетания.

4. Фразеологически связанные (по щучьему велению).

Типы словосочетаний по составу:

Простые – состоят из 2-х знаменательных слов. Выделяют: предложные (бежать во весь) и беспредложные (самый умный).

Сложные – образуются на основе простого при наличии 2-х и более подчинительных связей (неудержимое желание странствовать). Выделяют комбинированные словосочетания – несколько подчинительных связей, которые исходят от разных стержневых слов.

Типы словосочетаний по характеру смысловых отношений:

1)Атрибутивные: старая книга;

2)Объектные: указывают на действие и предмет, на которое оно направлено (писать письмо);

3)Обстоятельственные – действие и его признак, признак действия;

4)Субъектные – зависимое слово обозначает производителя действия или носитель признака (белизна снега);

5)Комплетивные – словосочетания с информативной недостаточностью слов (пять домов).

Виды подчинительной связи:

Согласование — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в общих для них грамматических категориях. Главный компонент выражен существительным или любой субстантивной частью речи: красивая девушка.

Управление — вид подчинительной связи, при котором форма зависимого слова без предлога или с предлогом определяет лексико-грамматическое и словообразовательное значение опорного компонента: писать сочинение.

Примыкание — связь, при которой зависимое неизменяемое слово или его форма сочетаются со знаменательным компонентом только по смыслу и интонационно: говорить спокойно, сидеть молча.


Приложение 2.

Приложение 3.






Приложение 4.

Упражнение 1.

Задание: определить тип словосочетаний по опорному слову.

Покупать шапку

Шелковое платье

Очень веселый

Похожий на брата

Выше сестры

Четыре листа

Очень громко

Встретиться с друзьями

Что-то смешное

Стучать молотком

Застрелить волка

Пятый экземпляр

Построить мост

Уехать третьего июня

Махнуть рукой

Идти лесом

Работать всю ночь

Выйти из дома

Встать из-за стола

Отбежать от дерева

Спускаться с горы

Лежать на траве

Гулять около леса

Путешествовать в течение двух лет

Выйти освежиться



Приложение 5.

Упражнение 2.

Задание: определить тип словосочетаний по степени спаянности компонентов.

Дать газету

Задать работу

Задать урок

Идти на пользу

Идти на поклон

Иметь библиотеку

Иметь цель

Поднять перчатку

Хранить спокойствие

Тянуть следствие

Сделать большие глаза

Поднять меч





Приложение 6.

Упражнение 3.

Задание: определить тип словосочетаний по характеру смысловых отношений, вид подчинительной связи.

Вздумалось однажды

Вздумалось друзьям

Побродить по рощам

Побродить по лугам

В день жаркий

В чистом поле

На севере диком

Стоит одиноко

На голой вершине

Большое стадо

Свернули в лес

Расположились под рекой

Верность гипотезы

Требовательный к ученикам

Рана около уха

Приготовленный мастером

Множество домов

Дом с мезонином

Ковш квасу

Обмен мыслями

Устать от разговоров

Платье из бархата

Ведро воды

Час пик

Мост через реку

Попытка объяснить

Этот человек

Люди похитрее


Приложение 7.

Рефлексия «Продолжи фразу»

Наше занятие подошло к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого занятия, праздника?

За что ты можешь себя похвалить?


Что думал?

Что чувствовал?

Что приобрел?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…


Ответы:

Упражнение 1.

Покупать шапку - глагольное.

Шелковое платье – именное.

Очень веселый – не является словосочетанием.

Похожий на брата – именное.

Выше сестры – наречное.

Четыре листа – именное.

Очень громко - не является словосочетанием.

Встретиться с друзьями – глагольное.

Что-то смешное – именное.

Стучать молотком – глагольное.

Застрелить волка – глагольное.

Пятый экземпляр – именное.

Построить мост – глагольное.


Уехать третьего июня – глагольное.

Махнуть рукой – глагольное.

Идти лесом - глагольное.

Работать всю ночь – глагольное.

Выйти из дома – глагольное.

Встать из-за стола – глагольное.

Отбежать от дерева – глагольное.

Спускаться с горы – глагольное.

Лежать на траве – глагольное.

Гулять около леса – глагольное.

Путешествовать в течение двух лет – глагольное.

Выйти освежиться – глагольное.


Упражнение 2.

Дать газету – свободное.

Задать работу – свободное.

Задать урок – свободное.

Идти на пользу – фразеологически связанное.

Идти на поклон – свободное.

Иметь библиотеку - фразеологически связанное.

Иметь цель - фразеологически связанное.

Поднять перчатку – свободное.

Хранить спокойствие - фразеологически связанное.

Тянуть следствие – свободное.

Сделать большие глаза

Поднять меч - свободное.




Упражнение 3.

Вздумалось однажды – обстоятельственное, примыкание.

Вздумалось друзьям – субъектное, управление.

Побродить по рощам – обстоятельственное, управление.

Побродить по лугам – обстоятельственное, управление.

В день жаркий – атрибутивное, согласование.

В чистом поле – обстоятельственное, управление.

На севере диком – атрибутивное, согласование.

Стоит одиноко – обстоятельственное, примыкание.

На голой вершине – атрибутивное, согласование.

Большое стадо – атрибутивное, согласование.

Свернули в лес – обстоятельственное, управление.

Расположились под рекой – обстоятельственное, управление.

Верность гипотезы – субъектное.

Требовательный к ученикам – объектное.

Рана около уха – атрибутивное.

Приготовленный мастером – субъектное.

Множество домов – объектное.

Дом с мезонином – атрибутивное.

Ковш квасу – комплетивное.

Обмен мыслями – объектное.

Устать от разговоров – обстоятельственное.

Платье из бархата – атрибутивное.

Ведро воды – комплетивное.

Час пик – управление.

Мост через реку – управление.

Попытка объяснить – примыкание.

Этот человек – согласование.

Люди похитрее – примыкание.