Урок №32. Предмет: музыка. Класс: 3. Дата: ________________
Тема: Особенности музыкального языка разных композиторов.
Цели: познакомить с особенностями музыкального языка разных композиторов.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование основ музыкальной культуры, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Метапредметные: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками и учителем при решении различных музыкально-творческих задач, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей, приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации.
Личностные: умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка.
Тип урока: комбинированный.
Музыкальный материал: Л.ван Бетховен «Лунная соната», П.И.Чайковский Неаполитанская песенка
Ход урока:
1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Приветствие.
Муз. разминка. «Ступеньки»
Повторение по нотной грамоте.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.
Тема: Особенности музыкального языка разных композиторов.
Как вы думаете: о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Цели.
Планирование работы.
3.. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементы музыкальной речи.
- Какие элементы музыкальной речи вам уже знакомы?
- Нам знакомы элементы музыкальной речи – лад, регистр, динамика, темп. (Цветик-семицветик)
- Для чего нам нужны элементы музыкальной речи?
Работа с учебником.
Слушание (анализ- интерпретация)
Сегодня мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.
Тема нашего урока «Элементы музыкальной речи – мелодия, гармония, ритм».
Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия . Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой и вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух. То, что вы напеваете, и есть мелодия. Маленькая частица мелодии носит название мотив. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы в свою очередь образуют предложение .Насколько важным выразительным средством мелодия, можно судить хотя бы по тому, что многие музыкальные произведения состоят только из мелодии. Это прежде всего русские народные песни и народные инструментальные наигрыши. Есть в русских народных песнях мелодии такой протяженности, что когда слушаешь их, кажется, что нет и не будет
конца напеву. Один звук переходит в другой, песня льется беспрерывным потоком.
В этом случае говорят – эта мелодия большого дыхания.
Мелодии большого, широкого дыхания мы встречаем и в произведениях отечественных и зарубежных композиторов.
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Сегодня на уроке мы рассмотрим мелодию большого дыхания на примере «Лунной сонаты» Л.ван Бетховена. Людвиг ван Бетховен - родился в 1770 году в небольшом
немецком городке Бонне.
- Прежде чем мы послушаем эпизод «Лунной сонаты», я вам расскажу о истории создания этого музыкального произведения, чтобы лучше ее прочувствовать.
Людвиг ван Бетховен в возрасте 30 лет ощутил первые признаки глухоты. Вы только подумаете, что значит для композитора – писать музыку и не слышать ее. Как раз в то время, когда он начал ощущать приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице юной графине Джульетте Гвиччарди он стал думать как о будущей жене
А она? Она, воспитанная в аристократической семье свысока смотрела на своего учителя – пусть знаменитого, но зато не знатного происхождения. Джульетта не могла принять своего гениального учителя. Она была для этого слишком легкомысленна и поверхностна. И нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта
Галлинберга – бездарного сочинителя музыки, но зато графа.
- Вслушайтесь теперь в эту музыку!
Слушали: эпизод «Лунной сонаты» Л.вана Бетховена.
- У вас на партах лежат нотки: одна мажорная, другая минорная.
Подумайте, какого характера это произведение и выберите нужную нотку.
- Почему вы выбрали нотку минорную? Какая мелодия звучала?
- Почему «Лунную сонату» можно отнести к мелодии большого дыхания?
- Но нередко мы сталкиваемся с напевами совсем иного склада. В них нет долгих протяжных звуков, переливающихся один в другой.
- Я передлагаю вам послушать Неаполитанскую песенку П.ИЧайковского.
- Эту мелодию он услышал во время путешествия по Италии в городе Неаполе. Эту песню под гитару. Композитор записал мелодию без слов и включил ее в «Детский альбом.
Слушание «Неаплоитанская песенка».П И Чайковский.
- А это произведение какого характера? Выберите нужную нотку, поднимите ее.
- Почему вы выбрали эту нотку? (мелодия оживленная, веселая.)
- Какой жанр напоминает это произведение? (танец).
Как вы думаете, почему это произведение нельзя отнести к мелодии большого дыхания? (звуки исполнялись отрывисто).
- Правильно, такой принцип исполнения, когда, кагда звуки исполняются отрывисто, называют стокатто.
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
Вокально-хоровая работа.
Исполнение изученных песен.
Работа в шумовом оркестре. «Овощные ритмы», «Озорная полечка»
7. Анализ достижений учащихся.
8. Итоги урока.