Урок: Математический турнир
для 8 “б” и 8 “в” классов
Ибраева Аида Жокеновна, учитель математики и информатики
Цель турнира:
Развитие интереса к изучению предмета математика.
активизация познавательной деятельности учащихся,
повышение мотивации учебной деятельности.
Задачи игры
Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
Создание деятельной, творческой обстановки в процессе турнира, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
Использование дифференцированных заданий, позволяющих даже “слабым” учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.
В игре принимают участие 2 команды по 6 человек из параллельных 8- классов. Турнир состоит из 5 этапов. На каждом этапе командам предлагаются вопросы . Команда готовит ответ в течение 1 минуты. Для решения задач время можно увеличить до 3 минут.
В итоге после каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов. Для проведения игры подготовить жюри – 3-5 человека (подготовить табло-маркерную доску для оповещения результатов игры), ведущего (учитель), группу технической поддержки – 1 человек.
Для жюри и членов команд подготовить ручки и бумагу. По договоренности с классными руководителями можно приготовить приз для команды-победителя и утешительный приз для другой команды.
Фоновую музыку для пауз во время выполнения заданий командами.
Ведущий:
Есть в математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Нам математика дает
Для победы трудностей закалку.
И шагаем с нею мы вперед
Развивая волю и смекалку.
– Перед началом турнира я хочу ознакомить Вас с условиями турнира. Этот турнир задуман с целью выявления уровня усвоения учебного материала, изучаемого в течении года.
Я учредила “Переходящий кубок по Математике между параллелями”. Выигравшая команда, а следовательно класс, получает Кубок. Если команда в следующем турнире проигрывает, то передает Кубок, выигравшей команде. Команда, выигрывающая Кубок 3 раза подряд забирает его насовсем, и ей присуждается наименование “КОМАНДА УНИКУМ”.
Это 3- турнир. На 1- 2-турнире победителем и обладателем Кубра стал 8”б”.
Каждый класс выставляет свою команду из 6-человек.
Сегодня на математическом турнире встретятся команды 8”б” и 8”в” класса.
Наши команды будут соревноваться в сообразительности, быстроте ума, внимательности, знании математики и ее истории, умении слушать и слышать.
Поединок судят умудренные опытом и знаниями члены жюри… (представляет членов жюри).
1.
2.
3.
4.
5.
Жеребьевка для первого турнира.
1. Турнир «Приветствие». Максимум 5 баллов.
Ведущий. Объявляется 1 - турнир «Приветствие».
Подведем итоги первого турнира (объявляются результаты приветствия).
2. Турнир « Разминка».
За каждый правильный ответ команда получает по одному очку.
Командам предлагается по семь вопросов, которые требуют быстрого ответа.
Вопросы:
1. Высший бал в школах Кыргызстана. (5)
2. Треугольник, у которого все стороны равны. (равносторонний)
3. Сколько лет спал Илья Муромец? (33).
4. Наименьшее четное число. (2).
5. Сумма углов любого треугольника. (180).
6. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9).
7. Треугольник, у которого есть прямой угол. (Прямоугольный).
1. Очень плохая оценка знаний в Кыргызстане. (1).
2. Сколько козлят было у многодетной мамы? (7).
3. Наука о свойствах геометрических фигур. ( Геометрия).
4. Треугольник, у которого все стороны равны. ( Равносторонний).
5. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. ( Радиус).
6. Соперник нолика. ( Крестик).
7. Сколько раз в году встаёт солнце? (365).
Подведем итоги второго турнира (объявляются результаты разминки).
3. Турнир «Экскурсия в историю».
За каждый правильный ответ команда получает по одному очку.
Время на каждую историю 20 секунд.
Ведущий. Каждый человек по своему уникален, а ученые математики тем более: они и астрономы, и поэты, и физики, и художники. Одним словом – незаурядные личности. Некоторые факты из жизни ученых-математиков передаются из уст в уста веками. Сейчас я приведу краткую информацию о трех великих математиках. Вы должны узнать о ком идет речь, записать их имена на листочке по порядку и сдать ответы жюри.
Первая история. Евклид.
Этот ученый жил более двух тысяч лет назад и был современником царя Птолемея I.
Он старше Архимеда.
Вам известен его алгоритм нахождения НОД двух целых чисел.
Его считают основателем геометрии.
Вторая история. Гаусс
Родился в 1777году.
В 19 лет дал полное решение построения правильного семиугольника и девятиугольника. Над решением этой задачи ученые бились в течение 2-х тысяч лет.
Это знаменитые его слова: «Математика-царица всех наук, арифметика-царица математики»
История третья. КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна(1850 - 1891)
Русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор. Родилась в дворянской семье артиллерийский генерала Василия Корвина-Круковского в отставке, зажиточного помещика. Получила домашнее образование, проявила большие способности к математике.
История четвертая. Архимед
Год его смерти – год падения Сиракуз.
Он погиб от рук римского солдата.
Он проверил чистоту золотого венца царя с помощью закона выталкивающей силы.
Вычислил число П.
История пятая. Рене Декарт.
Французский философ и математик, заложил основы аналитической геометрии, раздела математики, изучающего геометрические объекты методами алгебры; дал понятие переменной величины и функции, ввёл многие алгебраические обозначения.
Прямоугольная система координат названа в честь этого математика, т.к. он впервые описал применение координат в математике
в своей книге «Геометрия» в 1673 г.
Подведем итоги 3-турнира.
4. Турнир «Практика».
Ведущий. Говорят, что теория без практики мертва, практика без теории глупа. Каждой команде представляется возможность доказать, что они справятся с любой задачей.
Командам предлагается задание, которое необходимо решить за 3 минуты .
Нужно избрать такую дорогу, чтобы сумма цифр была равна 51.
| 4 | 2 | 4 | 5 | |
| 1 | 8 | 1 | 3 | |
Начало | 5 | 6 | 7 | 8 | Выход |
| 1 | 2 | 4 | 9 | |
Правильный ответ:
| 4 | 2 | 4 | 5 | |
| 1 | 8 | 1 | 3 | |
Начало | 5 | 6 | 7 | 8 | Выход |
| 1 | 2 | 4 | 9 | |
Команды сдают свои решения жюри.
Пока команды решают, посмотрим музыкальные номера подготовленные болельщиками в поддержку своих команд. (1-команда)
Слово жюри.
5. Турнир капитанов.
Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!
Составить как можно больше слов из слова «Транспортир». 1- балл за выгрыш.
Ответьте на вопросы .
Назовите имена: по 1-баллу за правильный ответ.
а). Трех поросят из сказки «Три поросёнка». (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф).
б). Трех мушкетеров из романа А.Дюма «Три мушкетера». (Атос, Портос, Арамис)
в). Трех былинных героев на картине художника Васнецова «Три богатыря».
( Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)
Пока капитаны решают, посмотрим музыкальные номера подготовленные болельщиками в поддержку своих команд. (2-команда)
Жюри подводит итоги конкурса капитанов.
Домашнее задание.
Тема : ВЕСНА – ЛЮБОВЬ – МАТЕМАТИКА
Жюри подводит итоги конкурса «Домашнее задание»
Заключительное слово учителя.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!
Пока жюри подводит итоги команды выходят на сцену. Все вместе исполним наш гимн математике.
Гимн Математике. Исполняют все участники турнира.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Музыка Соловьёва-Седого из к\ф “Небесный тихоход”
В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.
Припев: Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.
Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
“Зашьём” озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.
Припев.
Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с математикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!
Подведение итогов. Награждение победителей.