СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Математика» на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика.1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России») и является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8.

Предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика» обязательной части учебного плана и рассчитан на 136 часов.

Просмотр содержимого документа
«Математика 3 класс»




Рабочая программа учебного предмета «Математика» на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика.1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России») и является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8.

Предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика» обязательной части учебного плана и рассчитан на 136 часов.


Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

• положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

• понимание значения математических знаний в собственной жизни;

• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

• умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

• умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

• уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей4.

Учащийся получит возможность для формирования:

• начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;

• осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

• осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

• интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

• устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

• понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

• стремиться полнее использовать свои творческие возможности;

• осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символи-ческие средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;

• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;

• принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

• применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

• согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;

• конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.

Предметные результаты

Числа и величины.

Учащийся научится:

• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;

• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

• устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;

• читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут. = 24 ч.

Учащийся получит возможность научиться:

• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия.

Учащийся научится:

• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а: а, 0: а;

• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;

• выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;

• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв;

• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстовыми задачами.

Учащийся научится:

• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

• составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

• преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Учащийся научится:

• обозначать геометрические фигуры буквами;

• различать круг и окружность;

• чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.

Учащийся получит возможность научиться:

• различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;

• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

• читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины.

Учащийся научится:

• измерять длину отрезка;

• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Работа с информацией.

Учащийся научится:

• анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

• устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

• самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

• выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

• читать несложные готовые таблицы;

• понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.


Содержание учебного курса «Математика» в 3 классе

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов)

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.

Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Табличное умножение и деление (45 часов)

Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимость между величинами: цена, количество, стоимость.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

Зависимость между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.

Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.

Умножение числа 1 на 1, 0 на 0. Деление числа 0, невозможность деления на 0.

Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата)

Текстовые задачи в три действия.

Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.

Доли (10часов)

Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение числа и числа по его доле.

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Внетабличное умножение и деление (25 часов)

Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23х4, 4х23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 60:3, 80:20.

Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.

Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22. Проверка умножения делением.

Выражения с двумя переменными вида a+ b, a- b, a x b, c: d (d = 0), вычисление их значений при заданных числовых значениях, входящих в них букв.

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 часов)

Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10 и в 100 раз.

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 часов)

Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.

Письменные приёмы сложения и вычитания.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные, равносторонние; прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1-3 действия на вложение.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 часов)

Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.

Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.

Знакомство с калькулятором.

Повторение (7 часов)

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приёмы. Порядок выполнения действий.

Решение уравнений.

Решение задач изученных видов.






Тематическое планирование курса «Математика»

урока


Тема раздела, урока


Количество часов

Примечание


Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Повторение. (8часов)

1

Повторение. Нумерация чисел.

1


2

Устные приёмы сложения и вычитания.

1


3

Письменные приёмы сложения и вычитания

1


4

Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении

1


5

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании

1


6

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании

1


7

Обозначение геометрических фигур буквами.

1


8

Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера)

1



Табличное умножение и деление. Повторение (4 ч)

9

Конкретный смысл умножения и деления

1


10

Связь умножения и деления

1


11

Чётные и нечётные числа.



12

Таблица умножения и деления с числом 3

1



Зависимость между пропорциональными величинами (5 часов)

13

Зависимость между величинами цена, количество, стоимость

1


14

Зависимость между величинами: масса, количество

1


15

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

1


16

Входная контрольная работа

1


17

Анализ контрольной работы. Зависимость между пропорциональными величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.

1


Таблицы умножения и деления с числами: 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора (18 часов)

18

Таблица умножения и деления с числом 4

1


19

Закрепление изученного. Таблица Пифагора

1


20

Задачи на увеличение числа в несколько раз

1


21

Решение задач на увеличение числа в несколько раз

1


22

Закрепление решения задач на увеличение числа в несколько раз

1


23

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1


24

Решение задач на уменьшение числа в несколько раз

1


25

Закрепление решения задач на уменьшение числа в несколько раз

1


26

Таблица умножения и деления с числом 5

1


27

Задачи на кратное сравнение чисел

1


28

Решение задач на кратное сравнение чисел

1


29

Задачи на кратное и разностное сравнение

1









30

Таблица умножения и деления с числом 6

1



31

Умножение и деление с числами 5,6

1



32

Контрольная работа за 1 четверть.

1



33

Анализ контрольной работы. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

1



34

Таблица умножения и деления с числом 7

1



35

Страничка для любознательных. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7


1



Таблица умножения и деления с числами 8 и 9 (14часов)



36

Таблица умножения и деления с числом 8.

1



37

Решение примеров на умножение и деление с числом 8

1



38

Решение задач изученных видов

1



39

Таблица умножения и деления с числом 9.

1



40

Единицы площади – квадратный дециметр.

1



41

Сводная таблица умножения.

1



42

Решение примеров на умножение и деление с использованием сводной таблицы умножения.

1



43

Единица площади –квадратный метр

1



44

Решение задач с пропорциональными величинами.

1



45

Страничка для любознательных. Задачи-расчёты.

1



46

Что узнали. Чему научились.

1



47

Повторение пройденного по теме «Таблица умножения и деления с числами 8,9»

1



48

Контрольная работа по теме «Таблица умножения и деления с числами 8,9»

1



49

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного по теме «Таблица умножения и деления с числами 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9»

1




Умножение и деление на 1, 0 (4 часа)


50

Умножение на 1

1



51

Умножение на 0

1



52

Деление вида а:а

1



53

Деление нуля на число

1




Доли (10 часов)


54

Доли. Образование и сравнение долей.

1



55

Круг. Окружность.

1



56

Диаметр круга. Решение задач.

1



57

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле.

1



58

Единицы времени – год, месяц, сутки

1



59

Страничка для любознательных. Задачи в картинках.

1



60

Что узнали. Чему научились Повторение пройденного по теме «Доли», умение

выполнять деление и умножение, решать задачи изученных видов, сравнивать доли, чертить окружность

1



61

Контрольная работа за II четверть по теме «Доли»

1



62

Анализ контрольной работы. Решение задач.

1



63

Решение текстовых задач в три действия

1




Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.

Приёмы умножения для случаев 23∙ 4, 4 ∙23 (8 часов)


64

Приёмы умножения и деления вида 20∙ 3, 3 ∙ 20, 60:3

1



65

Приём деления вида 80:20.

1



66-67

Умножение суммы на число

2



68-69

Приёмы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4∙ 23

2



70-71

Решение задач с величинами

2




Приёмы деления для случаев 78:2, 69:3 (7 часов)


72

Деление суммы на число

1



73

Деление двузначного числа на однозначное. Приёмы деления для случаев вида 69:3, 78:2

1



74

Связь между числами при делении. Проверка деления

1



75

Приёмы деления для случаев вида 87:29, 66:22

1



76

Проверка умножения

1



77

Решение уравнений на основе связи взаимосвязи чисел при делении

1



78

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление»

1




Деление с остатком (10 часов)


79

Анализ контрольной работы. Приёмы нахождения частного и остатка

1



80

Деление с остатком

1



81

Деление с остатком методом подбора

1



82

Выполнения деления с остатком разными способами

1



83

Решение примеров на деление с остатком.

1



84

Решение задач на деление с остатком

1



85

Случаи деления с остатком, когда делитель больше делимого

1



86

Проверка деления с остатком

1



87

Повторение пройденного по теме «Деление с остатком»

1



88

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

1




Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 часов)


89

Анализ контрольной работы. Устная нумерация. Тысяча

1



90

Образование и название трёхзначных чисел.

1



91

Разряды счётных единиц

1



92

Зависимость между пропорциональными величинами: расход в день, количество дней, общий расход.

1



93

Натуральная последовательность трёхзначных чисел

1



94

Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.

1



95

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых

1



96

Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1



97

Сравнение трёхзначных чисел.

1



98

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе

1



99

Комплексная работа

1



100

Единицы массы: килограмм, грамм

1



101

Контрольная работа по теме «Нумерация»

1



102

Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных.

1



Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 часов)


103

Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

1



104

Разные способы вычислений.

1



105

Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90

1



106

Разные способы вычислений

1



107

Приёмы письменных вычислений

1



108

Алгоритм письменного сложения

1



109

Алгоритм письменного вычитания

1



110

Виды треугольников

1



111

Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел.

1



112

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»»

1



113

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание» Что узнали. Чему научились

1




Умножение и деление (16 часов)


114

Приёмы устного умножения и деления.

1



115

Разные способы вычислений

1



116

Устные приёмы умножения и деления на круглое число

1



117

Виды треугольников

1



118

Приём письменного умножения на однозначное число.

1



119

Страничка для любознательных. Решение логических задач

1



120

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

1



121

Письменное умножение трёхзначных чисел на однозначное

1



122

Упражнение в письменном умножении многозначных чисел на однозначное.

1



123

Закрепление письменного умножения многозначных чисел на однозначное.

1



124

Приём письменного деления на однозначное число

1



125

Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное число.

1



126

Закрепление письменного деления трёхзначного числа на однозначное число.

1



127

Проверка деления умножением.

1



128

Контрольная работа по теме умножение и деление

1



129

Анализ контрольной работы. Закрепление письменного деления трёхзначного числа на однозначное число.

1




Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (7 часов)


130

Повторение. Сложение и вычитание.

1



131

Повторение. Умножение и деление

1



132

Повторение. Правила о порядке выполнения действий

1



133

Итоговая контрольная работа

1



134

Анализ контрольной работы. Повторение.

1



135-136

Повторение. Геометрические фигуры и величины

2






























































7