Тема урока: Умножение и деление числа на 1. Умножение и деление 0 на число.
Цели: рассмотреть частный случай умножения числа 0 и на число 0; рассмотреть частные случаи умножения с числом 1; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать задачи; развивать умение рассуждать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. В каждой из трех ваз стояли цветы: или колокольчики, или васильки, или ромашки. В первой вазе не было ромашек, во второй не было ни ромашек, ни васильков. Какие цветы стояли в каждой вазе?

2. Расшифруйте слово.
82 + 6 | В | | 20 – 3 | О |
| | | | |
67 – 6 | К | | 10 + 30 | Е |
| | | | |
49 – 40 | Т | | 9 + 6 | Ц |
15 | 88 | 40 | 9 | 17 | 61 |
Ц | В | Е | Т | О | К |
3. Сколько четырехугольников на чертеже?

Ответ: 6.
4. Какие многоугольники можно построить из 6 палочек?


III. Сообщение темы урока.

– Какие законы сложения и вычитания изображены на данных рисунках?
– Как закончить следующие рисунки?

• 1 = ?
– Сегодня рассмотрим случаи умножения числа 0 и 1.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание.
– Какие два числа нужно сложить, чтобы в результате получилось число 0? Запишите такую сумму.
0 + 0 = 0
2. Задание.
– Из данных произведений выберите те, в которых первый множитель равен числу 0.
– Запишите эти произведения в виде суммы. Найдите их значения.
0 · 12 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
0 · 4 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0
0 · 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
0 · 15 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
– Какие значения у вас получились?
Вывод: при умножении числа 0 на любое число в результате получается число 0.
3. Задание.
– Составьте произведение, в котором первый множитель равен числу 1, а второй – числу 7.
– Вычислите значение этого произведения, заменив его суммой.
– Таким же способом вычислите значения произведений 1 · 5 и 1 · 9.
1 · 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7
1 · 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5
1 · 9 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 9
– Сравните каждое полученное значение и второй множитель соответствующего произведения. Какой вывод можно сделать?
Вывод: если первый множитель равен числу 1, то значение произведения равно второму множителю.
4. Задание.
– Вычислите значение произведений, используя правило перестановки множителей.
5 · 0 = 0 · 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
9 · 0 = 0 · 9 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
12 · 0 = 0 · 12 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
10 · 0 = 0 · 10 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: при умножении любого числа на число 0 в результате получается число 0.
Физкультминутка
5. Работа по учебнику.
– Чему равно значение произведения, если один из множителей равен числу 0?
Сравним свои выводы с выводами учебника стр 27 -28 №1
№2 а - устно
№2б – устно
№3 – решение уравнений с комментированием
№4 – СР
20 : 20 =1 (32 + 45) : 77 =1 0 : (75 - 38)=0 1 • 43 =43
63 : 63=1 28 : (67 - 39) =1 (36 + 52) • 0 =0 0 • 73=0
47 : 47 =1 44 : 44 + 19 = 20 49•0 + 72 =72 53•1=53
№5 – самостоятельно
90 + 3 + 90 + 3= 186 м
№7 - самостоятельно
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите решение задачи в виде выражения и найдите значение.
Решение:
20 + (20 – 3) = 37 (кус.)
Ответ: 37 кустов всего посадили.
6. Самостоятельная работа.
Заполните окошки нужными числами или пропуски словами:
1) Разность чисел 84 и 50 равна .
2) Если число увеличить на 20, то получится 76.
3) Если к числу 92 прибавить 7, то получится .
4) Если из числа вычесть 6, то получится 9.
5) Число 70 больше, чем 8, на .
6) В выражении 30 – (7 + 13) сначала надо выполнить _____, а затем _______________ .
7) 1 м = дм 5 см 9 мм = мм
1 м = cм 47 см = дм см
10 дм = м 10 дм = м
1 дм = мм 68 мм = см мм
8) Если к числу прибавить 16, то получится 86.
9) Сумма чисел 18 и равна 27.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Чему равно значение произведения, если один из множителей равен числу 0?
– Чему равно значение произведения, если один из множителей равен числу 1?
Домашнее задание: учебник, с. 28, № 6.