Тема 5. ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
План лекции
- Переговоры как образ мышления и жизни Этапы переговорного процесса Типичные модели поведения на переговорах Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления Наиболее распространенные виды переговоров
- Переговоры как образ мышления и жизни
- Этапы переговорного процесса
- Типичные модели поведения на переговорах
- Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления
- Наиболее распространенные виды переговоров
Модель проведения деловых переговоров
I этап
Подготовка
переговоров
II этап
Проведение
переговоров
III этап
Решение проблемы
(завершение переговоров)
IV этап
Анализ итогов
деловых переговоров
ПОДГОТОВКА ПЕРЕГОВОРОВ
план переговоров
- место, дата и время встречи;
- альтернативы на случай контрпредложений;
- ответственный за подготовку справочных материалов (образцов товаров, каталогов, рекламы);
- ответственный за встречу и проводы представителя другой стороны;
- ответственный за организацию угощения в ходе переговоров;
- ответственный за организацию и проведение приема после переговоров.
Предметом переговоров является список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников переговорного процесса
Интересы - это неуловимые мотивы, которые приводят вас к принятию позиции. Это реальные цели, потребности или желания, которые находятся за тем, что вы говорите, хотите или желаете сделать
Позиция - сформулированное одной стороной и принятое другой стороной предложение (система предложений) о распространении влияний в зоне конфликта
Требования к формулировке позиции
- Позиция должна быть сформулирована ясно и четко
- Основные положения позиции должны быть сформулированы однозначно
- Формулировка позиции должна избегать образности
- Позиция должна формулироваться предельно лаконично
Требования к формулировке позиции (продолжение)
- Формулировка позиции не должна содержать условных предложений
- Позиция должна излагаться конкретно и избегать абстрактных определений
- Формулировка позиции не должна содержать противоречия или самоотрицания
В качестве результатов переговоров могут выступать самые разные акты. Однако в первую очередь это договор
Виды договоров
Договор - это правовой акт, который устанавливает права и обязанности сторон
Конвенция - это договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования; обычно оформляются как правовое соглашение
Соглашение - это договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок
Виды договоров (продолжение)
Протокол фиксирует в кратком изложении соглашение, достигнутое по отдельному вопросу, либо служит пояснением отдельных статей и постановлений заключенного договора
Протокол о намерениях означает соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус - прояснить и в определенной степени согласовать намерения сторон на основе общих интересов.
Виды договоров (продолжение)
Декларация и меморандум - сравнительно редкие документы, в которых стороны торжественно заявляют, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения в каком-то обсуждаемом вопросе
Джентльменское соглашение - договор, заключенный в устной форме. Как правило, его обязательства выполняются так же, как и статьи правовых актов
АНАЛИЗ ИТОГОВ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
цели:
- сравнение целей переговоров с их результатами
- определение мер и действий, вытекающих из результатов переговоров
- деловые, личные и организационные выводы для будущих переговоров или продолжения проводившихся
Направления анализа переговоров
- анализ сразу после завершения переговоров
- анализ на уровне высшего руководства организацией
- индивидуальный анализ деловых переговоров
ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ
- Участники переговоров – противники
- Цель переговоров – победа
- Средства – любые
«для достижения цели любые средства хороши»
ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ
- требования уступок в качестве условий для продолжения отношений;
- жесткое отстаивание своей позиции;
- сокрытие своих истинных намерений;
- требование односторонних выгод в качестве платы за соглашение;
- явное стремление выиграть состязание воль;
- поиск единственного решения – того, которое вынуждена будет принять противоположная сторона.
ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СЛАБОСТИ
- Участники переговоров – друзья
- Цель переговоров – соглашение
- Средства – те, которые обеспечивают соглашение
ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СЛАБОСТИ
- сознательные уступки для сохранения и развития хороших отношений и достижения согласия;
- выработка и представление предложений;
- раскрытие своих намерений;
- способность поддаваться давлению;
- поиск единственного решения – того, которое охотно примет другая сторона;
- стремление избежать состязания воль.
МЕТОД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
- Участники переговоров –не враги и не друзья, а партнеры, вместе решающие проблему
- Цель переговоров – не победа и не хорошие отношения, а поиск разумного решения проблемы
Положения метода принципиальных переговоров
- Люди. Разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров
- Варианты. Прежде чем решить что делать, выделите круг возможностей
- Интересы. Необходимо сосредоточиться на интересах, а не на позициях людей
- Критерии. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой- то объективной норме.
Тактика метода принципиальных переговоров
- быть мягким в отношениях с людьми и твердым при решении вопросов;
- продолжать переговоры независимо от степени доверия к вам;
- концентрировать внимание на интересах, а не на позициях;
Тактика метода принципиальных переговоров (продолжение)
- анализировать и обсуждать все предложения;
- предлагать и обдумывать взаимовыгодные варианты ;
- разрабатывать много вариантов выбора, откладывая принятие решения;
- настаивать на применении объективных критериев или их выработке.
Одна из сторон имеет более выгодные позиции
цели партнера:
- защитить себя от принятия невыгодного соглашения
- достичь соглашения, которое учитывало бы как можно больше интересов «слабой» стороны
Одна из сторон имеет более выгодные позиции
Наиболее эффективная тактика поведения – поиск лучшей альтернативы согласию, достигнутому на переговорах
(ЛАСДП)
Что такое ЛАСДП?
- К чему вы приходите, если не достигаете согласия
- Ни одного компромисса или варианта при переговорах
- Ваш план «Б», если переговоры не работают
- Что вы можете улучшить в процессе переговоров
- К чему вы можете прийти, если это кажется более привлекательным, чем согласие, достигнутое на переговорах
Преимущества создания ЛАСДП
- Это - источник власти, так как у вас есть «альтернатива»
- Вы можете оценить значение продолжения переговоров
- Вы будете знать, когда прервать переговоры, чтобы не застрять на согласии, которое вас не устраивает
Технология разработки наилучших альтернатив:
- обдумать план действий, которые можно будет предпринять, если соглашение не будет оформлено
- проанализировать несколько многообещающих идей и разработать план их воплощения
- выбрать пробный вариант, который представляется наилучшим
- рассмотреть наилучшую альтернативу варианту, предлагаемому другой стороной
8 ключевых концепций переговоров
- Отделите людей от проблем
- Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях
- Придумайте варианты взаимной выгоды
- Используйте объективные критерии для продвижения к решениям
- Разработайте и имейте в виду ЛАСДП
- Постройте золотой мост к согласию
Наиболее распространенные виды переговоров:
- Обсуждение и собеседование
- Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут
- Многосторонние переговоры
Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут
Спор , как вид аргументации, широко применяется при обсуждении спорного положения.
Спор – процедура, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а другой – что она ошибочна.
Основные черты спора:
- Наличие субъектов с различными мнениями
- Равенство субъектов в процессе обмена мнениями
- Предмет спора – спорное положение
- Наличие борьбы мнений
- Характер обсуждения – это отклонения, отрицания, неприятия
Дискуссия – это деятельность, которая в отличие от спора не разъединяет, а соединяет стороны.
Средства дискуссии – не мнения сторон, а обоснование позиции.
Основные черты дискуссии:
- Субъектная структура внешне такая же, как и в споре. Но ее объекты представлены не адресатом, а оппонентом.
- Тезисы сторон являются взаимодополняющими
- Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной деятельностью
Полемика – это вид аргументации в переговорах, основанная на непримиримости оснований, враждебности.
Основные черты полемики
- Полемика – это борьба, конфликт мнений
- Полемика никак не связана с компромиссом, т.к. она обусловлена непримиримостью
- Полемика – это диалектическое отрицание
Диспут – это всегда публичный спор.
Предмет диспута – научная или общественно значимая проблема
Дебаты и прения – вид аргументации, предназначенный для обмена мнениями в публичной форме тех или иных тезисов, высказанных в докладе, речи, выступлении и т.д.
Спасибо за внимание!