СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется очень большое внимание. Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка психолога»

Тема 5.  ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Тема 5. ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

План лекции Переговоры как образ мышления и жизни   Этапы переговорного процесса  Типичные модели поведения на переговорах  Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления  Наиболее распространенные виды переговоров Переговоры как образ мышления и жизни   Этапы переговорного процесса  Типичные модели поведения на переговорах  Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления  Наиболее распространенные виды переговоров

План лекции

  • Переговоры как образ мышления и жизни Этапы переговорного процесса Типичные модели поведения на переговорах Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления Наиболее распространенные виды переговоров
  • Переговоры как образ мышления и жизни
  • Этапы переговорного процесса
  • Типичные модели поведения на переговорах
  • Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы ее преодоления
  • Наиболее распространенные виды переговоров
Модель проведения деловых переговоров  I этап Подготовка переговоров II этап Проведение переговоров III этап Решение проблемы  (завершение переговоров) IV этап Анализ итогов деловых переговоров

Модель проведения деловых переговоров

I этап

Подготовка

переговоров

II этап

Проведение

переговоров

III этап

Решение проблемы

(завершение переговоров)

IV этап

Анализ итогов

деловых переговоров

ПОДГОТОВКА ПЕРЕГОВОРОВ  план переговоров  место, дата и время встречи; состав участников; вопросы для обсуждения; альтернативы на случай контрпредложений; ответственный за подготовку справочных материалов (образцов товаров, каталогов, рекламы); ответственный за встречу и проводы представителя другой стороны; ответственный за организацию угощения в ходе переговоров; ответственный за организацию и проведение приема после переговоров.

ПОДГОТОВКА ПЕРЕГОВОРОВ

план переговоров

  • место, дата и время встречи;
  • состав участников;
  • вопросы для обсуждения;
  • альтернативы на случай контрпредложений;
  • ответственный за подготовку справочных материалов (образцов товаров, каталогов, рекламы);
  • ответственный за встречу и проводы представителя другой стороны;
  • ответственный за организацию угощения в ходе переговоров;
  • ответственный за организацию и проведение приема после переговоров.
Предметом переговоров  является список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников переговорного процесса

Предметом переговоров является список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников переговорного процесса

Интересы  - это неуловимые мотивы, которые приводят вас к принятию позиции.  Это реальные цели, потребности или желания, которые находятся за тем, что вы говорите, хотите или желаете сделать

Интересы - это неуловимые мотивы, которые приводят вас к принятию позиции. Это реальные цели, потребности или желания, которые находятся за тем, что вы говорите, хотите или желаете сделать

Позиция  - сформулированное одной стороной и принятое другой стороной предложение (система предложений) о распространении влияний в зоне конфликта

Позиция - сформулированное одной стороной и принятое другой стороной предложение (система предложений) о распространении влияний в зоне конфликта

Требования к формулировке позиции Позиция должна быть сформулирована ясно и четко  Основные положения позиции должны быть сформулированы однозначно  Формулировка позиции должна избегать образности  Позиция должна формулироваться предельно лаконично

Требования к формулировке позиции

  • Позиция должна быть сформулирована ясно и четко
  • Основные положения позиции должны быть сформулированы однозначно
  • Формулировка позиции должна избегать образности
  • Позиция должна формулироваться предельно лаконично
Требования к формулировке позиции (продолжение) Формулировка позиции не должна содержать условных предложений  Позиция должна излагаться конкретно и избегать абстрактных определений  Формулировка позиции не должна содержать противоречия или самоотрицания

Требования к формулировке позиции (продолжение)

  • Формулировка позиции не должна содержать условных предложений
  • Позиция должна излагаться конкретно и избегать абстрактных определений
  • Формулировка позиции не должна содержать противоречия или самоотрицания
В качестве результатов переговоров могут выступать самые разные акты. Однако в первую очередь это договор

В качестве результатов переговоров могут выступать самые разные акты. Однако в первую очередь это договор

Виды договоров  Договор  - это правовой акт, который устанавливает права и обязанности сторон  Конвенция  - это договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования; обычно оформляются как правовое соглашение  Соглашение - это договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок

Виды договоров

Договор - это правовой акт, который устанавливает права и обязанности сторон

Конвенция - это договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования; обычно оформляются как правовое соглашение

Соглашение - это договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок

Виды договоров (продолжение)  Протокол фиксирует в кратком изложении соглашение, достигнутое по отдельному вопросу, либо служит пояснением отдельных статей и постановлений заключенного договора  Протокол о намерениях означает соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус - прояснить и в определенной степени согласовать намерения сторон на основе общих интересов.

Виды договоров (продолжение)

Протокол фиксирует в кратком изложении соглашение, достигнутое по отдельному вопросу, либо служит пояснением отдельных статей и постановлений заключенного договора

Протокол о намерениях означает соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус - прояснить и в определенной степени согласовать намерения сторон на основе общих интересов.

Виды договоров (продолжение)  Декларация и меморандум  - сравнительно редкие документы, в которых стороны торжественно заявляют, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения в каком-то обсуждаемом вопросе  Джентльменское соглашение - договор, заключенный в устной форме. Как правило, его обязательства выполняются так же, как и статьи правовых актов

Виды договоров (продолжение)

Декларация и меморандум - сравнительно редкие документы, в которых стороны торжественно заявляют, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения в каком-то обсуждаемом вопросе

Джентльменское соглашение - договор, заключенный в устной форме. Как правило, его обязательства выполняются так же, как и статьи правовых актов

АНАЛИЗ ИТОГОВ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ  цели: сравнение целей переговоров с их результатами определение мер и действий, вытекающих из результатов переговоров деловые, личные и организационные выводы для будущих переговоров или продолжения проводившихся

АНАЛИЗ ИТОГОВ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ

цели:

  • сравнение целей переговоров с их результатами
  • определение мер и действий, вытекающих из результатов переговоров
  • деловые, личные и организационные выводы для будущих переговоров или продолжения проводившихся
Направления анализа переговоров анализ сразу после завершения переговоров анализ на уровне высшего руководства организацией индивидуальный анализ деловых переговоров

Направления анализа переговоров

  • анализ сразу после завершения переговоров
  • анализ на уровне высшего руководства организацией
  • индивидуальный анализ деловых переговоров
ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ Участники переговоров – противники Цель переговоров – победа Средства – любые  «для достижения цели любые средства хороши»

ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ

  • Участники переговоров – противники
  • Цель переговоров – победа
  • Средства – любые

«для достижения цели любые средства хороши»

ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ требования уступок в качестве условий для продолжения отношений; выражение недоверия; жесткое отстаивание своей позиции; неприкрытые угрозы; сокрытие своих истинных намерений; требование односторонних выгод в качестве платы за соглашение; явное стремление выиграть состязание воль; всевозможное давление; поиск единственного  решения – того, которое вынуждена будет принять противоположная сторона.

ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ

  • требования уступок в качестве условий для продолжения отношений;
  • выражение недоверия;
  • жесткое отстаивание своей позиции;
  • неприкрытые угрозы;
  • сокрытие своих истинных намерений;
  • требование односторонних выгод в качестве платы за соглашение;
  • явное стремление выиграть состязание воль;
  • всевозможное давление;
  • поиск единственного решения – того, которое вынуждена будет принять противоположная сторона.
ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СЛАБОСТИ Участники переговоров – друзья  Цель переговоров – соглашение  Средства – те, которые обеспечивают соглашение

ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СЛАБОСТИ

  • Участники переговоров – друзья
  • Цель переговоров – соглашение
  • Средства – те, которые обеспечивают соглашение
ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СЛАБОСТИ сознательные уступки для сохранения и развития хороших отношений и достижения согласия; изменение позиции; выработка и представление предложений; раскрытие своих намерений; способность поддаваться давлению; поиск единственного решения – того, которое охотно примет другая сторона; стремление избежать состязания воль.

ПЕРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СЛАБОСТИ

  • сознательные уступки для сохранения и развития хороших отношений и достижения согласия;
  • изменение позиции;
  • выработка и представление предложений;
  • раскрытие своих намерений;
  • способность поддаваться давлению;
  • поиск единственного решения – того, которое охотно примет другая сторона;
  • стремление избежать состязания воль.
МЕТОД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ Участники переговоров –не враги и не друзья, а партнеры, вместе решающие проблему Цель переговоров – не победа и не хорошие отношения, а поиск разумного решения проблемы

МЕТОД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ

  • Участники переговоров –не враги и не друзья, а партнеры, вместе решающие проблему
  • Цель переговоров – не победа и не хорошие отношения, а поиск разумного решения проблемы
Положения метода принципиальных переговоров  Люди. Разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров Варианты. Прежде чем решить что делать, выделите круг возможностей  Интересы. Необходимо сосредоточиться на интересах, а не на позициях людей Критерии. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой- то объективной норме.

Положения метода принципиальных переговоров

  • Люди. Разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров
  • Варианты. Прежде чем решить что делать, выделите круг возможностей
  • Интересы. Необходимо сосредоточиться на интересах, а не на позициях людей
  • Критерии. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой- то объективной норме.
Тактика  метода принципиальных переговоров  быть мягким в отношениях с людьми и твердым при решении вопросов;  продолжать переговоры независимо от степени доверия к вам;  концентрировать внимание на интересах, а не на позициях;

Тактика метода принципиальных переговоров

  • быть мягким в отношениях с людьми и твердым при решении вопросов;
  • продолжать переговоры независимо от степени доверия к вам;
  • концентрировать внимание на интересах, а не на позициях;
Тактика метода принципиальных переговоров (продолжение) анализировать и обсуждать все предложения;  предлагать и обдумывать взаимовыгодные варианты ; разрабатывать много вариантов выбора, откладывая принятие решения;  настаивать на применении объективных критериев или их выработке.

Тактика метода принципиальных переговоров (продолжение)

  • анализировать и обсуждать все предложения;
  • предлагать и обдумывать взаимовыгодные варианты ;
  • разрабатывать много вариантов выбора, откладывая принятие решения;
  • настаивать на применении объективных критериев или их выработке.
Одна из сторон имеет более выгодные позиции  цели партнера: защитить себя от принятия невыгодного соглашения  достичь соглашения, которое учитывало бы как можно больше интересов «слабой» стороны

Одна из сторон имеет более выгодные позиции

цели партнера:

  • защитить себя от принятия невыгодного соглашения
  • достичь соглашения, которое учитывало бы как можно больше интересов «слабой» стороны
Одна из сторон имеет более выгодные позиции Наиболее эффективная тактика поведения – поиск лучшей альтернативы согласию, достигнутому на переговорах (ЛАСДП)

Одна из сторон имеет более выгодные позиции

Наиболее эффективная тактика поведения – поиск лучшей альтернативы согласию, достигнутому на переговорах

(ЛАСДП)

Что такое ЛАСДП? К чему вы приходите, если не достигаете согласия  Ни одного компромисса или варианта при переговорах  Ваш план «Б», если переговоры не работают  Что вы можете улучшить в процессе переговоров  К чему вы можете прийти, если это кажется более привлекательным, чем согласие, достигнутое на переговорах

Что такое ЛАСДП?

  • К чему вы приходите, если не достигаете согласия
  • Ни одного компромисса или варианта при переговорах
  • Ваш план «Б», если переговоры не работают
  • Что вы можете улучшить в процессе переговоров
  • К чему вы можете прийти, если это кажется более привлекательным, чем согласие, достигнутое на переговорах
Преимущества создания ЛАСДП Это - источник власти, так как у вас есть «альтернатива» Вы можете оценить значение продолжения переговоров Вы будете знать, когда прервать переговоры, чтобы не застрять на согласии, которое вас не устраивает

Преимущества создания ЛАСДП

  • Это - источник власти, так как у вас есть «альтернатива»
  • Вы можете оценить значение продолжения переговоров
  • Вы будете знать, когда прервать переговоры, чтобы не застрять на согласии, которое вас не устраивает
Технология разработки наилучших альтернатив: обдумать план действий, которые можно будет предпринять, если соглашение не будет оформлено проанализировать несколько многообещающих идей и разработать план их воплощения выбрать пробный вариант, который представляется наилучшим рассмотреть наилучшую альтернативу варианту, предлагаемому другой стороной

Технология разработки наилучших альтернатив:

  • обдумать план действий, которые можно будет предпринять, если соглашение не будет оформлено
  • проанализировать несколько многообещающих идей и разработать план их воплощения
  • выбрать пробный вариант, который представляется наилучшим
  • рассмотреть наилучшую альтернативу варианту, предлагаемому другой стороной
8 ключевых концепций переговоров Встаньте над проблемой Отделите людей от проблем Станьте на их сторону Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях Придумайте варианты взаимной выгоды Используйте объективные критерии для продвижения к решениям Разработайте и имейте в виду ЛАСДП Постройте золотой мост к согласию

8 ключевых концепций переговоров

  • Встаньте над проблемой
  • Отделите людей от проблем
  • Станьте на их сторону
  • Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях
  • Придумайте варианты взаимной выгоды
  • Используйте объективные критерии для продвижения к решениям
  • Разработайте и имейте в виду ЛАСДП
  • Постройте золотой мост к согласию
Наиболее распространенные виды переговоров:  Деловой разговор Беседа Обсуждение и собеседование Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут Торги Многосторонние переговоры

Наиболее распространенные виды переговоров:

  • Деловой разговор
  • Беседа
  • Обсуждение и собеседование
  • Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут
  • Торги
  • Многосторонние переговоры
Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут

Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут

 Спор , как вид аргументации, широко применяется при обсуждении спорного положения.   Спор – процедура, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а другой – что она ошибочна.

Спор , как вид аргументации, широко применяется при обсуждении спорного положения.

Спор – процедура, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а другой – что она ошибочна.

Основные черты спора: Наличие субъектов с различными мнениями Равенство субъектов в процессе обмена мнениями Предмет спора – спорное положение Наличие борьбы мнений Характер обсуждения – это отклонения, отрицания, неприятия

Основные черты спора:

  • Наличие субъектов с различными мнениями
  • Равенство субъектов в процессе обмена мнениями
  • Предмет спора – спорное положение
  • Наличие борьбы мнений
  • Характер обсуждения – это отклонения, отрицания, неприятия
Дискуссия  – это деятельность, которая в отличие от спора не разъединяет, а соединяет стороны.  Средства дискуссии – не мнения сторон, а обоснование позиции.

Дискуссия – это деятельность, которая в отличие от спора не разъединяет, а соединяет стороны.

Средства дискуссии – не мнения сторон, а обоснование позиции.

Основные черты дискуссии: Субъектная структура внешне такая же, как и в споре. Но ее объекты представлены не адресатом, а оппонентом. Тезисы сторон являются взаимодополняющими Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной деятельностью

Основные черты дискуссии:

  • Субъектная структура внешне такая же, как и в споре. Но ее объекты представлены не адресатом, а оппонентом.
  • Тезисы сторон являются взаимодополняющими
  • Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной деятельностью
 Полемика – это вид аргументации в переговорах, основанная на непримиримости оснований, враждебности.

Полемика – это вид аргументации в переговорах, основанная на непримиримости оснований, враждебности.

Основные черты полемики  Полемика – это борьба, конфликт мнений Полемика никак не связана с компромиссом, т.к. она обусловлена непримиримостью С мнением оппонента Полемика – это диалектическое отрицание

Основные черты полемики

  • Полемика – это борьба, конфликт мнений
  • Полемика никак не связана с компромиссом, т.к. она обусловлена непримиримостью
  • С мнением оппонента
  • Полемика – это диалектическое отрицание
 Диспут – это всегда публичный спор.  Предмет диспута – научная или общественно значимая проблема  Дебаты и прения – вид аргументации, предназначенный для обмена мнениями в публичной форме тех или иных тезисов, высказанных в докладе, речи, выступлении и т.д.

Диспут – это всегда публичный спор.

Предмет диспута – научная или общественно значимая проблема

Дебаты и прения – вид аргументации, предназначенный для обмена мнениями в публичной форме тех или иных тезисов, высказанных в докладе, речи, выступлении и т.д.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!