ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Сложение натуральных чисел. Свойства сложения».
Цель урока: формировать навык сложения натуральных чисел, умение применять свойства сложения при выполнении заданий; поверить степень усвоения материала учащимися в виде самостоятельной работы.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Тип урока : Урок усвоения новых знаний
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Проверить домашнее задание в виде самопроверки с выставлением оценки
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников
а) историческая справка о возникновении знака «+»
Сколько примеров и задач вы решили за 4 года обучения в школе?
Сколько раз вы писали «+» и «-», «*» и «/» ?
А задумывались ли вы хоть раз о том, откуда эти знаки пришли и что означали?
Говорят, что «+» и «-» возникли в результате торговли. Торговцы вином отмечали черточками сколько мер вина они продали, а когда доливали в бочку новые запасы,то их перечеркивали. Так появились знаки сложения и вычитания.
Считают, что «+» появился в 15веке. До этого слагаемые записывали без знака друг за другом.
В начале 15 века для обозначения действия сложения использовали начальную букву лат.слова «PLUS» - сложить.
Существуют и др.объяснения, вместо а+в (в лат.писали а et в, писали много и для сокращения стали писать a t в, а вскоре и вовсе а+в).
Слово «слагаемое» впервые встречается в работах математиков в 13 веке, а «сумма» в 15 веке.
б) фронтальный опрос:
1.Как называют числа, которые складывают?
2. Как называют результат сложения?
3. Как называют числа, которыми мы пользуемся при счете?
4. Какие законы сложения мы изучили на прошлом уроке?
4.Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
1. Ребята, давайте вспомним
- Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете?
- Как называются компоненты действия сложения?
2. На доске:
563; 300; 3; 312; 437.
-Прочитайте числа.
- Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом
(563 + 437= 1000)
- Прочитайте пример всеми возможными способами.
- Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение.
- Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче.
Предлагаю помощью координатного луча найти сумму чисел 2+4
Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2. (слайд 9)
- Что значит прибавить 4 ?
- В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка?
- Определяем координату точки, в которую мы попали. Назовите результат.
- Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2.
- Что получилось? Какой вывод можно сделать? Как называется это свойство?
Фронтальный опрос:
1.Как называют числа, которые складывают?
2. Как называют результат сложения?
3. Как называют числа, которыми мы пользуемся при счете?
4. Какие законы сложения мы изучили на прошлом уроке?
Выполните устно: (работа на концентрацию внимания и быстроту мышления)
а) в каждом примере найти сумму, расположить эти числа в порядке убывания сопоставить соответствующую букву – полученное слово-название самого высокого в мире вулкана «ЛЬЮЛЬЯЙЛЬЯКА»
Л 746+354 Ю 540+360 Ь 140+260
А 27+72 Л 146+44 Я 188+112
Ь 104+46 Й 171+29 Я 117+3
К 36+64 Ь 276+724 Л 169+331
б) вычислить удобным способом:
164+237+363+236 (228+453)+772 486+(351+514)
Каким свойством мы здесь пользовались?
5 Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Раз - подняли руки вверх.
Два - их опустили.
И ещё раз повторили.
Три - налево наклонились.
А затем - направо.
На четыре мы присели,
Встали, поклонились,
На места тихонько сели.
5.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
5.1Решить: № 187, № 189 (1,2) – с разбором учителя
5.2 Самостоятельная работа «Экспресс-контроль» тест №3 «Сложение натуральных чисел».
Вариант 1
Сумма 903 и 18 равняется:
А. 1083; Б. 911; В.921; Г.983
2) Вычислите удобным способом значение выражения 138+172+37+262
3) В книге содержится два рассказа о животных. Первый, о гренландских китах, занимает на 12 страниц меньше, чем второй, об австралийских страусах. Если первый рассказ занимает 36страниц, то оба занимают:
А. 60стр. Б. 84стр. В.83стр. Г.63стр.
Вариант 2
Сумма 807 и 19 равняется:
А. 997; Б. 816; В. 826; Г.897.
2) Вычислите удобным способом значение выражения 107+132+92+268
3) На автомобильной стоянке находились под охраной «Таврии» и «Славуты». Автомобилей «Таврия» было на 13 больше, чем «Славут». Если «Таврий» стояло 29, то всего на стоянке «Таврий» и «Славут» было:
А. 46машин; Б.71 машина; В.45машин; Г.70машин.
6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
К вам в гости пришел сказочный герой. Он хочет узнать как вы учились по математике в классе, хорошо ли вы знаете правила и математические термины.
Ребята разгадывают кроссворд, в котором узнают тему следующего урока.
Как называются числа, которые мы складываем?
Часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца.
Линия, не имеющая ни начала, ни конца.
Знак арифметического действия, противоположного сложению.
На что разделяют многозначные числа для удобства их чтения.
Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.7 (правила), решите № 188,190. А еще я вам предлагаю выполнить дополнительное задание. По желанию: определить стоимость ремонта своей комнаты.
Спасибо за работу на уроке!
Дома: п.7 (правила), № 188, 190, 192.