СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка кружка

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка Рисуем птиц»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района Костромской области










Конспект занятия кружка «Акварелька»

для учащихся начальных классов










Автор: Логунова Наталья Владимировна,

учитель изобразительного искусства








157320

Костромская область

Мантуровский район

Посёлок Октябрьский

Улица Горького

Дом 14

Тел. 8(49446)95-1-20

e-mail: [email protected]


Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства.

Тема занятия кружка «Рисуем птиц» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, должны научить детей видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.



Девиз занятия: Красна птица пением, а человек – учением.



Цель: обучение детей изображать птиц.

Задачи:

1. Учить детей изображать птицу на основе сложившихся обобщенных представлений и самостоятельного анализа ее формы, строения, пропорций. Выбирать изобразительный материал для рисования: краски, цветные карандаши, восковые мелки; подбирать лист бумаги (цвет) в соответствии со строением и позой птицы, выбранной для изображения; использовать технические приемы рисования птиц.

2. Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению.

3.Учить отгадывать загадки; определять на слух птичьи голоса.

4. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. Показать значимость птиц в природе, в жизни человека.


Материал: чучело совы, цветок с загадками. Для детей - на выбор изобразительные материалы: восковые мелки, цветные карандаши, акварельные краски; кисти, баночки с водой, салфетки, разные по цвету листы бумаги; аудиозапись птичьих голосов, мультимедийная презентация.

Предварительная работа: беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, украшение классной комнаты «под лес», наблюдения за птицами во время прогулок.


Ход занятия:

Дети входят в класс, который сказочно украшен бабочками, стрекозами, цветочками, елочками с грибами.

Учитель: Ребята, мы с вами попали в сказочный лес, посмотрите вокруг - цветы, бабочки, стрекозы «летают».

Сегодня в гости к нам

Заглянул волшебный лес.

И оставил в память нам

Несколько своих чудес:

Тут и там растут цветы

Диво - дивной красоты,

Бабочки везде летают

И нектар с них собирают.

Вот еще, какое чудо –

Песни льются ниоткуда...

Учащиеся рассматривают классную комнату, в это время звучит запись птичьих голосов.

Учитель: Чьи это голоса? /это птицы/


Но где же сами птицы? Почему их не видно? /ответы детей/

Учитель обращает внимание детей на сову. Сова «шепчет»: «В сказочный лес прилетел Ворон - разбойник. Он- то и заколдовал всех птиц. Они исчезли, остались только их голоса». Сова просит нас помочь вернуть птиц в лес.

- Поможем, ребята? /Да/

-Старый Ворон оставил для вас задания, выполнив их, мы поможем птицам.


1. ЗАДАНИЕ «ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О ПТИЦАХ?»

  1. Как выглядит птица? /дети отвечают на вопросы/

  2. Назовите признаки сходства птиц. / Дети перечисляют: у птиц есть голова, тело, которое покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапки, хвост, все птицы летают, исключение страус, пингвин. /

  3. А чем они отличаются? /Дети отмечают различие в размере, окраске, форме клюва. /

  4. На теле птиц перья везде одинаковые по размеру? / На крыльях и хвосте перья больше, чем на голове, спине и животе. /

  5. Чем питаются птицы? / Насекомыми, личинками, зернами, хлебными крошками. /

  6. Приносят ли птицы пользу, какую? / Истребляют насекомых. /

  7. А человек может как-то позаботиться о птицах? / Человек строит скворечники, подкармливает. /

- Молодцы! Справились с заданием. Мудрая Сова вас хвалит.

2. ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ»

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.

Птица говорлива, самая болтливая.

Вещунья - белобока, а зовут ее ...... (сорока)

Зимой на ветках яблоки-

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...... (снегири)


Всех перелетных птиц черней

Чистит поле от червей. (грач)


Кто в беретке ярко- красной

В черной курточке атласной

На меня он не глядит

Все стучит, стучит, стучит? (дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает. (воробей)


Учитель: Молодцы! Все загадки отгадали.


- Ребята, а мы с вами можем еще как-то помочь вернуть птиц сказочный лес? /Мы их нарисуем/

Учащиеся рассаживаются за партами.

Какая работа по данной теме нам предстоит? (учиться рисовать, изображать птиц)

Какую цель поставим?    Чего должны достичь? Что  необходимо знать? Уметь?

-Что мы должны знать?    Можем узнать?(новое о птицах)

-Уметь?(правильно рисовать птиц)

– Сегодня мы с вами будем изображать птиц в движении.


- Чтобы ближе познакомиться с птицами и научиться их рисовать, мы посмотрим сейчас презентацию.

Просмотр презентации

Ласточка

Деревенская ласточка, или касатка, в наших географических широтах самая многочисленная перелётная птица. Ласточка – символ прихода весны. У ласточки длинный раздвоенный хвост с глубоким вырезом, тонкие крылья. В воздухе она совершает головокружительные акробатические трюки. Интересны гнезда, выстроенные ласточками. Деревенские ласточки поют в полёте и во время отдыха, сидя на крышах и телефонных проводах.

Послушайте пение ласточки.

Этапы рисования ласточки:

  1. Начальный набросок представляет собой треугольник, образуемый туловищем и крыльями.

  2. Затем начинаем вырисовывать силуэт.

  3. Прорисовываем перышки клюв.

  4. Изящный силуэт этой птицы подчёркивает красивое чёрное оперение с синим отливом, а также ярко-красное пятно на горлышке и над клювом.


Голубь

Ещё в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. Голуби считались священными птицами и вестниками богов в странах Востока. В христианстве голубь считался символом Святого Духа. В Библии голубка, выпущенная Ноем, принесла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей. Полагают, что на способность сизых голубей возвращаться к местам своих гнездовий обратили внимание древние мореплаватели, так как выпущенные в море птицы всегда стремились вернуться назад к скалистым берегам, в их естественную среду обитания. Голубиная почта стала весьма популярной в мире, и до изобретения телеграфа в середине 19 века оставалась наиболее быстрым способом передачи сообщений.

Послушайте, как воркуют голуби.

Этапы рисования голубя:

  1. Намечаем силуэт голубя в виде заостренного овала.

  2. Намечаем крылья, лапы, клюв, глаза.

  3. Прорисовываем детали.


Сова

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих мыши,

Прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ... (совы)

Слушание записи голоса филина и совы

Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Совы обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову, у них мудрый проницательный взгляд. В настоящее время это эмблема проницательности и книжной эрудиции.

«Учеными совами» называют людей умственного труда.

Просмотр фрагмента мультфильма «Винни-Пух».

Этапы рисования совы:

  1. Набросок силуэта, выполненный вначале, потребует впоследствии лишь небольших изменений.

  2. Нарисуйте очень широкую голову и высоко посаженное крыло.

  3. Глаза имеют форму двух больших кругов, белые точки в чёрных окружностях передают неподвижность взгляда.

  4. Цвет оперения серо-коричневый, его «освежает» жёлтый цвет глаз и светло-коричневый клюва и лап.


Орёл

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла

У хозяина ... (орла)

Орёл живёт на вершинах гор, летает только на той высоте, где не летают мелкие птицы, он в буре чувствует движение ветра и свободно парит. Размах крыльев орла составляет 2 метра. Своих детей орёл учит летать, кидая их в воздух и ловя на свои широкие крылья.


Этапы рисования орла:

  1. Форма тела орла напоминает голубиную. Отличается только расположением головы – голова повернута назад.

  2. Намечаем крылья, хвост, крючковатый нос, сильные лапы.

  3. Прорисовываем детали точнее. Острый крючковатый нос, пристальный жёсткий взгляд, мощные когти, которыми орёл хватает добычу, подчёркивают характер этого грозного охотника.

  4. Оперение у орла в коричневых тонах.


Фткультштутпка:

Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы

Вправо-влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг,

Вот и кончилась игра

Заниматься нам пора!


Самостоятельная работа

- Вспомните, с чего нужно начать рисовать. /Со вспомогательной фигуры/

- Подумайте, как будет располагаться ваша птица, как она будет выглядеть.

- Вы можете нарисовать птицу летящую, плывущую, клюющую, сидящую. Дети выполняют работу самостоятельно. В это время звучит музыка (пение птиц). По мере необходимости учитель объясняет, показывает выполнение каких- либо линий на своем листе бумаги.

В конце занятия дети раскладывают свои работы на общем столе, рассказывают, кто какую птицу нарисовал. Мудрая Сова «разглядывает» рисунки детей. Учитель обращает внимание детей на то, что пока они рисовали, в сказочный лес вернулось несколько птиц. Мудрая Сова благодарит детей за помощь и дарит детям пазлы «Собери птичку».

Просмотр содержимого презентации
«Рисуем птиц»

Рисуем птиц ласточка сова голубь орёл

Рисуем птиц

ласточка

сова

голубь

орёл

Деревенская ласточка, или касатка, в наших географических широтах самая многочисленная перелётная птица. Ласточка – символ прихода весны. У ласточки длинный раздвоенный хвост с глубоким вырезом, тонкие крылья. В воздухе она совершает головокружительные акробатические трюки.

Деревенская ласточка, или касатка,

в наших географических широтах самая многочисленная перелётная птица.

Ласточка – символ прихода весны.

У ласточки длинный раздвоенный хвост с глубоким вырезом, тонкие крылья.

В воздухе она совершает головокружительные акробатические трюки.

Гнездо ласточки.

Гнездо ласточки.

Деревенские ласточки поют в полёте и во время отдыха, сидя на крышах и телефонных проводах. Нажми на картинку. Послушай пение ласточки.

Деревенские ласточки поют в полёте и во время отдыха, сидя на крышах и телефонных проводах.

Нажми на картинку. Послушай пение ласточки.

Начальный набросок представляет собой треугольник, образуемый туловищем и крыльями.

Начальный набросок

представляет собой

треугольник, образуемый

туловищем и крыльями.

Затем начинаем вырисовывать силуэт.

Затем начинаем

вырисовывать силуэт.

Изящный силуэт этой птицы подчёркивает красивое чёрное оперение с синим отливом, а также ярко-красное пятно на горлышке и над клювом.

Изящный силуэт

этой птицы подчёркивает

красивое чёрное оперение

с синим отливом, а также ярко-красное

пятно на горлышке и над клювом.

Ещё в древности голубь считался символом плодородия,  а впоследствии и мира. Голуби считались священными птицами и вестниками богов в странах Востока. В христианстве голубь считался символом Святого Духа. В Библии голубка, выпущенная Ноем,  принесла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей.

Ещё в древности голубь считался символом плодородия,

а впоследствии и мира.

Голуби считались священными птицами и вестниками богов в странах Востока.

В христианстве голубь считался символом Святого Духа.

В Библии голубка, выпущенная Ноем,

принесла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии.

Это считается знаком прощения людей.

Полагают, что на способность сизых голубей возвращаться к местам своих гнездовий обратили внимание древние мореплаватели, так как выпущенные в море птицы всегда стремились вернуться назад к скалистым берегам, в их естественную среду обитания.  Голубиная почта стала весьма популярной в мире, и до изобретения телеграфа в середине 19 века оставалась наиболее быстрым способом передачи сообщений.

Полагают, что на способность сизых голубей возвращаться к местам

своих гнездовий обратили внимание древние мореплаватели,

так как выпущенные в море птицы всегда стремились вернуться назад

к скалистым берегам, в их естественную среду обитания.

Голубиная почта стала весьма популярной в мире,

и до изобретения телеграфа в середине 19 века оставалась наиболее

быстрым способом передачи сообщений.

Воркование голубей Нажми на картинку.

Воркование голубей

Нажми на картинку.

И в лесу, заметьте, дети,  Есть ночные сторожа.  Сторожей боятся этих мыши, Прячутся, дрожа!  Очень уж суровы  Филины и ...

И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих мыши,

Прячутся, дрожа! Очень уж суровы Филины и ...

Фрагмент мультфильма «Винни-Пух» Почему сова – символ мудрости? Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Совы обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя,  не двигаясь с места, а только поворачивая голову, у них мудрый проницательный взгляд. В настоящее время это эмблема проницательности и книжной эрудиции.  «Учеными совами» называют людей умственного труда.

Фрагмент мультфильма «Винни-Пух»

Почему сова – символ мудрости?

Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание.

Совы обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя,

не двигаясь с места, а только поворачивая голову,

у них мудрый проницательный взгляд.

В настоящее время это эмблема проницательности и книжной эрудиции.

«Учеными совами» называют людей умственного труда.

Набросок силуэта, выполненный вначале, потребует впоследствии лишь небольших изменений.

Набросок силуэта,

выполненный вначале,

потребует впоследствии

лишь небольших

изменений.

Нарисуйте очень широкую голову и высоко посаженное крыло.

Нарисуйте очень

широкую голову

и высоко посаженное

крыло.

Глаза имеют форму двух больших кругов, белые точки в чёрных окружностях передают неподвижность взгляда.

Глаза имеют форму двух

больших кругов, белые

точки в чёрных окружностях

передают неподвижность

взгляда.

Цвет оперения серо-коричневый, его «освежает» жёлтый цвет глаз  и светло-коричневый клюва и лап.

Цвет оперения

серо-коричневый,

его «освежает» жёлтый цвет глаз

и светло-коричневый клюва и лап.

На скале он строит дом.  Разве жить не страшно в нём?  Хоть кругом и красота,  но такая высота!  Нет, хозяин не боится  со скалы крутой скатиться -  два могучие крыла  у хозяина ...

На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём? Хоть кругом и красота, но такая высота! Нет, хозяин не боится со скалы крутой скатиться - два могучие крыла у хозяина ...

Орёл живёт на вершинах гор,  летает только на той высоте, где не летают мелкие птицы, он в буре чувствует движение ветра  и свободно парит. Размах крыльев орла составляет 2 метра. Своих детей орёл учит летать,  кидая их в воздух  и ловя на свои широкие крылья.

Орёл живёт на вершинах гор,

летает только на той высоте,

где не летают мелкие птицы,

он в буре чувствует движение ветра

и свободно парит.

Размах крыльев орла составляет 2 метра.

Своих детей орёл учит летать,

кидая их в воздух

и ловя на свои широкие крылья.

Острый крючковатый нос, пристальный жёсткий взгляд. мощные когти, которыми орёл хватает добычу, подчёркивают характер этого грозного охотника.

Острый крючковатый нос,

пристальный жёсткий взгляд.

мощные когти,

которыми орёл хватает добычу,

подчёркивают характер

этого грозного охотника.