СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Методы и приемы в работе с детьми с РАС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены методы и приемы , которые дают положительную динамику в работе с детьми с РАС 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Методы и приемы в работе с детьми с РАС"»

Методы и приемы в работе с детьми  с РАС Лысова О.Ф. – учитель начальных классов Черепановской С(К)ШИ

Методы и приемы в работе с детьми с РАС

Лысова О.Ф. – учитель начальных классов Черепановской С(К)ШИ

Особенности развития детей с РАС

Особенности развития детей с РАС

Основные подходы в работе с детьми с РАС Поведенческие Р аз в и в а ющ и е Сенсорно-перцептивные Эклектические

Основные подходы в работе с детьми с РАС

Поведенческие

Р аз в и в а ющ и е

Сенсорно-перцептивные

Эклектические

 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ    ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения VBA (Verbal behavior analysis) – Вербально-Поведенческий Анализ PRT (Pivotal Response Treatment) – Обучение основным реакциям TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children)

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

  • ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения
  • VBA (Verbal behavior analysis) – Вербально-Поведенческий Анализ
  • PRT (Pivotal Response Treatment) – Обучение основным реакциям
  • TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children)
ABA (Applied behavior analysis) –  Прикладной анализ поведения Разработан коллективом авторов: Ивар Ловаас, Дональд Баер, Сидни Убижу, Джим Хопкинс, Джей Бирнбейер, Тод Дрисли и Монтроуз Вольф Это набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. Общая цель ABA : необходимо увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения Используется:  для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и  академических навыков Для коррекции проблемного поведения, которое мешает нормальному  функционированию ребенка, посредством процесса, называемого  «функциональная оценка поведения».

ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения

Разработан коллективом авторов: Ивар Ловаас, Дональд Баер, Сидни

Убижу, Джим Хопкинс, Джей Бирнбейер, Тод Дрисли и Монтроуз Вольф

Это набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии.

Общая цель ABA : необходимо увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения

Используется:

  • для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и

академических навыков

  • Для коррекции проблемного поведения, которое мешает нормальному

функционированию ребенка, посредством процесса, называемого

«функциональная оценка поведения».

       VBA (Verbal behavior analysis) –  Вербально-Поведенческий Анализ   Метод построен на исследованиях, относящихся к сфере прикладного анализа поведения и теорию Б.Ф. Скиннера VBA развивает способность ребенка обучиться функциональной речи. С точки зрения подхода VBA экспрессивная сторона речи включает: 1. Навык выражения просьбы, который является наиболее важным навыком, т.к. его предваряет мотивация, а в итоге ребенок получает, желаемое. 2. Навык обозначения предметов: назвать то, что ребенок видит, слышит, обоняет, осязает, вкус чего чувствует. 3. Подражательный навык - повторить услышанные слов (эхо). 4. Интравербальный навык - это умение отвечать на вопросы. Четыре основных вербальных навыка (операнта) формируют экспрессивную сторону речи. Обучение начинается с освоения навыка выражения просьбы.

VBA (Verbal behavior analysis) – Вербально-Поведенческий Анализ

Метод построен на исследованиях, относящихся к сфере прикладного анализа поведения и теорию Б.Ф. Скиннера

VBA развивает способность ребенка обучиться функциональной речи.

С точки зрения подхода VBA экспрессивная сторона речи включает:

1. Навык выражения просьбы, который является наиболее важным навыком, т.к. его предваряет мотивация, а в итоге ребенок получает, желаемое.

2. Навык обозначения предметов: назвать то, что ребенок видит, слышит, обоняет, осязает, вкус чего чувствует.

3. Подражательный навык - повторить услышанные слов (эхо).

4. Интравербальный навык - это умение отвечать на вопросы.

Четыре основных вербальных навыка (операнта) формируют экспрессивную сторону речи.

Обучение начинается с освоения навыка выражения просьбы.

  Pivotal Response Treatment (PRT) –  Обучение основным реакциям   Разработана докторами Роберт и Линн Когель Направлена на развитие мотивации, социальной инициативы, умению реагировать на несколько сигналов, самоуправление. Способствует в дальнейшем облегчению восприятия учебной информации. Основная цель PRT - развивать мотивацию у ребенка с РАС реагировать на сигналы и социальные взаимодействия, которые могут заменить ненадлежащее или атипичное поведение. PRT отличается от некоторых других методов ABA, потому что основное внимание уделяется улучшению дефицита развития, а не ориентации на конкретные поведения. PRT-терапевты взаимодействуют с детьми в игровой среде. Во время игры взрослый поощряет значимое социальное поведение. Успешно применяется для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Подходит для лиц с тяжелой степенью аутизма.

Pivotal Response Treatment (PRT) – Обучение основным реакциям

Разработана докторами Роберт и Линн Когель

Направлена на развитие мотивации, социальной инициативы, умению реагировать на несколько сигналов, самоуправление.

Способствует в дальнейшем облегчению восприятия учебной информации.

Основная цель PRT - развивать мотивацию у ребенка с РАС реагировать на сигналы и социальные взаимодействия, которые могут заменить ненадлежащее или атипичное поведение.

PRT отличается от некоторых других методов ABA, потому что основное внимание уделяется улучшению дефицита развития, а не ориентации на конкретные поведения.

PRT-терапевты взаимодействуют с детьми в игровой среде. Во время игры взрослый поощряет значимое социальное поведение.

Успешно применяется для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Подходит для лиц с тяжелой степенью аутизма.

TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children) Автор: Эрик Шоплери и Роберт Рейчлер, Университете Северной Каролины , 1964  TEACCH - структурированное обучение с особым вниманием к среде. Основные цели обучения: 1. Максимальное развитие независимость ребенка. 2. Помощь ребенку в построении эффективного взаимодействия с  другими 3. Помощь в увеличении и развитии интеллектуальных навыков, и  индивидуальных способностях 4. Стимулирование генерализации навыков 5. Развитие понимания себя Основная возрастная группа: от 3 до 14 лет.

TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children)

Автор: Эрик Шоплери и Роберт Рейчлер, Университете Северной Каролины , 1964

TEACCH - структурированное обучение с особым вниманием к среде.

Основные цели обучения:

1. Максимальное развитие независимость ребенка.

2. Помощь ребенку в построении эффективного взаимодействия с

другими

3. Помощь в увеличении и развитии интеллектуальных навыков, и

индивидуальных способностях

4. Стимулирование генерализации навыков

5. Развитие понимания себя

Основная возрастная группа: от 3 до 14 лет.

Девиз в методике ТЕАССН – «Среда для ребёнка».   Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов  создание ритуализма и строгой последовательности действий  создание упорядоченной окружающей среды. Приемы: расписание, карточки-подсказки, вещь-место, логика пространства Работа с детьми идёт по следующим сферам:  - имитация - восприятие  - крупная моторика - мелкая моторика  - координация глаз и рук; - элементарная познавательная  - социальные отношения деятельность  - речь - самообслуживание

Девиз в методике ТЕАССН – «Среда для ребёнка».

Комфортная среда создаётся за счёт:

  • изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов
  • создание ритуализма и строгой последовательности действий
  • создание упорядоченной окружающей среды.

Приемы: расписание, карточки-подсказки, вещь-место, логика пространства

Работа с детьми идёт по следующим сферам:

- имитация - восприятие

- крупная моторика - мелкая моторика

- координация глаз и рук; - элементарная познавательная

- социальные отношения деятельность

- речь - самообслуживание

РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДХОДЫ    Эмоционально-смысловой подход   DIR Floortime  Son-Rise   Daily life therapy – Ежедневная Жизненная  Терапия   RDI – Программа развития межличностных  отношений

РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДХОДЫ

  • Эмоционально-смысловой подход

  • DIR Floortime

  • Son-Rise

  • Daily life therapy – Ежедневная Жизненная

Терапия

  • RDI – Программа развития межличностных

отношений

Эмоционально-смысловой подход Нацелен на нормализацию аффективного развития ребёнка с РАС Эмоциональный - основное средство помощи ребенку – это совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего. Смысловой - потому что основная задача – накопление и осмысленное упорядочивание индивидуального аффективного опыта ребенка, такого, который сможет стать опорой для развития активных и дифференцированных отношений с окружением . Этапы: установление эмоционального контакта с ребенком вовлечение его во взаимодействие совместное проживание и осмысление происходящего

Эмоционально-смысловой подход

Нацелен на нормализацию аффективного развития ребёнка с РАС

Эмоциональный - основное средство помощи ребенку – это совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего.

Смысловой - потому что основная задача – накопление и осмысленное упорядочивание индивидуального аффективного опыта ребенка, такого, который сможет стать опорой для развития активных и дифференцированных отношений с окружением .

Этапы:

  • установление эмоционального контакта с ребенком
  • вовлечение его во взаимодействие
  • совместное проживание и осмысление происходящего
DIR  Floortime -  игровое время Разработана психиатром Стэнли Гринспеном в период 1980-1990 годы и клиническим психологом Сереной Уидер. Основная идея - следование инициативе ребенка в игре и социальном взаимодействии. Сочетает  терапевтический подход DIR и методику Floortime DIR  — это терапевтический подход, основанный на диагностике уровней функционального эмоционального развития ребенка (D), учитывающий индивидуальные особенности ребенка и социальной среды, в которой он развивается (I), базирующийся на взаимоотношениях между ребенком и значимыми для него людьми (R). Цель методики  Floortime  — формирование эмоционально значимого взаимодействия в игре, жизни, учебной деятельности, способствующего развитию личности ребенка Флортайм – метод семейной психотерапии.

DIR Floortime - игровое время

Разработана психиатром Стэнли Гринспеном в период 1980-1990 годы и клиническим психологом Сереной Уидер.

Основная идея - следование инициативе ребенка в игре и социальном взаимодействии.

Сочетает  терапевтический подход DIR и методику Floortime

DIR  — это терапевтический подход, основанный на диагностике уровней функционального эмоционального развития ребенка (D), учитывающий индивидуальные особенности ребенка и социальной среды, в которой он развивается (I), базирующийся на взаимоотношениях между ребенком и значимыми для него людьми (R).

Цель методики  Floortime  — формирование эмоционально значимого взаимодействия в игре, жизни, учебной деятельности, способствующего развитию личности ребенка

Флортайм – метод семейной психотерапии.

                 Son-Rise (подъём, поднятие, развитие сына)   Авторы: Супруги Барри и Самария Кауфманы (для своего  аутичного сына Рона). Суть подхода - в создании комфортной для ребенка окружающей среды Идея программы развить с ребёнком отношения на основе игровой терапии. Цель программы — изменение отношения родителей к своему ребенку с негативного на позитивное, которое способно изменить его самого. Основу подхода составляет положение о необходимости «принять» собственного ребенка таким, какой он есть, чтобы общение с ним приносило радость и удовлетворение.

Son-Rise (подъём, поднятие, развитие сына)

Авторы: Супруги Барри и Самария Кауфманы (для своего

аутичного сына Рона).

Суть подхода - в создании комфортной для ребенка окружающей среды

Идея программы развить с ребёнком отношения на основе игровой терапии.

Цель программы — изменение отношения родителей к своему ребенку с негативного на позитивное, которое способно изменить его самого.

Основу подхода составляет положение о необходимости «принять» собственного ребенка таким, какой он есть, чтобы общение с ним приносило радость и удовлетворение.

Daily life therapy –  Ежедневная Жизненная Терапия Автор: Кийо Китахара  Концентрация на групповом взаимодействии, а не на интенсивном индивидуальном обучении . Главная цель – формирование у детей необходимых навыков для повседневной жизни, в т.ч. коммуникативных. Центральный момент программы – обучение через подражание [  Программа базируется на трех основных моментах в развитии:  1. Физическая выносливость, 2. Эмоциональная стабильность 3. Интеллектуальная стимуляция.

Daily life therapy – Ежедневная Жизненная Терапия

Автор: Кийо Китахара

Концентрация на групповом взаимодействии, а не на интенсивном индивидуальном обучении .

Главная цель формирование у детей необходимых навыков для повседневной жизни, в т.ч. коммуникативных.

Центральный момент программы – обучение через подражание [

Программа базируется на трех основных моментах в развитии:

1. Физическая выносливость,

2. Эмоциональная стабильность

3. Интеллектуальная стимуляция.

 RDI – Программа развития межличностных отношений Авторы : Стивен Гатстин и Рашель Шили  RDI - метод поведенческой терапии, основанный на мотивации ребенка к общению, взаимодействии и дружбе.  Цель методики RDI – пройти поэтапный ускоренный путь развития нормально развивающего ребенка. Специалисты RDI формируют у ребенка такой опыт взаимодействия, при котором люди связаны между собой для создания общих, совместных событий. Программы RDI направлены на развитие и формирование: мотивации, общение, эмоционального регулирования, эпизодической памяти, переключение внимания, самосознания, гибкого мышления.

RDI – Программа развития межличностных отношений

Авторы : Стивен Гатстин и Рашель Шили

RDI - метод поведенческой терапии, основанный на мотивации ребенка к общению, взаимодействии и дружбе.

Цель методики RDI – пройти поэтапный ускоренный путь развития нормально развивающего ребенка.

Специалисты RDI формируют у ребенка такой опыт взаимодействия, при котором люди связаны между собой для создания общих, совместных событий.

Программы RDI направлены на развитие и формирование:

  • мотивации, общение,
  • эмоционального регулирования,
  • эпизодической памяти,
  • переключение внимания,
  • самосознания,
  • гибкого мышления.
 СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОДХОДЫ    Сенсорная интеграция  Томатис терапия ЭКЛЕКТИЧНЫЕ ПОДХОДЫ  Модель SCERTS  The Miller Method – Метод Миллера

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

  • Сенсорная интеграция
  • Томатис терапия

ЭКЛЕКТИЧНЫЕ ПОДХОДЫ

  • Модель SCERTS
  • The Miller Method – Метод Миллера

Почему есть сенсорные проблемы у детей с аутизмом.

  • Сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко и остро.
  • Плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность.
  • Дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям и МОТИВАЦИЮ: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются «детскими» и полезными.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. У современных детей сенсорные перегрузки зрения-слух (телевизор, планшет) и сенсорный голод всего остального.

ЧТО ДЕЛАТЬ: постепенно тренировать то что отстает, воспринимается не правильно, вызывает дискомфорт!

Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей.

Сенсорная интеграция в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств и системы поощрений и наказаний.

Автор: Энн Джин Айрес – трудотерапевт (Калифорния). Метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Метод представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.  Включает в себя: теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.  Примеры сенсорной интеграции :  Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)  Танец под музыку (слуховая система) Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)  Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)  Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация) Вращение на стуле (баланс и зрение)  Балансирование на перекладине (баланс )  Сенсорная интеграция

Автор: Энн Джин Айрес – трудотерапевт (Калифорния).

Метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Метод представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.

Включает в себя: теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.

Примеры сенсорной интеграции :

  • Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)
  • Танец под музыку (слуховая система)
  • Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)
  • Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)
  • Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)
  • Вращение на стуле (баланс и зрение)
  • Балансирование на перекладине (баланс )

Сенсорная интеграция

Упражнения на развитие зрения: обведение контуров предмета срисовывание предмета (копирование) смешивание красок рисование пальчиковыми красками . Сенсорная интеграция и речь – упражнения: имитация звуков насекомых (пчела, комар) щелкание языком (громко, тихо) чмокающие движения губами пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами. Сенсорная интеграция - упражнения для развития слуха: выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, пластиковые бутылки пропевание мелодии. Упражнения для развития кинестетики : игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль) песочная терапия хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.

Упражнения на развитие зрения:

  • обведение контуров предмета
  • срисовывание предмета (копирование)
  • смешивание красок
  • рисование пальчиковыми красками .

Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

  • имитация звуков насекомых (пчела, комар)
  • щелкание языком (громко, тихо)
  • чмокающие движения губами
  • пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.

Сенсорная интеграция - упражнения для развития слуха:

  • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, пластиковые бутылки
  • пропевание мелодии.

Упражнения для развития кинестетики :

  • игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль)
  • песочная терапия
  • хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.
  Томатис терапия Авторы : Альфред Томатис – французский врач отоларинголог. Томатис терапия – это средство аудио-вокальных тренировок. Томатис терапия является средством стимуляции активности мозга за счёт использования музыкальных средств на основе любого полифонического звучания. Применение метода - преодоление тяжёлых задержек речевого и психоэмоционального развития, улучшение координации движений, подготовка мозга ребенка к изучению иностранного языка, В Томатис терапии важен индивидуальный подход . Прослушивать совершенно стандартные музыкальные записи не рационально. Главное –разработать индивидуальную систему аудио тренировок.

Томатис терапия

Авторы : Альфред Томатис – французский врач отоларинголог.

Томатис терапия – это средство аудио-вокальных тренировок.

Томатис терапия является средством стимуляции активности мозга за счёт использования музыкальных средств на основе любого полифонического звучания.

Применение метода - преодоление тяжёлых задержек речевого и психоэмоционального развития, улучшение координации движений, подготовка мозга ребенка к изучению иностранного языка,

В Томатис терапии важен индивидуальный подход . Прослушивать совершенно стандартные музыкальные записи не рационально. Главное –разработать индивидуальную систему аудио тренировок.

Модель SCERTS Авторы : Барри М. Призант, Эми М. Уэзерби, Эмили Рубин и Эми Лоран Аббревиатура «SCERTS» означает акцент на:  «СК» - Социальной коммуникации - развитие спонтанной, функциональной коммуникации, эмоционального выражения, безопасных и доверительных отношений с детьми и взрослыми «ER» - Эмоциональном регулировании - развитие способности поддерживать хорошо отрегулированное эмоциональное состояние, чтобы справляться с повседневным стрессом и быть наиболее доступным для обучения и взаимодействия «TS» - «Транзакционной поддержке» - разработка и внедрение поддержки, помогающей реагировать на потребности и интересы ребенка, изменять и адаптировать среду, а также предоставлять инструменты для повышения уровня обучения (например, обмен изображениями, письменные графики и сенсорная поддержка)

Модель SCERTS

Авторы : Барри М. Призант, Эми М. Уэзерби, Эмили Рубин и Эми Лоран

Аббревиатура «SCERTS» означает акцент на:

«СК» - Социальной коммуникации - развитие спонтанной, функциональной коммуникации, эмоционального выражения, безопасных и доверительных отношений с детьми и взрослыми

«ER» - Эмоциональном регулировании - развитие способности поддерживать хорошо отрегулированное эмоциональное состояние, чтобы справляться с повседневным стрессом и быть наиболее доступным для обучения и взаимодействия

«TS» - «Транзакционной поддержке» - разработка и внедрение поддержки, помогающей реагировать на потребности и интересы ребенка, изменять и адаптировать среду, а также предоставлять инструменты для повышения уровня обучения (например, обмен изображениями, письменные графики и сенсорная поддержка)

TheMillerMethod – метод Миллера Автор: Арнольд Миллер Метод основывается на «когнитивно-развивающем системном подходе для детей с РАС». Это система, которая учитывает потребности в развитии у детей с РАС. Основные цели : 1. Оценивает адаптивные признаки нарушенного детского поведения 2. Предполагает перевод нарушенного поведения в функционально  активное 3. Делает попытки расширять опыт взаимодействия и выводить детей из замкнутого образа жизни в область активного социального взаимодействия; 4. Обучает специалистов и родителей способам и системным подходам, которые помогают детям, имеющим аутизм и связанные с ним нарушения, в обучении чтению, письму, понятию числа, символическим играм и развитию обычной деятельности в школьном классе.

TheMillerMethod – метод Миллера

Автор: Арнольд Миллер

Метод основывается на «когнитивно-развивающем системном подходе для детей с РАС». Это система, которая учитывает потребности в развитии у детей с РАС.

Основные цели :

1. Оценивает адаптивные признаки нарушенного детского поведения

2. Предполагает перевод нарушенного поведения в функционально

активное

3. Делает попытки расширять опыт взаимодействия и выводить детей из замкнутого образа жизни в область активного социального взаимодействия;

4. Обучает специалистов и родителей способам и системным подходам, которые помогают детям, имеющим аутизм и связанные с ним нарушения, в обучении чтению, письму, понятию числа, символическим играм и развитию обычной деятельности в школьном классе.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения аутичных детей в школе будут:  выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка варианта образовательного маршрута  психологическая помощь семье, ее поддержка в организации общего режима, эмоционального климата жизни  взаимодействие с учителем по специальной организации обучения в классе  непосредственные занятия с ребенком, направленные на создание условий перехода к активным контактам с людьми, формирование осмысленной картины мира.  Только такой подход позволит максимально задействовать все ресурсы ребенка и его ближайшее окружение в решении задач развития и обучения, включить аутичного ребенка в общество, обеспечить его социальную адаптацию.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения аутичных детей в школе будут:

  • выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка

варианта образовательного маршрута

  • психологическая помощь семье, ее поддержка в организации общего

режима, эмоционального климата жизни

  • взаимодействие с учителем по специальной организации обучения в классе
  • непосредственные занятия с ребенком, направленные на создание условий перехода к активным контактам с людьми, формирование осмысленной картины мира.

Только такой подход позволит максимально задействовать все ресурсы ребенка и его ближайшее окружение в решении задач развития и обучения, включить аутичного ребенка в общество, обеспечить его социальную адаптацию.

Литература * Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма» М.: Просвещение, 1991. * Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997. * Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001. * Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)».М.: Изд-во

Литература

* Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма» М.: Просвещение, 1991.

* Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997.

* Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001.

* Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)».М.: Изд-во "СигналЪ", 2002

* Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.

* Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во "СигналЪ", 2003.

* Нуриева Л. Г.«Развитие речи у аутичных детей» / Издательство: Теревинф, 2003 г.

* Шпицберг И. Л. «Коридор с прозрачными стенами» Школьный психолог (№20-2010г.) – М., 2010.

* Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»Теревинф, 2007.

Интернет ресурсы

Технологии_и_методы_работы_с_детьми_с_РАС . pdf

методич пособие. pdf

Psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-rebyonka-autista.pdf

file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/Rar$DIa0.818/metody_-priemy-i-formy-raboty-s-detmi-s-ras.pdf