Методы и приемы в работе с детьми с РАС
Лысова О.Ф. – учитель начальных классов Черепановской С(К)ШИ
Особенности развития детей с РАС
Основные подходы в работе с детьми с РАС
Поведенческие
Р аз в и в а ющ и е
Сенсорно-перцептивные
Эклектические
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
- ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения
- VBA (Verbal behavior analysis) – Вербально-Поведенческий Анализ
- PRT (Pivotal Response Treatment) – Обучение основным реакциям
- TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children)
ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения
Разработан коллективом авторов: Ивар Ловаас, Дональд Баер, Сидни
Убижу, Джим Хопкинс, Джей Бирнбейер, Тод Дрисли и Монтроуз Вольф
Это набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии.
Общая цель ABA : необходимо увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения
Используется:
- для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и
академических навыков
- Для коррекции проблемного поведения, которое мешает нормальному
функционированию ребенка, посредством процесса, называемого
«функциональная оценка поведения».
VBA (Verbal behavior analysis) – Вербально-Поведенческий Анализ
Метод построен на исследованиях, относящихся к сфере прикладного анализа поведения и теорию Б.Ф. Скиннера
VBA развивает способность ребенка обучиться функциональной речи.
С точки зрения подхода VBA экспрессивная сторона речи включает:
1. Навык выражения просьбы, который является наиболее важным навыком, т.к. его предваряет мотивация, а в итоге ребенок получает, желаемое.
2. Навык обозначения предметов: назвать то, что ребенок видит, слышит, обоняет, осязает, вкус чего чувствует.
3. Подражательный навык - повторить услышанные слов (эхо).
4. Интравербальный навык - это умение отвечать на вопросы.
Четыре основных вербальных навыка (операнта) формируют экспрессивную сторону речи.
Обучение начинается с освоения навыка выражения просьбы.
Pivotal Response Treatment (PRT) – Обучение основным реакциям
Разработана докторами Роберт и Линн Когель
Направлена на развитие мотивации, социальной инициативы, умению реагировать на несколько сигналов, самоуправление.
Способствует в дальнейшем облегчению восприятия учебной информации.
Основная цель PRT - развивать мотивацию у ребенка с РАС реагировать на сигналы и социальные взаимодействия, которые могут заменить ненадлежащее или атипичное поведение.
PRT отличается от некоторых других методов ABA, потому что основное внимание уделяется улучшению дефицита развития, а не ориентации на конкретные поведения.
PRT-терапевты взаимодействуют с детьми в игровой среде. Во время игры взрослый поощряет значимое социальное поведение.
Успешно применяется для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Подходит для лиц с тяжелой степенью аутизма.
TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children)
Автор: Эрик Шоплери и Роберт Рейчлер, Университете Северной Каролины , 1964
TEACCH - структурированное обучение с особым вниманием к среде.
Основные цели обучения:
1. Максимальное развитие независимость ребенка.
2. Помощь ребенку в построении эффективного взаимодействия с
другими
3. Помощь в увеличении и развитии интеллектуальных навыков, и
индивидуальных способностях
4. Стимулирование генерализации навыков
5. Развитие понимания себя
Основная возрастная группа: от 3 до 14 лет.
Девиз в методике ТЕАССН – «Среда для ребёнка».
Комфортная среда создаётся за счёт:
- изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов
- создание ритуализма и строгой последовательности действий
- создание упорядоченной окружающей среды.
Приемы: расписание, карточки-подсказки, вещь-место, логика пространства
Работа с детьми идёт по следующим сферам:
- имитация - восприятие
- крупная моторика - мелкая моторика
- координация глаз и рук; - элементарная познавательная
- социальные отношения деятельность
- речь - самообслуживание
РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДХОДЫ
- Эмоционально-смысловой подход
- Daily life therapy – Ежедневная Жизненная
Терапия
- RDI – Программа развития межличностных
отношений
Эмоционально-смысловой подход
Нацелен на нормализацию аффективного развития ребёнка с РАС
Эмоциональный - основное средство помощи ребенку – это совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего.
Смысловой - потому что основная задача – накопление и осмысленное упорядочивание индивидуального аффективного опыта ребенка, такого, который сможет стать опорой для развития активных и дифференцированных отношений с окружением .
Этапы:
- установление эмоционального контакта с ребенком
- вовлечение его во взаимодействие
- совместное проживание и осмысление происходящего
DIR Floortime - игровое время
Разработана психиатром Стэнли Гринспеном в период 1980-1990 годы и клиническим психологом Сереной Уидер.
Основная идея - следование инициативе ребенка в игре и социальном взаимодействии.
Сочетает терапевтический подход DIR и методику Floortime
DIR — это терапевтический подход, основанный на диагностике уровней функционального эмоционального развития ребенка (D), учитывающий индивидуальные особенности ребенка и социальной среды, в которой он развивается (I), базирующийся на взаимоотношениях между ребенком и значимыми для него людьми (R).
Цель методики Floortime — формирование эмоционально значимого взаимодействия в игре, жизни, учебной деятельности, способствующего развитию личности ребенка
Флортайм – метод семейной психотерапии.
Son-Rise (подъём, поднятие, развитие сына)
Авторы: Супруги Барри и Самария Кауфманы (для своего
аутичного сына Рона).
Суть подхода - в создании комфортной для ребенка окружающей среды
Идея программы развить с ребёнком отношения на основе игровой терапии.
Цель программы — изменение отношения родителей к своему ребенку с негативного на позитивное, которое способно изменить его самого.
Основу подхода составляет положение о необходимости «принять» собственного ребенка таким, какой он есть, чтобы общение с ним приносило радость и удовлетворение.
Daily life therapy – Ежедневная Жизненная Терапия
Автор: Кийо Китахара
Концентрация на групповом взаимодействии, а не на интенсивном индивидуальном обучении .
Главная цель – формирование у детей необходимых навыков для повседневной жизни, в т.ч. коммуникативных.
Центральный момент программы – обучение через подражание [
Программа базируется на трех основных моментах в развитии:
1. Физическая выносливость,
2. Эмоциональная стабильность
3. Интеллектуальная стимуляция.
RDI – Программа развития межличностных отношений
Авторы : Стивен Гатстин и Рашель Шили
RDI - метод поведенческой терапии, основанный на мотивации ребенка к общению, взаимодействии и дружбе.
Цель методики RDI – пройти поэтапный ускоренный путь развития нормально развивающего ребенка.
Специалисты RDI формируют у ребенка такой опыт взаимодействия, при котором люди связаны между собой для создания общих, совместных событий.
Программы RDI направлены на развитие и формирование:
- мотивации, общение,
- эмоционального регулирования,
- эпизодической памяти,
- переключение внимания,
- самосознания,
- гибкого мышления.
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
- Сенсорная интеграция
- Томатис терапия
ЭКЛЕКТИЧНЫЕ ПОДХОДЫ
- The Miller Method – Метод Миллера
Почему есть сенсорные проблемы у детей с аутизмом.
- Сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не обращает внимания, а на другие реагирует слишком резко и остро.
- Плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого развивается гравитационная неуверенность или тактильная гиперчувствительность.
- Дает сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям и МОТИВАЦИЮ: из-за этого подавляется интерес к делам, которые обычно считаются «детскими» и полезными.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. У современных детей сенсорные перегрузки зрения-слух (телевизор, планшет) и сенсорный голод всего остального.
ЧТО ДЕЛАТЬ: постепенно тренировать то что отстает, воспринимается не правильно, вызывает дискомфорт!
Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей.
Сенсорная интеграция в некоторых случаях может оказаться эффективнее лекарств и системы поощрений и наказаний.
Автор: Энн Джин Айрес – трудотерапевт (Калифорния).
Метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Метод представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.
Включает в себя: теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.
Примеры сенсорной интеграции :
- Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)
- Танец под музыку (слуховая система)
- Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)
- Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)
- Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)
- Вращение на стуле (баланс и зрение)
- Балансирование на перекладине (баланс )
Сенсорная интеграция
Упражнения на развитие зрения:
- обведение контуров предмета
- срисовывание предмета (копирование)
- смешивание красок
- рисование пальчиковыми красками .
Сенсорная интеграция и речь – упражнения:
- имитация звуков насекомых (пчела, комар)
- щелкание языком (громко, тихо)
- чмокающие движения губами
- пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.
Сенсорная интеграция - упражнения для развития слуха:
- выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, пластиковые бутылки
- пропевание мелодии.
Упражнения для развития кинестетики :
- игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль)
- хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.
Томатис терапия
Авторы : Альфред Томатис – французский врач отоларинголог.
Томатис терапия – это средство аудио-вокальных тренировок.
Томатис терапия является средством стимуляции активности мозга за счёт использования музыкальных средств на основе любого полифонического звучания.
Применение метода - преодоление тяжёлых задержек речевого и психоэмоционального развития, улучшение координации движений, подготовка мозга ребенка к изучению иностранного языка,
В Томатис терапии важен индивидуальный подход . Прослушивать совершенно стандартные музыкальные записи не рационально. Главное –разработать индивидуальную систему аудио тренировок.
Модель SCERTS
Авторы : Барри М. Призант, Эми М. Уэзерби, Эмили Рубин и Эми Лоран
Аббревиатура «SCERTS» означает акцент на:
«СК» - Социальной коммуникации - развитие спонтанной, функциональной коммуникации, эмоционального выражения, безопасных и доверительных отношений с детьми и взрослыми
«ER» - Эмоциональном регулировании - развитие способности поддерживать хорошо отрегулированное эмоциональное состояние, чтобы справляться с повседневным стрессом и быть наиболее доступным для обучения и взаимодействия
«TS» - «Транзакционной поддержке» - разработка и внедрение поддержки, помогающей реагировать на потребности и интересы ребенка, изменять и адаптировать среду, а также предоставлять инструменты для повышения уровня обучения (например, обмен изображениями, письменные графики и сенсорная поддержка)
TheMillerMethod – метод Миллера
Автор: Арнольд Миллер
Метод основывается на «когнитивно-развивающем системном подходе для детей с РАС». Это система, которая учитывает потребности в развитии у детей с РАС.
Основные цели :
1. Оценивает адаптивные признаки нарушенного детского поведения
2. Предполагает перевод нарушенного поведения в функционально
активное
3. Делает попытки расширять опыт взаимодействия и выводить детей из замкнутого образа жизни в область активного социального взаимодействия;
4. Обучает специалистов и родителей способам и системным подходам, которые помогают детям, имеющим аутизм и связанные с ним нарушения, в обучении чтению, письму, понятию числа, символическим играм и развитию обычной деятельности в школьном классе.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения аутичных детей в школе будут:
- выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка
варианта образовательного маршрута
- психологическая помощь семье, ее поддержка в организации общего
режима, эмоционального климата жизни
- взаимодействие с учителем по специальной организации обучения в классе
- непосредственные занятия с ребенком, направленные на создание условий перехода к активным контактам с людьми, формирование осмысленной картины мира.
Только такой подход позволит максимально задействовать все ресурсы ребенка и его ближайшее окружение в решении задач развития и обучения, включить аутичного ребенка в общество, обеспечить его социальную адаптацию.
Литература
* Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма» М.: Просвещение, 1991.
* Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997.
* Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001.
* Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)».М.: Изд-во "СигналЪ", 2002
* Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.
* Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во "СигналЪ", 2003.
* Нуриева Л. Г.«Развитие речи у аутичных детей» / Издательство: Теревинф, 2003 г.
* Шпицберг И. Л. «Коридор с прозрачными стенами» Школьный психолог (№20-2010г.) – М., 2010.
* Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»Теревинф, 2007.
Интернет ресурсы
Технологии_и_методы_работы_с_детьми_с_РАС . pdf
методич пособие. pdf
Psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-rebyonka-autista.pdf
file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/Rar$DIa0.818/metody_-priemy-i-formy-raboty-s-detmi-s-ras.pdf