федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение №168
РАССМОТРЕНО: На заседании Методического совета Протокол №10 от 20.04.2016г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«Организация самостоятельной работы обучающихся»
Выполнила: Копылова Людмила Константиновна Мастер производственного обучения, Председатель методического совета |
2016г.
ВВЕДЕНИЕ
Организация эффективной самостоятельной работы (СР) обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения – одно из основополагающих требований ФГОС НПО/ СПО нового поколения. Все более становится очевидным, что в процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели: от «специалиста-исполнителя» - к компетентному «профессионалу - исследователю». Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно. Согласно «Прядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 464), самостоятельная работа (СР) является одним из видов учебной деятельности студентов, ЦЕЛЯМИ которой являются:
Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
Углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию самореализации;
развитие исследовательских умений.
Самостоятельная работа – метод активного обучения. Чем обусловлена активность обучающихся? Прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности осознается обучающимися, становится для него актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:
потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;
желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;
потребность проверить свои знания и возможности.
Своеобразие СР осуществляется в аудиторное или внеаудиторное время, заключается, во-первых, в том, что его основу составляют действия, которые обучающийся выполняет без помощи преподавателя. Обучающиеся сам выбирает способы решения учебной задачи, совершает множество операций, контролирует их качество с соответствии с поставленной целью.
Второй особенностью СР является самоконтроль, как одна из важнейших форм саморегуляции человека. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если обучающийся не контролирует свои действия (не обращается к таблице, словарю, справочнику, мысленно не формулирует ответ). Обучающийся должен совмещать исполнительные и контрольные действия.
Третья особенность обусловлена тем, что действия самоконтроля тесно связаны с оценочной деятельностью, играющей важную роль в процессах саморегуляции. Ученые утверждают, что ее необходимо формировать на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности группы учащихся.
И, наконец, СР всегда завершается каким-либо «зримыми» результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому анализировать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обращать особое внимание на самостоятельность обучающегося, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и конечном результате деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ,РУКОВОДСТВА И КОНТРОЛЯ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вид самостоятельной работы | Способы руководства со стороны преподавателя | Формы контроля |
Проработать конспекты лекций | Составление электронных конспектов лекций | Устный опрос, диктант, письменная работа |
Составить опорный конспект лекций | Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний. | Семинар – коллоквиум |
Подготовить доклад (мультимедийную презентацию) | Разработка тем, подбор источников информации, консультаций | Выступление с докладом, презентацией |
Выполнить индивидуальное домашнее задание | Разработка вариантов заданий, консультации | Проверка |
Формулируем РЕЗУЛЬТАТработы | - | - |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека как личности, и как субъекта деятельности и представляет собой систему навыков его сознательной саморганизации.
Самостоятельная работа (СР) студентов в педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения:
СР как средство педагогической деятельности, которое используется педагогом в целях перестройки психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения;
СР как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют учащиеся в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;
СР как виды студенческой продукции;
СР как условия обучения, предполагающее самостоятельное усвоение части содержание обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;
СР как форма организации обучения;
СР как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы обучающихся;
СР как высокий уровень подготовленности обучающихся выступает целью и результатом их обучения и воспитания.
В более полном и точном смысле СР это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им.
Опираясь на основные психолого-педагогические положения, можно сказать, что самостоятельная учебная деятельность – это вид учебной деятельности, которую ученик совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными раннее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
СР обучающихся не только способствует эффективному усвоению учебной информации, способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию у обучающихся таких профессионально значимых личностных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие.
Личностный смысл СР будущего специалиста заключается не только усвоения информации по дисциплинам учебного плана, сколько в формировании через ее посредство целостной структуры будущей профессиональной деятельности, вего предметном и социальном аспекте. Знания и умения должны выступать для студента не самоцелью, аодним из важнейших средств его развития, как личности и как профессионала.
ВИДЫ И МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В процессе обучения выделяют различные виды СР обучающихся. Каждая из них отличается спецификой подходов к ее целеполаганию и планированию, а именно:
Постановка цели и планирование предстоящей деятельности обучающихся может осуществляться с помощью преподавателя.
Постановка цели может осуществляться с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется обучающимися самостоятельно.
Постановка цели и планирование предстоящей работы может осуществляться обучающимися в рамках представленного преподавателем задания.
Работа может выполняться обучающимися по собственной инициативе, но без помощи преподавателя; ученик сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.
Классификация видов самостоятельной работы по различным основаниям:
по времени и месту проведения;
по дидактическим целям;
по характеру учебной деятельности в процессе решения различных задач;
по характеру внутри- и меж предметных связей и некоторым другим.
Краткая их характеристика.
По времени и месту выделяют аудиторную(классную) и внеаудиторную (внекласса)самостоятельнуюработу.
В.И. Загвязинский к СР вне аудитории относит:
конспектирование и работу с книгой, документами и первоисточниками;
доработку и оформление записей по лекциям;
проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации;
выполнение рефератов; подготовку к семинарам, конференциям, конкурсам;
участие в проведении различных исследований и обработке их данных;
анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме;
подготовка к деловым играм;
выполнение курсовых, дипломных работ др.
Е.И. Петровский предлагает внеаудиторные СР следующего характера:
работа обучающихся по заданию педагога, образцы выполнения которой ему уже известны;
СР, осуществляемые без непосредственного участия педагога и требующие избирательного отношения обучающего к известным ему средствам и методам решения поставленной задачи;
творческая работа, включающая элементы самостоятельного исследования, когда педагог создает дидактическую ситуацию, направленную на отыскание обучающимися новых средств и методов решения поставленных задач.
В.А. Сластенин выделяет три вида внеаудиторных заданий:
подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;
требующие применения полученных знаний на практике.
В особый вид он выделяет задание творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т. п.)
Объем времени, отведенный на внеаудиторную СР, регламентируется Государственным стандартом СПО в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности, конкретно определяется учебным заведением и находит отражение:
в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;
в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.
2.Наиболее распространенный принцип классификации типов СР – по дидактическим целям. СР организуется с целью:
овладения знаниями (формирование новых знаний);
закрепления и систематизации полученных знаний;
формирования умений и навыков.
Л.Г.Сёмушина. Виды СР по дидактическим целям могут быть следующие:
по овладению знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана, текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа;
по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц;
для систематизации учебного материала: изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление тематических кроссвордов, тестирование;
по формированию умений и навыков: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием видеотехники.
3.По характеру учебной деятельности в процессе решения различных учебных задач выделяются следующие виды СР:
выполнение (изготовление), лабораторных работ, операций, приемов, рисунков, набросков; наглядного материала, контрольных работ, конспектов, тезисов, опорных конспектов;
составление, формулировка: примеров, кроссвордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, таблиц, контрольных вопросов, заданий;
анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, итогов работы, операций;
изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала, наглядных пособий, дидактического материала; оборудования,компьютерной техники.
И.И.Малкин предложил свой вариант классификации типов и видов СР обучающихся в зависимости от характера учебной деятельности:
СР репродуктивного типа: воспроизводящие, обзорные, проверочные;
СР познавательно-поискового (эвристического типа): подготовительные, экспериментально-поисковые, логически-поисковые;
СР творческого типа: художественно-образные, научно-творческие, конструктивно-технические;
СР познавательно-практического типа: учебно-практические,общственно-практические.
4.ВидыСР обучающихся, построенных с учетом внутри – имежпредметных связейизучаемого материала, делятся:
на СР по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Эти работы выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных обучающимся при выполнении предыдущих заданий. Другими словами, речь идет о самостоятельном решении задач по способу, подробно описанному в учебном пособии, как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время;
на реконструктивно-вариативные СР: на перенос известного способа действий с некоторой модификацией в необычную внутрипредметную или меж предметную проблемную ситуацию. Их значение обусловлено тем, что все действия студента при выполнении СР по образцу служат только основой формирования умений планировать собственную познавательную деятельность, основой формирования опыта познавательной самостоятельности. Этот опыт начинает формироваться только тогда, когда ученик выполняет реконструктивно-вариативные СР.
на внутрипредметные и межпредметные исследовательские СР. это - высшая ступень в предлагаемой системе СР. чтобы выполнить подобные СР, обучающимся необходимо преобразовать и переносить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые способы решения, определить цель, содержание, разрабатывать план решения.
М.И.Махмудов.предложил интересный подход к классификации видов СР. проанализировав передовой педагогический опыт, он систематизировал виды домашних заданий для СР по степени их проблемности:
задание на воспроизведение и закрепление изученного на уроке путем его анализа и теоретического осмысление;
задание на решение новой, нетиповой задачи;
задание продолжение исследования, начатого на уроке, с завершением его последующем уроке;
задание на проведение исследования по проблеме, возникшей на уроке, с последующим учетом и обсуждением;
задание на применение усвоенных знаний в новой ситуации;
задание на длительное исследование с последующим обсуждением результатов на внеурочных занятиях;
задание на актуализацию опорных знаний и сбор фактов, жизненных наблюдений для подготовки к изучению новой темы на последующем уроке;
задание на самостоятельное составление новых математических задач или изменение содержания задач, изложенных в учебнике и задачнике.
М.Л.Косицына рассматривает систему разнообразных видов самостоятельных домашнихзаданий в зависимости от содержания и конкретных методов обучения. Все виды обязательных и дополнительных домашних заданий она классифицирует по следующим признакам:
по характеру исполнения (фронтальные, групповые, вариативно-индивидуальные);
по длительности исполнения(кратковременные, сопутствующие, длительные);
по соотношению домашних заданий с уроком, с темой, с разделом (опережающие, вытекающие из урочной работы, связанные с приобретением новых знаний, умений, навыков).
Итак, существуют различные подходы к классификации видов СР обучающихся. Какая из приведенных здесь или любых других будет использована в качестве исходной в практической деятельности зависит:
от концептуальных педагогических позиций преподавателя;
от специфики образовательной программы учебного заведения;
от особенностей учеников;
от материально-технических возможностей учебного заведения и т.д.
самостоятельная деятельность обучающихся представляет собой серьезный резерв активизации познавательной сферы личности, интенсификации и индивидуализации учебного труда, но реализовать его можно лишь при условии системной и планомерной её организации с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Для того чтобы СР давала положительные результаты, помогала ученикам усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, необходимо соблюдать определённые условия, которые сводятся к следующему.
Необходимо, чтобы обучающиеся были подготовлены к выполнению предлагаемой им работы предшествующими занятиями, т.е. чтобы они имели знания и умения, требуемые для выполнения СР;
Подготовленность обучающихся к самостоятельному выполнению задания создается тем, что каждый новый вид работы они сначала усваивают при непосредственном участии преподавателя, который их обучает соответствующим приемам и прядку действий;
Задания для СР должны быть посильными для обучающихся;
Задания должно предлагается так, чтобы учащиеся восприняли его, как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам. Это будет наиболее ценный и значимый мотив их деятельности;
Если в группе есть обучающиеся, для которых общее задание непосильно, то этим ученикам нужно давать индивидуальные задания с учетом их уровня подготовленности. Для обучающихся, способных преодолевать и выполнять задания более сложные, чем общее задание, следует давать задания повышенного уровня;
Обучающиеся должны получить навыки выполнения заданий, как по устным инструкциям преподавателя, так и по письменным. По мере приобретения опыта СР можно вводить задания с неполными данными и с рядом вопросов задач, тогда обучающимся нужно самим отыскивать недостающие данные, ответить на предложенные вопросы;
СР целесообразно проводить на разнообразном материале.
Независимо от того, какой классификации видов СР придерживается преподаватель, любая самостоятельная работа нуждается в тщательной подготовке, которая включает:
Выбор и формирование тематики;
Установление цели самостоятельной работы;
Определение последовательности действий, операций;
Подготовку материальной базы;
Определение критериев оценки результатов труда обучающихся.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Организация и самоорганизация СР – это действия преподавателя и обучающего, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения заданий.
При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:
Фрагменты темы, которые ученики могут усвоить самостоятельно;
Задания, направленные на формирование компетенций (обще учебных, общепрофессиональных, специальных);
Задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов.
В тематическом плане рабочей учебной программы должны быть обозначены только основные виды и формы организаций аудиторной и внеаудиторной СР отражающие логическую последовательность изучения материала.
В плане урока необходимо указать:
Место самостоятельной работы в структуре урока;
Время для выдачи заданий и инструктажа по технике выполнения разработанных индивидуальных или типовых заданий, приемы стимулирования самостоятельной деятельности, источники информации, оборудование, приборы, дидактические материалы и другие средства обучения.
Организация СР может быть связана: с подготовкой письменной работы(реферата, доклада, контрольного задания), с разработкой научного проекта ( курсовой, дипломной работы, проблемной статьи).
Управление СР при выполнении индивидуальных или типовых заданий должно осуществляться с помощью соответствующего методического обеспечения, учитывающего внутри дисциплинарные и меж предметные связи: учебные пособия, методические указания, методические рекомендации.
Средства обучения – основа, фундамент СР. организация полноценной самостоятельной деятельности обучающихся немыслима без современных средств обучения и максимального использования их возможностей.
Условно их можно разделить на три группы
Дидактические средства | Технические средства | Учебно-методические средства |
Могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы, карты, таблицы, опорные сигналы, приборы, вещества, коллекции). | При помощи которых предъявляется учебная информация(компьютеры, ауди- и видеотехника). | Используются для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся (общие инструктивно-методические указания к выполнению отдельных видов работ, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы на уроках и дополнительных занятиях; карточки с алгоритмами и образцами выполнения заданий). |
Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить ученика к сотворчеству.
4.НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Любой из приведенных методов или технологий могут быть использованы и во время теоретических уроков и во внеаудиторной СР обучающихся.
Педагогическая технология «кластери»
Приступая к изучению нового материала, преподаватель в первую очередь, должен сформировать у обучающихся представление о содержании темы, построить терминологическую модель изучаемого материала. С этой целью используется технология «кластери».
«Кластери» - английское слово (cIastery), который обозначает «РАСТУЩИЙ ПУЧКАМИ, КИСТЯМИ, ГРОЗДЯМИ). Первоначально эта технология стала использоваться в американских школах при изучении иностранных языков, а затем и при преподавании других предметов. В российских школах опыт использования технологии обучения «кластери» прослеживается с конца 80-х годов прошлого столетия. В русской транскрипции их обычно называют кластерами.
В зависимости от назначения «кластери» оформляются на полных страницах тетрадей (учащимися) или жена листах ватмана, флип-чартах (преподавателем) и представляют собой набор ключевых слов, которые записываются в виде иерархически ветвящиеся грозди. По своей структуре напоминает генеалогическое дерево.
Техника составления кластеров состоит в следующем. Посередине первой строки записывается слово, обобщено отражающее тему предстоящего обучения, во второй строке пишутся ключевые слова (уже известные студенту, найденные из справочников или учебников, подсказанные преподавателем), ассоциированные (взаимосвязанные) с предметом изучения, отражающие какие-то свойства, принципы действия, качественные характеристики, происходящие в нем явления. Количество таких слов может быть любым, причем на каждое такое слово будет иметь место ответвление «кластер» от слова на первой строке. Желательное условие: в каждой грозди ответвлений должны содержаться слова, имеющие близкое смысловое значение или один и тот же классификационный признак.
В качестве примера приведем кластер, предложенный преподавателем инженерной графики Ломановой М.Ф. (Тольяттинский политехнический колледж) по теме «Назначение эскиза. Порядок и последовательность выполнения эскиза детали» (рис. 1).
Кластер, показанный на рис.1, представляет собой общую схему на заданную тему и применяется при объяснении нового материала. Следующий этап в обучении – составление учениками кластера на эскиз конкретной детали.
Ознакомление с деталью (внешняя и внутренняя, материал) |
На первоначальном этапе обучения по дисциплине обучающимся предлагают готовые кластеры, дающие возможность выстроить терминологический ряд изучаемой темы или раздела, но по мере приобретения знаний, умений и навыков в данной предметной области ребята активно включаются в составление кластеров.
Использование метода системного анализа (МСА)
Системный анализ (СА) применительно к техническим объектам – это совокупность методов исследования или проектирования сложных систем. С методической стороны он отличается меж дисциплинарным и над дисциплинарным характером и применением как неформальных, эвристических, экспертных методов, так и формальных, эмпирических, экспериментальных методов, а также при возможности и необходимости строгих математических методов.
В рамках СР метод системного анализа можно рассматривать как способ исследования технического объекта с целью определения места, функций, связей его компонентов и построение системной модели по заранее составленному алгоритму.
В педагогической практике уже имеется опыт использования метода системного анализа (МСА) в обучении. Разработана структура алгоритма системного анализа, начинающегося с постановки цели исследования (изучения объекта).
Цель – это образ желаемого будущего или модель состояния, на реализацию которого направлена деятельность. В зависимости от поставленной цели исследования, системный анализ (СА) может быть полным или целевым, внешним по отношению к исследуемому объекту или внутренним.
Декомпозиция выявляет компоненты системы и выполняет функцию анализа, а системная модель в виде графического и вербального описания выполняет функцию синтеза. Любая система функционирует по каким-либо законам, поэтому выявление этих законов (норм) будет необходимой составляющей СА.
Итоговый результат (выводное знание) является заключительным этапом СА. В нем окончательно формируются основные результаты: конкретные потребности системы для обеспечения нормального функционирования, её способности, т.е. выполняемые функции, а также её достоинства и недостатки. Структура полного внутреннего и внешнего СА приведена ниже. Следует отметить, что потребности, способности, достоинства и недостатки системы могут быть, как в явной форме – очевидными, так и в неявной форме – скрытыми. Задача исследователя выявить, по возможности, все эти функции и особенно скрытые, т.к. именно они впоследствии могут неожиданно для человека создать опасную ситуацию.
Заключительным этапом СА является РЕФЛЕКСИЯ: количественная и качественная оценка выполненного обучающимся СА. Количественная оценка выявляет степень соответствия проделанной работы поставленной цели. Качественная оценка определяет степень удовлетворенности обучающегося своей работой.
Структура полного алгоритма системного анализа
Объект:_______________________________________ 1. Цель :_______________________________________ 2. Декомпозиция: внешняя и внутренняя ____________ компоненты _______________________ ____________ функции компонентов _______________ ____________взаимосвязи________________________ ____________функции взаимосвязей_______________ 3. Нормы: ______________________________________ 4. Системная модель ____________ графическая ________________________ ____________ вербальная _________________________ 5. Результат: потребности ____________ явные ______________________________ ____________неявные_____________________________ способности ____________ явные ______________________________ ____________неявные_____________________________ достоинства ____________ явные ______________________________ ____________ неявные ____________________________ недостатки ____________ явные ______________________________ ____________неявные_____________________________ 6. Рефлексия: ________ количественная ______________ качественная __________
Контент-анализ как метод самостоятельной работы
Из множества видов анализа, осуществляемого обучающимися в процессе СР, чаще всего применяют: - сравнительный анализ; - системный анализ; - структурный анализ; - факторный анализ; - функциональный анализ; контент-анализ и др.
Контент-анализ (от английского content – содержание) – в самом общем значении есть исследовательская техника (инструментарий), метод для получения выводов путем анализа содержания текстового материала о последовательной смене явлений, состояний изменений в развитии чего-либо. Контент-анализ – это прежде всего, анализ содержания или метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле - радио передач, интервью, ответы на открытые вопросы и т.д.) в котором в соответствии с целями исследования выделяются смысловые единицы содержания и формы информации. Контент-анализ является универсальным инструментарием изучения словесных произведений, всякой записной речи, написанной, напечатанной или бытующей в устной форме сочинений, документов, а также любого произведения письменности. Объектом контент может быть содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных документов. С помощью этого метода исследователем является истинный или ложный смысл изучаемой информации. Наиболее сложный и ответственный подготовленный этап состоит в том, что исследователь намечает те смысловые единицы, наличие (или отсутствие) которых интересует его в изучаемом массиве сообщений. Например, психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и т.д. Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный.
Неколичественный контент-анализ основан на не частотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания – индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются) такой подход позволяет выявить типы качественной модели содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа).
Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача – получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Операции, реализующие процедуру контент-анализа, подразделяются на три вида: -разработка документов исследования; -реализация документов исследования; -обеспечение надежности процедуры.
ДОКУМЕНТЫ И РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА (перечень операций соответствующих технических приемов)
документы | Рабочие процессы |
1.Программа исследования: 1.1.выбор объекта и материала исследования; 1.2.модель выборки; 1.3.категориальная модель предмета анализа; 1.4.система единиц анализа; 1.5.модель представления содержания текста; 2.Полевой документ. 3.Инструкция по проведению полевых работ и связанные с нею документы. 4.Программа обработки полевой информации: код, инструкция по подготовке информации к вводу ЭВМ. 5.Макет представления количественных результатов исследования. 6.Краткое изложение основных характеристик исследования и пояснения к итоговым таблицам. 7.Программа анализа аналитической информации. 8.Отчет по исследованию. | 1.Определение релевантного предмету анализа текста. 2.Пилотажное и основное кодирование. 3.Подготовка к обработке полевой информации. 4.Изготовление итоговых таблиц. 5.Первичный анализ полученной аналитической информации. |
Использование кейс-метода
Понятие «кейс» исходит из того, что «Case» - это портфель, чемодан, сумка, папка. Иначе говоря, кейс можно рассматривать не просто как правдивое описание событий, а как «пакет» документов для работы обучающихся и преподавателей, единый информационный комплекс, позволяющий понять и решить ситуацию.
Как комплект учебно-методических материалов, кейс имеет следующие особенности:
Ориентация на профессиональную деятельность;
Полнота и целостность системно организованных материалов, позволяющих обучающемуся самостоятельно и полноценно изучать учебный курс;
Интерактивность материалов кейса, предполагающая и стимулирующая познавательную активность студентов.
Учитывая изложенные позиции, кейс-технологию можно представить как совокупность действии но созданию кейсов и использованию в образовательном процессе, гарантированно обеспечивающую высокий уровень практической подготовки специалистов.
Определяя сущность кейс-метода, как метода обучения, можно сказать следующее:
Суть метода обучения, основанного на работе с кейсом, т.е. кейс-метода,заключается в том, что обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную или производственную ситуацию, описание который одновременно отражает не только какую-либо практическую, конкретную проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Усвоение знаний и формирование умений при использовании кейс-метода есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс-метода зона ближайшего развития обучающихся расширятся до области проблемных ситуаций – области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для обучающегося основным, он становится естественным звеном, зоной его активного развития.
Обучение на основе кейс-метода это целенаправленный процесс формирование умений и навыков принятия решений, построенный на всестороннем индивидуальном и групповом анализе и моделировании конкретных ситуаций с последующим обсуждение во время открытых дискуссий сущности и преодоления содержащихся в ситуации проблем.
Итак, отличительной особенностью кейс-метода является организация работы обучающихся с проблемной ситуацией, созданной на основе фактов из реальной жизни. Однако следует помнить, что не каждую описанную или сформулированную преподавателем проблемную ситуацию можно назвать кейсом.
4.ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Одним из современных подходов СР обучающихся является внедрение в учебный процесс информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), что относится к виду инновационных технологий. Одной из активных форм общения с ИКТ, безусловно, является СР. ИКТ дают возможность вывести эту форму обучения на качественно новый уровень.
ИКТ позволяют создать принципиально иную образовательную среду, так называемую информационно – образовательную среду, которая активизирует СР обучающихся, оптимизируя процесс.
Усвоение обучающимся материала возможно не только в рамках учебного расписания, эти материалы становятся доступными в удобное для учеников время.
ИКТ дает возможность значительно сократить количество аудиторных занятий с обучающимися и увеличить число часов, отводимых на СР.
Средством организации обучения в условиях СР являются не только традиционная учебная и научная литература на бумажных носителях, но и различные виды электронных учебников и учебных пособий.
5.РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Основными задачами преподавателя по организации индивидуальной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся являются:
Ознакомление обучающихся с целью, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля СР;
Оказание необходимой индивидуальной и групповой консультативной помощи ученикам;
Обеспечение обучающихся современными, иллюстрированным материалом для изучения отдельных тем, подготовки к семинарам и практическим занятиям;
Осуществление контроля качества выполнения внеаудиторной СР.
Для эффективной организации индивидуальной самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся преподавателю необходимо создавать учебно-методические пособия поизучаемой дисциплине, а также методические разработки по темам, определенным учебнойрабочей программой. Следует отметить, что пособия для обучающихся и преподавателей несколько отличаются по своим целям и структуре.
Элементы структуры учебно-методического пособия (УМП).
Предназначено для организации преподавателя самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся | Предназначено для выполнения обучающимися заданий, предусмотренных планом внеаудиторной работы |
Методические рекомендации | Методические указания |
Содержание. Пояснительная записка. Инструкция по организации внеаудиторной работы обучающихся. Задания для СР обучающихся. Эталоны ответов на задание. Критерии оценки выполняемой работы. Список используемой литературы. Приложения. | Содержание. Введение. Рекомендации по работе с УМП. Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями. Задания для самостоятельной работы. Критерии самооценки выполненной работы. Список основной и дополнительной литературы. |
При создании методических указаний, предназначенных для внеаудиторной работы обучающихся, целесообразно соблюдать определенную последовательность действий:
Провести анализ рабочего учебного плана, примерной программы по дисциплине или профессионального модуля, требований ФГОС по специальности (профессии), рабочей учебной программы и календарно-тематического плана.
Выбрать тему с соответствии с рабочей учебной программой.
Определить, цель, задачи, объем, содержание, вид и структуру СР по данной теме.
Продумать мотивацию и обращение к обучающемуся.
Определить виды заданий и время, которое должен затратить обучающийся при их выполнении.
Разработать систему контроля с критериями оценки предложенных заданий.
Составить рекомендации по работе с пособием.
Составить список основной и дополнительной литературы по изучаемой теме.
Оформить пособие в соответствие с действующими нормами и правилами.
1.Подготовка введения.
1.1.Определение целей СР.
Создавая пособие, предназначенное для индивидуальной СР обучающего, преподаватель должен вначале продумать цели, которые необходимо достигнуть ученику в процессе выполнения данной работы.
Цели должны соответствовать требованиям ФГОС, рабочей учебной программе по дисциплине (модулю) и быть: реальными, конкретными, выполнимыми и триедиными, т.е. включая в себя цели обучения, развития и воспитания.
1.2.Формирование обращения к обучающимися
Создавая пособие, необходимо предусмотреть обращение к ученику, обратив внимание на том, для чего ему необходимо выполнить данную работу. Обращение должно быть кратким, вызвать интерес, создать мотивацию к выполнению СР.
2.Информационный блок
2.1.Определение объема СР
Чтобы цели соответствовали критериям реальности, необходимо помнить о временном ограничении выполнения внеаудиторной работы. СР является обязательной для каждого ученика и определяется учебным планом. Время, отводимое находится в пределах 50% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине (модулю).
2.2.Выбор форм, средств и методов СР
Формы СР определяются содержанием учебной дисциплины (модуля). Они тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный или учебно-исследовательский характер. При определении содержания следует учитывать уровень самостоятельности, умение организовать личностное пространство для выполнения данной работы. Виды заданий могут иметь вариативный и дифференцированный характер, в зависимости от специфики изучаемой дисциплины. Время на выполнение задания целесообразно указать рядом с заданием. Обращение например: «Уважаемый студент! Если Вы сейчас читаете это обращение – значит, настало время, погрузится в изучение… . Мы будем рады, ели Вы прислушаетесь к рекомендациям по распределению Вашего времени в процессе работы над заданиями. Желаем успеха!»
№ | Краткоесодержание задание | Рекомендуемое время выполнения заданий |
1 | Организуйте личное пространство так, чтобы Вас ничего не отвлекало в процессе дальнейшей работы. Повторите необходимые конспект лекции | 10 мин |
2 | Составьте… | 50 мин |
3 | Сравните… | 20мин |
4 | Разгадайте ребус | 10 мин |
Кроме того, каждое задание должно сопровождаться инструкцией по его выполнению. Указания к выполнению заданий должны быть четкими,не допускающими двойного толкования. Особо сложные задания необходимо сопровождать образцом выполнения. Например:
Инструкция: Вставьте в скобки слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Количество точек в скобках обозначает число пропущенных букв.
Образец: ОБЫ(…)КА ОБЫ (ЧАЙ)КА.
Задание: ПРИК(…)ЬЯ
3.Контрольный блок
3.1.Критерии оценки СР
Далее при работе над созданием пособия, предназначенного для внеаудиторной СР обучающихся, следует продумать критерии оценки выполненной работы. Это важно, так как методы контроля и самоконтроля в обучении позволяют:
Установить готовность студентов к восприятию и усвоению новых заданий;
Выявить причины затруднений и ошибок студентов.
Основными требованиями к выбираемому методу контроля для оценки внеаудиторной работы, являются: объективность, всесторонность, дифференциация, учет специфики учебной дисциплины, гласность (сообщение отметки и оценочного суждения).
Для проверки уровня знаний и умений студентов можно использовать такие методы как: опрос, тестовые задания, сочинение, доклад, реферат, контрольная работа, защита творческого проекта, графические методы контроля и многие другие.Например:
Критерии оценки решения кроссворда:
Половина заданий у Вас вызвала затруднения – оценка 3 (удовлетворительно);
Вы не смогли отгадать 2-3 определения. Работа оформлена аккуратно – оценка 4 (хорошо);
Вы правильно разгадали кроссворд. Работа оформлена чисто без исправлений – оценка 5 (отлично).
Подчеркнём, что обучающийся обязательно должен знать критерии оценки выполняемой работы.
Формой учета внеаудиторной работы может быть отметка с обязательным оценочным суждением преподавателя (группы обучающихся), или сумма баллов, набранных в процессе выполнения заданий. Например: отметка за выполненную СР из пяти заданий складывается из суммы оценок ученика за каждое задание и делится на 5.
пример:Если ученик выполнил каждое задание с оценкой «отлично» ---- 5х5=25 (сумма набранных баллов)--- оценка количества заданий 25 : 5=5 (отлично).
Сумма баллов, набранных обучающимся, может накапливаться и влиять на общую оценку его участия в практическом, лабораторном или теоретическом занятии по дисциплине (модулю).
Итог внеаудиторной СР подводится в виде отметки, которая будет выставлена в раздел журнала теоретических или практических занятий.
4.Рекомендации по работе с пособием
4.1.Рекомендации по работе для обучающихся:
После составления основных разделов пособия, необходимо подготовить рекомендации по работе с материалом пособия. В этих рекомендациях следует предусмотреть список обязательной и дополнительной литературы, необходимых Интернет-сайтов для обучающихся. В рекомендациях преподаватель указывает на возможность получения консультаций, реальный срок сдачи выполненной работы, версии для выполнения заданий в кабинете, предусмотренном администрацией для СР обучающихся, библиотеке, компьютерном классе или дома.
В пособии целесообразно поместить рекомендации сразу после введения.
Рекомендации для студентов можно заменить инструкцией или схемой (алгоритмом) по работе с учебно-методическим пособием.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием. |
I
Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы (стр. ). В библиотеке возьмите недостающие Вам книги или найдите в Интернете |
I
Прочтите конспект лекции по теме «____________» |
I
Запишите в рабочей тетради по дисциплине «_________» название темы и цели, которые Вы должны достигнуть в процессе работы по предложенной теме |
I |
Обратите внимание на значение символов в данном учебно-методическом пособии |
I |
Выполнение заданий предложенных в данном пособии, не должно занять у Вас более двух часов. Надеемся, что Вы не заметите, как пролетит Ваше время |
I |
Работа должна быть выполнена к следующему _________практическому занятию по дисциплине «_______». Если у Вас возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю или мастеру производственного обучения |
Для того чтобы выставленная оценка обучающемуся всегда была объективной, необходимо предусмотреть эталоны ответов на все задания, находящиеся в учебно-методическом пособии, а также краткую инструкцию для преподавателей, которые будут организовывать работу учеников с данным учебно-методическим пособием.
5.Оформление учебно-методического пособия
На сегодняшний день нет однозначных инструкций по объему пособия, тем не менее, не нужно перегружать пособие лишней информацией. В качестве основных требований к оформлению пособия выступают следующие:
Текст представляет на бумажном носителе и в электронном виде;
Формат: А – 4;
Поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2см;
Шрифт –TimesNewRoman – 14, междустрочный интервал – одинарный;
Внизу страниц проставляютсяномер арабскими цифрами, выравнивание по центру, титульный лист включает в общую нумерацию;
В содержании последовательно перечисляются;
В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов или блоков пособия, с указанием номеров листов, на которых начинается материал;
Введение, заключение (если оно необходимо), список используемой литературы – не нумеруется.