СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Проблемный ребенок в классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание – творчество взрослых, в основе которого лежит наука возрастная и детская психология. Известно: всё на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребёнка. Термины «трудные дети», «проблемный ребёнок» чаще всего употребляются в качестве синонимов терминов «запущенный ребёнок» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Проблемный ребенок в классе.»

"Проблемный ребенок в классе".

«Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, -

непрочно, неверно и ненадёжно».

Януш Корчак.

Воспитание – творчество взрослых, в основе которого лежит наука возрастная и детская психология. Известно: всё на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребёнка. Термины «трудные дети», «проблемный ребёнок» чаще всего употребляются в качестве синонимов терминов «запущенный ребёнок» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении».

В 2006 году разработанная Московским городским психолого-педагогическим университетом «Программа предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения обучающихся» (Департамент образования г.Москва), где ясно и чётко прописаны возможные действия ребёнка. За систематические пропуски и неуспеваемость ребёнка ставят на внутришкольный контроль и ведётся работа: воспитательная беседа, беседа с родителями, письмо в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), педагогический совет и отчисление.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – только слушают дела и выносят наказания и штрафы. А чем они могут помочь? Полномочий – никаких. Социальная защита – выдаёт подарки к Новому году. Родители? Они и сами не понимают, что происходит с ребенком, и не знают, как можно повлиять на его поведение. Если в семье отсутствует ясное живое сознание, что главная её задача по отношению к детям - воспитание. Семья должна поддерживать не только физическое существование детей и их умственное развитие, но, прежде всего, обеспечивать нравственное, духовное развитие своих детей.

Что же ребёнок? А он занимает позицию выжидания, чем же всё закончиться? В основе любого нежелательного поведения ребенка могут ле­жать следующие цели:

  • требование внимания или комфорта;

  • желание показать свою власть или демон­стративное неповиновение;

  • утверждение своей несостоятельности.

Имея, казалось бы, такой большой опыт работы в качестве классного руководителя, я каждый раз сопереживаю с ребёнком, когда он оканчивает школу, и когда набираю новый класс. Для школы «проблемный ребёнок» - прежде всего неуспевающие дети, а это – школьная программа номер один. Современное школьное образование требует пристального внимания и изучения проблемы увеличивающегося количества неуспевающих школьников. Различные трактовки успеваемости или неуспеваемости школьников меняются год от года с изменением требований общества к школе и ростом её возможностей. Однако характерные признаки неуспеваемости учащихся школы остаются актуальными и в настоящее время, а именно:

- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

- пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, учебных умений и навыков;

- недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию и другие качества, необходимые для успешного учения.

К числу ярко выраженных признаков неуспеваемости учащихся, как правило, относят: увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий, расходование времени на выполнение как школьных, так и домашних заданий выше школьно-гигиенических норм, невыполнение школьных и домашних заданий или частое обращение за помощью, нежелание учиться, снижение интереса к школьным предметам, неблагополучие в межличностных отношениях с одноклассниками, с учителями, с родителями.

Неуспеваемость, угрожающая повтором года или переводом в другую школу, вызывает стресс, отрицательные эмоции у ребёнка. Многие исследования указывают, что неуспеваемость является фактором проблем с поведением и гиперактивности независимо от коэффициента интеллектуальности IQ и социально-экономического положения и связана с поведением и правонарушениями. Связь между неуспеваемостью и пропусками занятий опосредуется психосоциальными характеристиками, например низкой самооценкой или девиантными подростковыми группировками. Очень часто ребёнок отвлекается на уроке, невнимателен, нарушает дисциплину.

Такому ребёнку можно помочь своим личным примером и умением справляться с этим для этого необходимо создать доброжелательную обстановку как в школе, так и дома. Для этого родителям предлагаются памятки:

  • научитесь любить своего ребенка безусловной любовью. Общайтесь с ним как можно больше, делитесь с ним своими проблемами, советуйтесь с ним;

  • не перегружайте ребенка дополнительными секциями, занятиями. Интересуйтесь его жизнью. Отдыхайте всей семьей по выходным дням. Найдите общее занятие домашними делами, играми, если просмотр телевизора, то обязательно с последующим обсуждением;

  • не читайте нравоучений. Прежде чем отчитывать ребенка, успокойтесь, остыньте. Никогда не сравнивайте ребенка ни с кем другим. Оценивайте только поступки. Умейте выслушивать детей.

Неуспевающий и «проблемный» ребёнок не равны по содержанию понятий, так как «проблемный» ребёнок сам по себе не только неуспевающий, но и «трудный» подросток или «педагогически запущенный» ребёнок. Изменить негативное поведение ребёнка – это значит устранить комплекс причин, его порождающих; изменить отношение к нему, отрицательную установку на него, создать условия для достижения успеха в познавательной деятельности, для реализации его потребностей в самостоятельности и самоутверждении.

Французский историк и государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи». Поэтому и начинаю свою работу со знакомства с семьёй ученика. В классе 25 учеников и все они такие разные. Ребята приходят из разных школ города учиться в лицей на два года (10-11-й класс), за эти годы принять их такими, какие они есть – это естественно и легко. Гораздо труднее проявлять постоянно заботливое внимание к подростку, направлять его, анализировать поступки и действия, давать им оценку, предвидеть последствия своих действий и слов. Воспитание без трудностей не бывает. Они возникают по разным причинам: ребёнок заболел, пропустил много уроков; избалован родителями – стал непослушным; первые неудачи – появились двойки; конфликтные ситуации с одноклассниками, учителями – пропуски без уважительной причины. Родители, разумеется, страшатся всего негативного и яростно его ломают, забывая при этом, что ребёнок не враг, с которым надо бороться. Он союзник в деле совершенствования его характера и способностей. При встрече с родителями стараюсь научить их смотреть оптимистично, спокойно на то негативное, нежелательное, что временами проявляется в поведении у ребёнка. Угрозы, окрики, наказания, вызванные искренним желанием родителей не допустить что-нибудь отрицательное, создают только дополнительные препятствия на жизненном пути ребёнка, а ему и так нелегко, ведь пропущено столько уроков и большие пробелы в знаниях. Для этого и нужна помощь родителей в тот момент, когда ребёнку трудно сделать очередной шаг вперёд.

Для поиска причин неуспеваемости и пропусков уроков, а это нежелательное поведение ребёнка - собираю общие сведения о нём самом, его родителях (имя, отчество, возраст, место работы, должность, контактный телефон, образование, биологические особенности ребёнка). Всё, что могло бы повлиять на развитие ребёнка. Совместно с социально-психологической службой лицея изучается микросоциальная среда ребёнка, определяется влияние семьи, школы, друзей, улицы. Для выяснения роли самого близкого окружения необходимо знать, кто в основном занимался воспитанием ребёнка, какие личностные качества присущи каждому (отношение к себе, людям и др.). Какие методы применяли родители в период обучения в основной школе, как на них реагировал ребёнок, какие претензии к его поведению были в то время у родителей, что их настораживало и смущало? Охотно ли ребёнок пошёл в наш лицей и как развивался, обучаясь? Какие обязанности имеет ребёнок по дому, чем занимается в свободное время? Любит ли читать, что именно читает? Сколько времени сидит за компьютером? Как складываются отношения между учителями и ребёнком в лицее? Каковы взаимоотношения родителей и учителей?

Выясняем влияние друзей, товарищей, улицы, с кем дружит подросток, что связывает его с друзьями, каково влияние на него друзей, как проводит свободное время? Какое место он занимает в системе межличностных отношений, доволен ли своим местом?

Отмечаю также личностные качества ребёнка, проявляющиеся в поведении и деятельности (активность, самостоятельность, трудолюбие, упорство в достижении целей, коллективизм, дисциплинированность, самокритичность, скромность, отношение к успеху и неуспеху и др.). А также особенности его психических процессов мышления, памяти, внимания, речи, воображения смотрит педагог-психолог, закрепленный за классом в период адаптации (психологический мониторинг по Д.Ш.Матросу). Программа изучения личности позволят проследить, как изменяется ребёнок в течение жизни, что именно «изнутри» и «извне» обусловливало эти изменения. Предлагаем подростку выполнить тест.


Тест для учащихся «10 моих Я»

Перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Отметьте те качества, которые, по Вашему мнению, присущи Вам. Их должно быть не менее пяти.

  • Я – добрый

  • Я – безразличный

  • Я – злой

  • Я – терпеливый

  • Я – умный

  • Я – нетерпеливый

  • Я – помощник

  • Я – упрямый

  • Я – обидчивый

  • Я – завистливый

Все эти полученные сведения, в конечном счете, помогают прогнозировать поведение ребёнка. Чтобы прийти к правильным выводам, необходимо получить как можно больше фактического материала.

Основную информацию я получаю из беседы с родителями, с самим ребёнком и одноклассниками. Веду наблюдение во время урока и на перемене (чаще не одним), по возможности посещаю его дома, чтобы увидеть, как ребёнок ведёт себя в привычной для него обстановке. Нередко учителя-предметники, сосредоточив внимание на этом ребёнке, пытаются устранить что-то отрицательное в его поведении. В итоге их действия выливаются в борьбу с «проблемным» ребёнком, а не с причинами, порождающими негативные явления. Важно понять: бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем. И опираться в этом следует на то лучшее, что есть или что непременно будет, когда коллеги перестанут смотреть на ребёнка как на «трудного», «неисправимого». В воспитательной работе от противостояния надо переходить к сотрудничеству, взаимодействию с ребёнком. Если сложилась отрицательная установка на такого ребёнка, родители (да и учителя тоже) внушают себе, другим и самому ребёнку, что он плохой, что его ждёт ужасное будущее, а потому необходимо принимать самые решительные меры. При таком подходе меры эти неизбежно становятся антипедагогичными. Нельзя придумывать своё (зачастую произвольное и необоснованное) объяснение поступкам ребёнка и уже под это объяснение «подгонять» необходимые факты. Чтобы избежать этого стараюсь научиться понимать поведение ребёнка с позиции его потребностей и мотивов. А для этого учусь анализировать поступки ребёнка, стремлюсь увидеть и оценить ситуацию его (ребёнка) глазами. Делаю это таким образом. Выслушав информацию о ребёнке, начинаю искать положительные качества, опираясь на которые могу вызвать у него потребность в нравственном совершенствовании. Собрав необходимый материал, непременно говорю родителям: «Мне нравиться ваш сын. Я узнала о нём много хорошего». Затем анализирую ошибки, ищу связь между причиной – неверными действиями взрослых (родителей, педагогов) и следствием – поведением ребёнка. После этого прогнозирую поведение ребёнка, если воспитательные ошибки сохранятся, и в том случае, когда начнут выполняться рекомендации, разработанные совместно с социально-психологической службой.

Нередко родители понимают, что отношения с ребёнком нужно менять. Но, привыкнув действовать путём запрета, наказания и диктата, не знают, как это сделать. Тогда предлагаю им игру, в которой родители выполняют роль ребёнка, а я – родителя авторитарного типа. Этот приём даёт очень сильный эффект, так как позволяет родителям осознать и пережить состояние, в котором находиться ребёнок, и разобраться в мотивах его поступков. После такой игры взрослые многое меняют в себе.

Работая с ребёнком, я учу его глядеть на себя глазами других людей, видеть и правильно оценивать свои положительные и отрицательные стороны. Объясняя, почему он стал неуспевающим, выясняя причины пропусков занятий, и чего от него ожидают педагоги.

Социально-психологическая служба предлагает групповые методы работы с родителями, педагогами и учащимися. В последнее время эти формы, как отмечает Л.А. Петровская, «стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой». Причём чаще всего такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с ребёнком.

Совместно с социально-психологической службой разрабатываем комплексный план коррекционной работы с учеником и его семьёй.