Русский язык
Степанова Светлана Ивановна, учитель 2 класса ГБОУ «Школа №26 г.о. Торез»
Тема: «Заглавная буква в именах собственных»(именах, фамилиях, отчествах людей)
Цель урока:
обобщить и закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных;
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
Задачи:
предметные
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
метапредметные
развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;
учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Тип урока: Урок закрепления знаний
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания об именах собственных; закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; научатся применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: касса букв, дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик», цветик - семицветик
Форма урока: урок-путешествие.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
ІІ. Актуализация знаний.
Определение темы урока и целей.
- Сегодня у нас необычный урок.
На уроке мы отправимся в путешествие в одну страну. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы.
- Кто догадался, как называется эта страна?
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
- Какие цели ставите перед собой?
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных;
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
- Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.
У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте ее и запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Путешествие по Стране заглавных букв".
Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.
А путешествовать мы с вами будем с девочкой, главной героиней сказки В.Катаева «Цветик – семицветик».
- Как её зовут?
Минутка чистописания.
(Ж ж)еня (Е е)вгения
Повторение изученного.
Что же случилось с Женей?
( Давайте поможем Цветику – семицветику выполнить Женины желания).
Женя оторвала от цветочка лепесток (1 ), кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
– Быть по-моему вели.
— Вели, чтобы ребята рассказали мне об имени существительном.
Имя существительное
Предмет
Кто? Что?
Одушевлённые Неодушевлённые
Собственные Нарицательные
Графический диктант. Верны ли утверждения?
- Имя существительное отвечает на вопросы: кто?или что?
- Имя существительное обозначает действие предмета?
- Существительное земля (что?)
- Существительное лес (кто?)
- Одушевлённые имена сущ. Отвечают на вопрос кто?
- Неодушевлённые – кто?
- Существительное ученик – одуш.
- Существительное птица – неодуш.
- Существительное камень – неодуш.
Истории возникновения фамилий.
Женя оторвала от цветочка лепесток (2 ), кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
– Быть по-моему вели.
- Вели,чтобы дети узнали историю возникновения фамилий.
Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Наприме: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.
- Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Попробуйте угадать, кем были ваши предки. Расскажите об этом соседу по парте.
Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.
Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.
Ольга — «святая»
Алина - благодарная
Егор – «земледелец»
Дмитрий «принадлежащий Деметре, богине земледелия»
Виталий – «жизненный»
Виктория - победа
Владислав - “владеющий славой”
Милена - «милая»
Максим - превеликий
Артем - «безупречное здоровье»
Милана (итальян.) - «модниц
Руслан – лев
- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.
Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.
Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.
- Запишите свое отчество в дневник наблюдений, рядом с вашим именем.
Физкультминутка.
Знакомство со словарным словом отец
Подбор однокоренных слов, выделение корня.Ввести в предложение.
Закрепление.
Словарный диктант.
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она,
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
- Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений.
Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев. (Самопроверка)
Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним
- Какова была цель нашего урока?
в именах собственных;
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Какое открытие для себя сделали на этом уроке?
-Как полученные знания могут пригодиться в жизни?
- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.
Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
Записать названия улиц нашего города.
Придумать сказку о большой букве.
Рефлексия.
Оценка работы соседа. Написать имя проверившего работу. Взаимопроверка .
Спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение
ФИЗМИНУТКА
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать. (Сжимать и разжимать кулачки)
1.Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Наприме: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
2.Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.
Ольга — «святая»
Алина - благодарная
Егор – «земледелец»
Дмитрий «принадлежащий Деметре, богине земледелия»
Виталий – «жизненный»
Виктория - победа
Владислав - “владеющий славой”
Милена - «милая»
Максим - превеликий
Артем - «безупречное здоровье»
Милана (итальян.) - «модниц
Руслан – лев
3. Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.
4.Вова – Владимировна Владимирович
Слава – Вячеславовна
Юра – Юрьевич
Руслан – Русланович
Андрей – Андреевна
Игорь – Игоревич
Саша – Александровна
Лёша – Алексеевич
Ярослав – Ярославовна
Дима – Дмитриевна Дмитриевич
Антон – Антоновна
Рома – Романович
Витя - Викторович