МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РСО – АЛАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 4
имени Героя Советского Союза Кибизова А.Н.
г. Владикавказ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО
УРОКА ИЗО
в 1 полилингвальном классе.
Тема: «Фигурки из теста».
(1 класс учебник ИЗО полилингвальной программы Л.В.Бязровой, Н.Н.Королевой)
Выполнила: учитель ИЗО
Дзотова Зарина Артуровна
г. Владикавказ 2022 г.
Аннотация к уроку.
Изобразительное искусство – сложный предмет, он содержит в себе совокупность многих знаний и умений. Задача современной школы и педагога состоит не столько в том, чтобы добиться от обучающихся невероятного мастерства в сфере изображения, сколько в том, чтобы нацелить их на восприятие культурных, традиционных, этических, моральных ценностей в эпоху стремительно меняющегося общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным и в тоже время заинтересовать обучающихся, вовлечь их в процесс творчества.
В этом нелегком деле нам на помощь приходят педагогические инновации (намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения). Одним из подобных инновационных приемов является полилингвальная программа. Которая предлагает работу по учебнику Л.В. Бязровой, Н.Н. Королевой.
В основу разработки данного урока по изобразительному искусству включены цели, которые направлены на формирование творческой личности на основе национальной культурной традиции, традиций российской и мировой культуры, чувства причастности к судьбе национальной культуры.
В начальной школе закладывается представление детей о декоративно – прикладном искусстве, что дает нам еще одну возможность заинтересовать обучающихся, в том числе, путем использования нетрадиционных методик и материалов для творчества. Чем я и решила воспользоваться, предложив в качестве материала для выполнения задания готовые фигурки из теста (пряники) и кондитерскую мастику.
План – конспект урока по изобразительному искусству.
Класс: 1 полилингвальный «А» класс
ФИО учителя: Дзотова З.А.
Тема: «Скульптура из теста» Басилта. (по учебнику Л.В.Бязровой, Н.Н.Королевой 2 класс)
Цели урока:
-образовательная: обеспечить усвоение учащимися особенностей различных материалов для выполнения творческих задач, обобщить и систематизировать знания полученные в ходе занятия, расширить общий и творческий кругозор обучающихся, создать условия для отработки навыков и умений
-развивающие: создать условия для развития творческих способностей, содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность, создать условия для развития нестандартных подходов в выборе материала для изображений
-воспитательные: способствовать эстетическому восприятию учебного материала, создавать условия для воспитания у обучающихся уважительного отношения к культурному и историческому наследию народа
Задачи:
- познакомить обучающихся с культурой и традициями народа Осетии
-дать представление о том, что такое «басилта»
-познакомить с творчеством К.Л.Хетагурова
-представить необычные материалы для лепки
-поддержать и развить интерес к традиционным формам творчества
-закрепить навыки лепки в рельефе
План урока
Урок имеет форму интегрированного занятия.
Структура урока включает в себя следующие этапы:
-организационный момент
-постановка цели
- актуализация и введение знаний
-закрепление знаний и умений путем выполнения
задания
-физкультминутка
-подведение итогов, выставка, рефлексия.
Педагог предлагает детям вспомнить о традициях разных народов, связанных с празднованием Нового Года. Рассказывает о предновогоднем обычае ходить в масках и костюмах от дома к дому, стараясь развлечь хозяев песнями и танцами. Следует рассказ о возникновении этой традиции, о ее смысловой нагрузке.
Звучит музыка и дети читают стихотворение К.Л.Хетагурова «Хадзаронта».
Педагог обращает внимание детей на материал для лепки – кондитерскую мастику. Что такое кондитерская мастика.
Педагог предлагает обучающимся выполнить задание. Задание:
Украсить рельефной лепкой из кондитерской мастики традиционные фигурки из теста «басилта»
Звучит песня на стихотворение «Хадзаронта».
Завершив выполнение задания, дети устраивают выставку своих работ и обсуждают их.
Педагог проводит рефлексию и прощается с воспитанниками.
Материалы и инструменты:
Фигурки из теста, выполненные в виде людей и животных
Мастика кондитерская разноцветная
Стеки для лепки
Оборудование:
Ноутбук, интерактивная доска, презентация.
Конспект урока
-Здравствуйте, дорогие ребята! Скажите, какой всеми любимый праздник мы скоро будем отмечать?
-Новый Год!
-А как сказать на осетинском языке «Новый год»?
- «Ног Аз»!
-Правильно. Все народы мира отмечают этот праздник, но каждый вкладывает в него частицу своей культуры и души. Сегодня я расскажу вам об одной из предновогодних традиций которая дошла до нас от наших предков. Суть ее заключается в том, что люди на кануне нового года ходят в гости от дома к дому. Но делается это не так как в обычное время. Люди наряжаются в необычные костюмы, что бы их не узнали. Кто знает, как называется эта традиция?
- «Калядки»!
-Правильно! А как эта традиция называется в осетинской культуре?
- «Хадзаронта»!
- Молодцы! Когда «ряженные» приходят в дом они песнями, танцами, шутками стараются развлечь хозяев. Наш прославленный поэт, прозаик и художник К.Л.Хетагуров написал стихотворение, посвященное этой традиции – «Новогодняя песня». Стихотворение было положено на народную музыку.
Дети рассказывают стихотворение по ролям:
НÆУÆГБОНТЫ ЗАРÆГ
Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ!
Фæцæуынц уæм дæрдбæлццонтæ...
Æддæмæ ма цæм ракæсут!
Уæ мæсыгмæ цæ бакæнут!
Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ!
Фæцæуынц уæм нæуæг бонтæ.
Уæ ал–аз дæр хорзæй уынат!
Уæ фидæнмæ фæрныгдæр уат!
Уæ лæг уын саг куыд амара!
Уæ ус уын тыр куыд ныййара!
Хъæуваг куывд уæм куыд æрцæуа!
Уæ басылы къух мæн куыд фæуа!
Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ!
Фæцæуынц уæм нæуæг бонтæ!
Фæхæссынц уын нæуæг бонтæ
Фыдздзаг хæрзтæй хуыздæр хæрзтæ!
НОВОГОДНЯЯ ПЕСНЯ
Хадзаронта, хадзаронта,
К вам — гости. Вы не заняты?
Как путников, встречайте нас,
На башню приглашайте нас!
Хадзаронта, хадзаронта,
Минувший год — он старым стал:
Вас новый год приветствует,
Он к вам с дарами шествует.
Ловцу — оленя стройного,
Супруге — сына-воина,
А мне от пира вашего
Одну бы руку башила!
Хадзаронта, хадзаронта,
К вам новый год недаром-то...
Он дни ведет нежданные,
Дары несет желанные!
-Еще одной традицией нашего народа является выпекание, перед новым годом, фигурок людей и животных из теста. Кто может сказать, как они называются?
- «Басилта»!
-Да. Такими фигурками угощают друг друга и «ряженных» в том числе. Они символизируют пожелания здоровья, счастья, благополучия. Дорогие ребята, как вы думаете, на какую тему мы будем сегодня работать?
-Мы будем украшать фигурки из теста! «Басилта»!
-Верно! Для украшения фигурок мы воспользуемся цветной кондитерской мастикой. Мастика кондитерская – это материал для оформления тортов. Основу ее составляет сахарная пудра, поэтому она съедобна. Она очень пластична и похожа на пластилин. Так, что работать ею будет не сложно и интересно. Предлагаю вам приступить к украшению фигурок.
Звучит «Новогодняя Песня». Дети начинают работать.
По завершению работы проводится физкультминутка и рефлексия:
-Ребята, было ли вам интересно на сегодняшнем занятии?
-Да!
-Что вас больше всего удивило?
-Кондитерская мастика. То, что она похожа на пластилин.
-Что бы вы хотели рассказать дома о занятии?
- Дома я расскажу о традициях осетинского народа праздновать новый год. Стихотворение Хетагурова «Новогодняя песня». Покажу фигурку из теста, которую украсил мастикой.
-Спасибо за занятие, дорогие ребята! До свидания!
Подведение итогов, выставление оценок, выставка готовых работ.
Используемая литература:
1. Альманах «Сделай сам» №2 1993
2. Бязровап Л.В., Королева Н.Н. учебник «Изобразительное искусство». Владикавказ, СОГПИ, 2010
3. Еременко Т.И. «Иголка – волшебница». М., 1988
4. Калоев Б.А. «Материальная культура и прикладное искусство осетин». М., «Наука», 1973
5. Кузнецов В.А. «Алания 10-13 вв». Орджоникидзе, 1960
6. Уарзиати В.С. «Праздничный мир осетин». СОИГИСИ 1995