13
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных техников»
города Каменск-Шахтинский
Протокол Метод. совета № _______
от «___» ____________ 20___ г.
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Традиции моей семьи»
Автор: педагог дополнительного образования
МБУ ДО «СЮТ» Фирсова В.В.
2024
Содержание
1. Пояснительная записка
Актуальность методической разработки и ее практическая значимость.
Новизна представленного материала.
Место разработки в дополнительной общеобразовательной программе.
Возможность использования представленного материала другими участниками образовательного процесса.
Цель и задачи методической разработки
Используемые принципы обучения
Ожидаемые результаты
2. Конспект занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
3.Методические рекомендации
4. Источники информации
5. Приложения
1.Пояснительная записка
В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование. Одним из регуляторов отношений является мораль.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Уважение к старшему поколению, проявление заботы к нему является частью духовно-нравственного-воспитания. Именно на развитие этого качества направлено данное воспитательное мероприятие.
Актуальность темы методической разработки в настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание сегодня обусловливает возможность сохранения, как самой личности человека, так и всего общества.
Новизна представленного материала. Новизна методической разработки заключается в выработке новых интерактивных форм по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям, позволяющие развивать в детях духовно-нравственные качества.
Место разработки в дополнительной общеобразовательной программе. Данная методическая разработка используется при реализации дополнительной воспитательной программы «Юный конструктор»
Возможность использования представленного материала другими участниками образовательного процесса. Методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования в рамках воспитательной работы с детьми.
Цель методической разработки: воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, понимание необходимости вы страивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения друг к другу и взаимопомощи.
Задачи методической разработки:
Обучающие:
-обобщать и закреплять знания детей о семейных ценностях
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственные чувства
-воспитывать у детей взаимоуважение, вежливость, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Развивающие:
- развивать познавательную активность.
-развивать внимание к окружающим людям.
Используемые принципы обучения:
-принцип сознательности и активности;
-принцип наглядности;
Ожидаемые результаты.
Личностные: расширить первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями; стимулировать творческую активность; пробудить желание использовать самостоятельное чтение для развития и самообразования.
Предметные: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимать необходимость уделять внимание всем членам семьи и оказывать взаимопомощь; расширять представления о том, что доброе слово способно воспитывать и помогать в любых ситуациях.
Метапредметные: воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; проявлять в процессе обсуждения готовность решать учебные задачи творческого и поискового характера, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения.
2.Конспект занятия
Тип занятия: комбинированный
Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический
Оборудование и материалы: ноутбук
Дидактический материал к учебному занятию: сценарий, видео-презентация, комплекты фотографий сервизов, комплект интерактивных заданий.
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, объявление темы урока.
2.Этап актуализации знаний.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (5 минут)
Учитель начинает занятие, поясняя его тему: «Традиции моей семьи». В свободной форме проводится краткая беседа с детьми о том, что такое семейные традиции. Демонстрация видео-презентации.
1 октября отмечается известный во всём мире Международный день пожилых людей. Главная цель этого праздника – обратить наше внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Для наших бабушек и дедушек очень важно, чтобы молодое поколение с уважением относилось к этому празднику. Именно добрые и мудрые советы пожилых людей, наших бабушек и дедушек мы будем помнить всю жизнь. Наравне с другими праздниками, у Международного дня пожилых людей в нашей стране есть свой символ. Он представляет собой раскрытую ладонь – символ доброты, уважения и помощи, а сердце человека на протянутой ладони олицетворяет доверие, готовность прийти на помощь и уважение к старшему поколению. В нашей стране существуют славные традиции празднования семейных праздников – День матери, День отца, День братьев и сестер, и среди них есть особый праздник – День бабушек и дедушек, его отмечают 28 октября. Выбрана эта дата неслучайно: в конце октября у древних славян отмечались «Осенние ДЕДЫ» — праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения. Традиционно в этот день принято дарить кашпо с живыми цветами.
Часть 2. Основная: (20 минут)
Педагог: В эти осенние праздничные дни мы постараемся поздравить наших пожилых родственников, наших бабушек и дедушек.
Интерактивное задание №1 (см приложение №1) (установление соответствия)
На экран выводятся слова «семья», «дедушка», «бабушка» и стихи.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная_________________
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша _________________
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый _______________
Беседа: Как же хорошо, когда в семье есть мудрые, добрые, всегда готовые нам помочь бабушки и дедушки! Почти в каждой семье есть свои особые семейные традиции. Некоторые из них передаются из поколения в поколение; есть те, которые появились недавно. Кто из вас сегодня узнал о Международном дне пожилых людей впервые? Ответы учащихся…… А кто из вас знал, что есть праздник День бабушек и дедушек? Ответы учащихся…… Давайте вспомним, когда празднуются эти даты? Примерные ответы: «В октябре», «1 октября», «28 октября» Учитель: Давайте запомним эти даты: 1 октября – Международный день пожилых людей; 28 октября – День бабушек и дедушек. Пусть эти праздники станут доброй традицией в ваших семьях. И тогда счастье от общения с самыми близкими наполнит сердца людей всех поколений. А когда вы станете взрослыми, вы поймете, что они всегда хотели, чтобы вы не делали ошибок в жизни, чтобы вы были счастливы. Вот послушайте некоторые высказывания о бабушках: «Мне все равно, что вы обо мне думаете, зато моя бабушка говорит, что я солнышко». «Мы слишком поздно понимаем те слова, которые нам говорили бабушки!» «В сердце бабушки цветет сад любви». Неслучайно в пословицах и поговорках, пришедших к нам из прошлого, раскрывается глубокий смысл жизненных ценностей, они рассказывают о доброте семейных отношений, об уважении между всеми членами семьи и о большом жизненном опыте наших бабушек и дедушек, полном житейской мудрости.
Интерактивное задание №2 (см приложение №2)
Задание: нужно разделить пословицы на три группы: 1) о бабушках, 2) о дедушках, 3) о пожилых людях.
На экране появляются пословицы, а ученики с помощью учителя распределяют их по трем группам. Дедушка есть отец, учитель и друг. Молодость плечами крепка, а старость - головою. Без старых не проживешь. У кого есть дед, у того и обед. Нет милее дружка, чем родная бабушка. При солнышке тепло, а при бабушке добро. Дед – это человек с серебром в волосах и золотом в сердце.
Учитель: Многому можно научиться у нашего старшего поколения, о многом можно узнать. Сядьте поудобнее и послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?».
Дремучим лесом шли двое путников. Дедушка и мальчик. Было жарко, хотелось пить. Наконец-то они пришли к роднику. Тихо журчала холодная вода. Путешественники наклонились, напились. Дедушка сказал: - Спасибо тебе, родничок. Мальчик усмехнулся. - Чего ты смеешься, мальчик? – спросил дедушка.
-Зачем вы, дедушка, сказали роднику спасибо? Он же не живой: не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов. - Это так. Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить. Мы же не волки, а люди. Понимаешь, зачем человек говорит спасибо? А знаешь, кого это слово восхваляет, возносит, возвеличивает? Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной. Сейчас настало время подумать: дорога через лес еще долгая.
Беседа: Давайте подумаем, почему дедушка сказал мальчику: «Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить». Должен ли человек быть благодарным всему, что его окружает? Должен ли человек благодарить природу за ее щедрые дары? Может быть, слова благодарности мы должны произносить всегда и для себя, а не затем, чтобы нас кто-то услышал? Рассуждения и ответы на вопросы должны подвести учащихся к осознанию того, что мы порой забываем говорить спасибо за самые простые вещи, что человек должен быть благодарен не только другим людям, но и окружающей природе, потому что без природы и человека не будет. Неслучайно народная мудрость гласит: «Одно спасибо спасет от тысячи бед». Слова дедушки заставили мальчика надолго задуматься, над простой, казалось бы, истиной. А порой стоит только вспомнить советы или рассказы бабушки, чтобы справиться с той или иной задачей. Задание для учащихся Учитель читает историю о девочке Миле и ее бабушке, а на экране появляются картинки трех сервизов (столовый, чайный и кофейный) (рисунок 1).
Задание: Помогите Миле найти чайный сервиз, отметив его знаком ˅. Обоснуйте свой выбор.
Вечером в субботу бабушка попросила Милу помочь ей накрыть стол к чаю. – Мила, сегодня у нас будут гости. Принеси, пожалуйста, из серванта чайный сервиз, – попросила она. Мила подошла к серванту и задумалась – там стояло много красивой посуды. – Какой же из сервизов чайный? – подумала девочка и вспомнила недавний разговор с бабушкой. – В кофейном сервизе чашки должны быть маленькими, а в столовом есть супница и глубокие тарелки. И Мила смело достала чайный сервиз
(рисунок 1)
Часть 3. Заключение (5 минут)
Беседа: О каких праздниках октября мы сегодня узнали? Ответы учащихся: «Международный день пожилых людей», «День бабушек и дедушек». Почему эти праздники важны для нас? Ответы учащихся: «Это семейные праздники», «Это праздники наших родных и близких»
Какую мудрую истину узнал мальчик от дедушки из рассказа В.А. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?» Ответы учащихся: «Спасибо говорят всем», «Благодарность нужна всем и даже ручью», «Спасибо может беду отвести».
Какие подарки можно приготовить к празднику «День бабушек и дедушек»? Ответы учащихся: «Цветы», «Стихи», «Испечь печенье или пирог» Творческое задание: Расскажите дома своим родителям об осенних праздниках; подумайте вместе, какие подарки можно приготовить бабушкам и дедушкам. Попросите бабушку или дедушку показать старый альбом с фотографиями. Помогите бабушке накрыть стол к праздничному чаепитию, а вечером можно почитать хорошую книгу всей семье. Например, рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», стихи из книги Алексея Шевченко «Любимый дедушка», книгу Алексей Шевченко «Сказки бабушки Ксении», стихи Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат», рассказ Михаила Пришвина «Дедушкин валенок», книгу Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Но самое важное – подарите своим бабушкам и дедушкам внимание и свою любовь.
3.Методические рекомендации
Для эффективного использования методической разработки необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии, применить плакаты, обложки детских книг А. Шевченко "Любимый дедушка», А. Барто «Было у бабушки сорок внучат», В. Осеева «Волшебное слово» , М. Пришвин «Дедушкин Валенок», поддерживать любознательность и познавательную активность детей с помощью использовать интерактивных заданий.
Задание №1 https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-1/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/ Задание №2 https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/
4. Источники информации
1. https://easyen.ru/
2. https://dzen.ru/a/ZTu1PdnyhT7rLHrP
3. https://razgovor.edsoo.ru/
Приложения
Приложение №1
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-1/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/
Приложение№2
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/
(герб России)