СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации детям с проявлением девиантного поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны для оптимизации деятельности работ- ников образовательных учреждений и родителей воспитывающих трудных под- ростков, а также детей, которые находиться в «группе риска»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации детям с проявлением девиантного поведения»

1







Методические рекомендации

психологического сопровождения детей с проявлениями девиантного поведения






Педагог-психолог высшей категории: Данилова О.В.

Методические рекомендации по психологическому сопровождению детей с про- явлениями девиантного поведения. / педагог-психолог МОУ Родниковской СОШ № 32

Данилова О.В. 2024. - 25 с.





Методические рекомендации разработаны для оптимизации деятельности работ- ников образовательных учреждений и родителей воспитывающих трудных под- ростков, а также детей, которые находиться в «группе риска»

Подростковый возраст один из самых трудных периодов в становлении личности ребенка, поэтому крайне важно найти к подростку правильный подход и напра- вить его разрушительную энергию в нужное русло. Неотъемлемой частью рабо- ты педагога-психолога является создание сильной команды в работе с такими детьми, для преодоления трудностей в процессе обучения и воспитания.

Рекомендации предназначены для всех специалистов, работающих в системе об- разования и смежных областях, разрешающих психолого-педагогические, меди- ко-социальные проблемы и помогут в эффективной организации процесса обу- чения.

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 4

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5

  2. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 8

  3. ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ 10

  1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ

ПОДРОСТКОВ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

ВВЕДЕНИЕ

Современный период исторического развития России характеризуется се- рьезными экономическими, технологическими и демографическими трансфор- мациями. Рост социальной неопределенности, скорость и фундаментальность социально-экономических изменений, этнокультурная гетерогенность сопряже- ны сегодня с нарастанием распространения в обществе, и особенно в детской и подростковой среде, различных форм девиантного поведения, таких как рост иг- ровой и интернет-зависимостей, потребление психоактивных веществ, десоциа- лизация, виктимность, агрессия, противоправные и антисоциальные действия, суицидальное поведение, раннее начало половой жизни и проч.

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, свидетельствуют о том, что основной причиной девиантного поведения является неблагоприятное психосоциальное развитие. Поэтому замеченные вовремя от- клонения в поведении обучающегося, а также правильно организованная психо- лого-педагогическая, социальная и медицинская помощь играют решающую роль в предотвращении нарушений, которые приводят к девиациям.

В разрешении проблемы нивелирования отклонений в поведении несо- вершеннолетних и их профилактике особая роль отводится системе образования. Именно образовательная среда, с точки зрения воспитания, обучения и социали- зации личности, является специально созданной, выступает важным условием формирования личности школьника, определяет его деятельностную активность по интериоризации жизненного пространства, влияет на развитие ценностных ориентаций, активизирует его мотивационные установки в процессе социализа- ции.

Таким образом, идея профилактики девиантного поведения обучающихся априорно включена в смысловое поле системы образования, а следовательно, профилактика девиаций является важной функцией образовательных организа- ций.

Методические рекомендации основаны на положениях Федерального за- кона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера- ции», (статья 5,8,34,42)

Методические рекомендации содержат структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты индивидуальной профилактической работы посредством адаптации и социализации обучающихся с девиантным по- ведением.

В рекомендациях также содержатся материалы, освещающие алгоритм, содержание, формы и методы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с девиантным поведением. Рекомендации предназначе- ны для всех специалистов, работающих в системе образования и смежных обла- стях, разрешающих психолого-педагогические, медико-социальные проблемы.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В научной и методической литературе встречается многообразие терми- нов, означающих отклонение от социальных норм и приемлемого в обществе поведения. Наибольшее распространение получили термины: «девиантное пове- дение», «девиантность», «девиации», «отклоняющееся поведение», «социальные отклонения». Часто наука использует определение «девиантное поведение» в широком смысле, подразумевая отклонения от норм как в «негативную» сторону (патологичные отклонения), так и в «позитивную» (сверхразвитые способности, чрезмерный альтруизм, аскетизм и др.).

В узком смысле девиантными считают те формы поведения, которые об- ществом воспринимаются как нежелательные, требующие пресечения и преду- преждения. Такое поведение называют деструктивным, так как оно угрожает возможностям выживания этого общества.

Деструктивное поведение обладает рядом признаков: – отклонение от норм общественного развития (расхождение между индивидуальной линией раз- вития индивида или группы и доминирующими ценностями/тенденциями обще- ственной жизни); – дестабилизация и деструктивность (наличие объективного ущерба, страдания от данного поведения или его последствий на нескольких уровнях: организма, личности, ближайшего окружения и на макросоциальном уровне); – негативная социальная оценка и наказуемость (негативная обще- ственная оценка данного расхождения как социально нежелательного и стремле- ние социума контролировать, устранять нежелательные проявления в поведении индивидов); – компенсаторность (компенсация деструктивными поведенческими актами имеющегося личностного неблагополучия и социальной дезадаптации); – специфичность (выраженность в деструктивном поведении индивидуального и половозрастного своеобразия).

Таким образом, деструктивное поведение – это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.

Аутодеструктивное поведение связано с разными формами саморазруше- ния: от высоко рискованных действий, нацеленных на поиск новых ощущений, до самоповреждений и суицидальных актов (Польская, 2015, 2017; Польская, Власова, 2015; Соколова, 2017). Это поведение наносит ущерб (прямой или кос- венный) собственному соматическому и психическому здоровью, оно представ- ляет угрозу целостности и развитию личности.

Отклоняющееся поведение классифицируется по следующим типам: Делинквентное, при котором поступки могут причинить вред окружаю-

щим, а действия относятся к преступным и насильственным (кража, драка, пре- ступление, разбой);

Аддиктивное, которое подразумевает уход от реальной жизни при эмоци- ональном поведении (увлечение алкоголем, наркотиками и другими психотроп- ными веществами, вызывающими состояние транса, а также компьютерными и азартными играми);

Асоциальное, которое проявляется в нарушении моральных норм (бро- дяжничество, проституция, агрессия, уход из дома);

Суицидальное, включающее все формы поведения для преднамеренного ухода из жизни (размышление, попытка, построение планов, конкретные дей- ствия); в свою очередь может быть как истинным (явным), так и театрально- демонстративным (на публику) или совершаемым в состоянии аффекта.

Структура девиантного поведения
















Табакокурение

Наркотические вещества










Подросток с деструктивными отклонениями в поведении может наносить вред себе и окружению, быть угрозой общественному порядку, поскольку:

  • демонстрирует агрессию, неадекватность;

  • отличается лживостью;

  • испытывает сложности с адаптацией в коллективе;

  • часто участвует в конфликтах;

  • занимается бродяжничеством, воровством, порчей имущества;

  • страдает повышенной тревожностью;

  • регулярно меняет друзей;

  • уходит из дома;

  • отказывается учиться или работать;

  • сильно увлечен Интернетом (например, компьютерными играми);

  • ничем не интересуется;

  • имеет низкую концентрацию внимания;

  • не способен принимать решения и нести ответственность за свои поступки;

  • неряшлив;

  • не может планировать свое время;

  • неусидчив;

  • подвержен частым переменам в настроении;

  • упрям;

  • регулярно закатывает истерики;

  • замкнут или равнодушен.

  • Физиологическое здоровье людей с девиантным поведением тоже страда- ет. Могут проявляться:

  • бессонница и дневная сонливость;

  • нарушение аппетита;

  • низкий иммунитет;

  • психосоматические заболевания;

  • резкое снижение или повышение массы тела;

  • частые инфекции;

  • головная боль;

  • перепады давления;

  • нарушения работы ЖКТ.

Все большее влияние на преступность оказывают такие факторы, как имущественное расслоение общества, заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения, явная и скрытая безработица, массовая миграция, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальны- ми проблемами неблагоприятный психологический фон. Отсутствие жизненных перспектив и ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство, невозможность реализоваться в общественнополезной де- ятельности провоцируют социальное отчуждение подростков, их желание уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков. Всѐ это активно кримина- лизирует подростковую среду.

Следует отметить, что негативное влияние на подростковые суициды ока- зывают СМИ и интернет. С развитием социальных сетей значительно возросла распространенность «групп смерти». Если в 2015 году членство потерпевших в таких группах было подтверждено дважды, то в первой половине 2017 года – уже 287 раз. В современной школе широкое распространение получил буллинг (от англ. Bullying – агрессивное преследование одного из членов коллектива) и его «интернетразновидность» – кибербуллинг.

С появлением интернета, травля часто происходит и в социальных сетях, на форумах, в письмах, в мессенджерах, в чатах, в онлайн-играх и так далее. По- этому в последние несколько лет часто используют специальный термин – ки- бербуллинг. На сегодняшний день это один из самых губительных типов онлайн атак в целях причинения жертве наибольшей психологической травмы и униже- ния. Последствия кибербуллинга зачастую имеют печальный или даже фаталь- ный исход.

  1. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ


Биопсихологические причини

1. Наследственные;

  • генетические поражения;

  • генетические дефекты обмена, которые имеют влияние на со- зревание мозговых структур.

  1. Врожденные:

    • Свойства нервной системы;

    • Внутриутробное поражение (токсикоз, энцефалиты, интокси- кации, родовая патология).

  1. Приобретенные:

    • нервные заболевания;

    • соматические заболевания.

Социально-психологические причини
  1. Неблагоприятные обстоятельства в семье (алкоголизм, наркомания, куре- ние, психические расстройства у родителей, наличие неизлечимо больных чле- нов семьи и последствия в связи с этим и т.д.).

  2. Единственный ребенок в семье.

  3. Неполная семья,

  4. Образцы жестокости, насилия, агрессивности, обмана значимых для ребенка людей, являющихся частью его окружения,

Психолого-педагогические причины
  1. Несоответствие: между установками взрослых, их утверждениями и их по- ведением.

  2. Отсутствие знаний у педагогов и родителей о психологических, индивиду- альных, возрастных и половых особенностях ребенка.

  3. Неправильное применение взрослыми психолого-педагогических мер огра- ниченно-стимулирующего характера.

Почти все подростки, склонные к правонарушениям, являются педагогически запущенными детьми. Однако педагогическое пренебрежение каждого ученика проявляется по-разному. Поэтому очень важно определить уровень педагогиче- ской запущенности, ведь от этого зависит эффективность коррекционно- воспитательного процесса, точность подбора необходимых форм и методов пси- холого-профилактического воздействия;

Таким образом причинами девиантного поведения есть:

    • неблагополучная семья (если малыш растет в бедности или в непол- ной семье, часто является свидетелем ссор и конфликтов родителей, попоек или асоциальной образ жизни);

    • ошибки педагогов (неспособность пытливого персонала найти об- щий язык с ребенком, недостаточное внимание к его успешности со стороны ро- дителей или учителей, конфликты с бурильщиками);

    • косвенный фактор (сюда относятся умственная отсталость, патоло- гия характера, склонность к алкоголю или наркотикам, патологии во время бе- ременности, возникающие у родителей психические отклонения);

    • дисфункции и заболевания центральной нервной системы (наруше- ние развития отделов головного мозга, черепно-мозговые травмы могут приве- сти к эмоциональной нестабильности и снижению коммуникабельности);

    • пубертатный период (перестройка гормонального фона у подростков иногда становится причиной ассоциативных уступок).

Уровни педагогического пренебрежения учащимися
  1. Низкий уровень

Это труднообучаемый ученик, для которого характерно накопление от- ставания в обучении и появление образовательного пренебрежения. В свою оче- редь, отставание в обучении приводит к нежеланию учиться, недостаточно обра- зованный несовершеннолетний имеет ряд отрицательных качеств. Негативные отклонения в его поведении периодически повторяются (например, он часто опаздывает на первый урок, рано уходит из школы, избегает уроков и указаний учителей, периодически грубит старшим и т.д.).

  1. Средний уровень

На самом деле это педагогически пренебрегаемый ученик. Такой ребенок обладает целым комплексом отрицательных качеств. Отклонения в ее поведении носят системный и постоянный характер,

Отмечается нарушение контакта со взрослыми и сверстниками, родите- лями и учителями, конфликтные отклонения часто можно объяснить эгоистич- ной направленностью личности ученика. Теряется интерес к учебе и работе. Яр- ко проявляются отрицательные черты характера. В этих случаях возникает необ- ходимость применения общих мер психолого-педагогической, профилактиче- ской работы

  1. Высокий уровень

Это провинившийся ученик, для которого характерно проявление устой- чивого комплекса отрицательных качеств. Несовершеннолетний ребенок актив- но сопротивляется воспитанию* Выполняет требования взрослых только под

«давлением», и постоянным контролем с их стороны. По отношению к учителям имеет агрессивное отношение.

Он не уживается в коллективе сверстников, не выполняет социальные нормы и правила, живет в соответствии с «моралью», оправдывающей его пове- дение, не чувствует границы между непослушными обидами,

  1. Криминальный уровень

Это малолетний правонарушитель, поведение которого практически не поддается контролю. Он не воспринимает психолого-педагогических воздей- ствий, активно борется с ними. Поведение носит активно-оскорбительный ха- рактер, несовершеннолетний живет в соответствии со своими нормами «мора- ли», что оправдывает мотивы правонарушений, легко совершает преступления.

Для таких учеников нужна особая методика, обучение в закрытых специ- альных заведениях.

Успешное осуществление воспитательной и психологической профилак- тической работы невозможно без знания особенностей личности подростка, склонного к противоправному поведению, то есть его «общего портрета».

  1. ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДЕВИАНТНОГО ПО-

ВЕДЕНИЯ

Отставание в интеллектуальной сфере

Это выражается в субъективности восприятия и оценки окружающей дей- ствительности, ее недоразвитости или особой избирательности. Речь таких детей неразвита, словарный запас примитивен, в речи преобладают уличный жаргон, вульгарные слова и выражения и, как следствие, небрежность в письме, трудно- сти в мышлении, его односторонность.

Недостатки характера

У подростков, склонных к нарушениям дисциплины, сформированы и проявляются негативные черты характера, которые во многом определяют асо- циальное поведение мальчиков и девочек. Они не хотят подчиняться, нарушают правила поведения в школе, общественных местах, хулиганят и совершают мел- кие кражи и другие правонарушения,

Чрезмерная конфликтность

Такие укоренившиеся черты характера, как грубость, вспыльчивость, упрямство, негативизм, делают подростков с поведенческими проблемами ис- точником конфликтов с одноклассниками, родителями, пожилыми людьми, что затрудняет контакт с ними и их воспитание.

Активация механизма психологической защиты

Чувствуя постоянную необходимость отвечать за свои поступки перед учителями, родителями, пожилыми людьми, сотрудниками правоохранительных органов, такие ученики стараются оградить себя от них. Таким образом, у них возникает желание оправдать себя и окружающих, оправдывая свое поведение правомерным или под влиянием обстоятельств, снять с себя вину; Это приводит к. формирование зависимостей, таких как нечестность, ложь и т.д.

Повышенный интерес к запрещенным развлечениям

Неумение организовывать и проводить свой досуг, отсутствие интереса к общественно полезной деятельности существенно деформируют интересы под- ростков, склонных к противоправным действиям в сфере досуга. Это проявляет- ся в склонности к напрасной трате времени, к увлечению азартными играми, мелкими спекуляциями и т.д.

Притупление гуманного принципа

Большинство подростков с противоправным поведением крайне необуз- данны, для них характерно активное поведение и нежелание сдерживать себя, свои эмоции во время сильного возбуждения.

Выбор негативных средств самоутверждения и проявления взрослой

жизни

Ученики, имеющие склонность к противоправным действиям, чтобы са-

моутвердиться и продемонстрировать свою взрослость, часто выбирают курение, алкоголь, наркотики и другие формы, по их мнению, «взрослого поведения». У некоторых, и наряду с психологической, существует физиологическая зависи- мость от психоактивных веществ, что свидетельствует о развитии алкоголизма и наркомании как болезни.

Среди этой группы учащихся значительную часть (около 20%) составля- ют девушки. Они часто выпадают из круга учителей-предметников, классного руководителя, потому что их поведение не доставляет неудобств на занятиях. Однако, не обращая особого внимания на асоциальные изменения в своей жизни, многие из них являются инициаторами нарушений учебной дисциплины. Среди них есть и организаторы асоциальных компаний. Большая часть круга этих де- вушек курит, злоупотребляют алкоголем, им свойственна сексуальная безнрав- ственность, в семье держатся вызывающе, терроризируют младших братьев и се- стер, ведут себя неприлично с родителями, соседями и т.д.

Акцентуации характера могут лежать в основе формирования девиантного поведения у детей и подростков. Рассмотрим следующие типы акцентуаций со сторон свойственных им тех или иных форм девиантного поведения.

Неустойчивый тип.

С детства эти дети непослушны, непосидчивы, всюду лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Отталкивающие черты: безволие, тяга к пустому время провождению и развлечениям, болтли- вость, хвастовство, соглашательство, лицемерие, трусость, безответственность.

«Слабое звено» этого психотипа: безнадзорность, бесконтрольность, которые иногда приводят к серьезным последствиям. Этому типу свойственны такие ви- ды девиантного поведения как криминальное (кражи, хулиганство), аддективное поведение.

Циклоидный тип.

В детстве мало отличается от своих сверстников периодами может быть необычно шумным, озорным, постоянно что-то предпринимающим, а затем опять становится спокойным и управляемым ребенком. Во время спада труднее становится, и жить, и учиться, и общаться Компании начинают раздражать, риск и приключения, развлечения и контакт теряют свою прежнюю привлекатель- ность.

«Слабое звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов.

Этому типу свойственны такие виды девиантного поведения:

    1. фаза: криминальное (правонарушения, хулиганство), аддективное пове- дение.

    2. фаза: суицидальное поведение (у ребенка возникает мысль о собственной ничтожности) .

Гипертимный тип.

Подростки, относящиеся к этому психотипу, с детства отличаются боль- шой шумливостью, общительностью, склонны к озорству. У них нет застенчиво- сти, ни робости перед незнакомыми людьми, им недостает чувства дистанции в отношении с взрослыми. Отталкивающие черты: легкомысленность, готовность на безудержанный риск, грубость, склонность к аморальным поступкам. «Слабое звено» этого типа не переносит однообразия, монотонного труда, требующего тщательного и кропотливой работы, или разного ограничения общения, его угнетает одиночество или вынужденное безделие. Этому типу свойственно кри-

минальное поведение (склонность к риску, поиск новых ощущений, авантю- ризм).

Лабильный тип.

Дети способны погружаться в мрачное настроение из-за неласкового сло- ва, неприветливого взгляда, а приятные слова, хорошая новость может поднять настроение. Для этого типа характерена крайняя изменчивость настроения, кото- рое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных поводов. Также свойственны такие черты как вспыльчивость, драчливость, склонность к кон- фликтам. Для этого типа характерно аддективное поведение (предпочитает эй- форические средства), суицидальное поведение.

Астенический тип.

С детства ребенок часто капризничает, плачет, боится всего, его быстро утомляет даже небольшое количество людей, поэтому стремится к уединению. У таких подростков явно занижена самооценка, не могут при необходимости по- стоять за себя. «Слабое звено»: внезапные аффектные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности. Для этого типа характерны такие виды по- ведения: аффективное (резкие вспышки разрушительности), аутическое (его утомляет общество людей, он стремится к уединению).

Сензитивный тип

Ребенок боязлив, боится одиночества, темноты, животных. Избегает ак- тивных и шумных сверстников. Для этого типа характерно мстительность, пуг- ливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерян- ность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Для этого типа характерны такие виды поведения как: аутическое (за- мкнутость, стремление к уединению), суицидальное.

Психастенический тип

В детстве возникают различные фобии - боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх остаться одному дома или за закрытой дверью. Склонность к бесконечным рассуждениям, наличие навязчивых идей, опасений.

Шизоидный тип

Дети любят играть одни избегают шумных детских забав, предпочитают общество более старших ребят. Эмоционально холодны, почти не выражают ни каких эмоций, равнодушны к чужой беде, могут быть даже жестокими. «Слабое звено» не переносит ситуаций, в которых нужно устанавливать неформальные эмоциональные контакты, и насильственное вторжение посторонних людей в его внутренний мир. Этому типу характерны такие виды поведения суицидальное и аддективное.

Эпилептоидный тип.

Для детей этого типа свойственны злобная реакция на тех, кто попытается овладеть их собственностью, проявляется чрезмерная требовательность, приво- дящая к раздражительности в связи с замеченным непорядком. «Слабое звено» практически не переносит подчинение и бурно восстаѐт против ущемления сво- их интересов. Для этого типа характерны такие виды поведения как демонстра- тивный суицид и самоповреждение (как форма места), аддективное поведение (сильно пьянство), криминальное, деликвентное.

Паранойяльный тип.

Дети этого стремятся, во что бы то ни стало достичь желаемого, характер- на агрессивность, разрушительность, гневливость, которая проявляется тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к достижению поставленной цели; отсутствие душевности в отношениях с людьми, авторитарность, чрезвычайно честолюбивы. Этому типу характерно такое поведение как агрессивное.

Истероидный тип.

Дети этого типа стремятся к общему вниманию и восхищению. Проявляет- ся способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск. «Слабое звено» неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их высмеива- ние, что может привести к острым аффективным реакциям и суициду.

Гипотивный тип.

Дети этого типа почти всегда вялые, обижены на всех, на лице часто вы- ражено недовольство. Они обидчивы, ранимы, склонны искать у себя недомога- ния, часто впадают в апатию, проявляются унылые мысли. Для этого типа харак- терно аутическое поведение.

Конформный тип.

Для детей этого типа характерно: несамостоятельность, безволие, почти полное отсутствие критичности как в отношении себя, так и своего ближайшего окружения, что может послужить причиной аморального поведения. «Слабое звено» не переносит крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Лишение привычного окружения может послужить причиной реактивных реакций. Для этого типа характерно криминальное и деликвентное поведение (групповые пра- вонарушения), аддективное.

Таким образом, мы показали, что каждому типу характера соответствует определенный вид или виды девиантного поведения. Социальный педагог, кото- рый имеет дело с «трудными» детьми, должен владеть этой информацией. Зная типы характера, психологические особенности каждого из них, формы девиант- ного поведения, к которым они склоняются и провоцирующие причины, соци- альный педагог сможет гораздо более эффективно строить и профилактическую, и коррекционную работу. А, следовательно, возрастут шансы помочь «трудным» подросткам.

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурно- го развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуж- дение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несба- лансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического кон- троля над собственным поведением.

  1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Подростки стремятся к частому и продолжительному общению со сверстниками. Для них характерен рефлекс подражания негативным формам по- ведения, вызывающий несогласие, отрицание отношения со стороны взрослых. Поисковый рефлекс (инстинкт) проявляется у несовершеннолетнего в том, что он бессознательно, но постоянно имеет желание, потребности на грани дозво- ленного, определяет, что можно, а что нельзя.

Подросток, общаясь с родителями и сверстниками, постоянно не только проверяет предел дозволенного, но и стремится его расширить (например, может не выполнить школьные задания, поздно вернуться домой, не вернуть сдачу по- сле прихода из магазина и т.д.). Только окружение и обстановка дает ему сигнал о том, что можно и где край,

Другой рефлекс присущ подросткам, затрудняющимся подобрать имя, где присутствует вековая жажда приключений, приключений, потребность испытать

«угасание духа», и даже страх и ужас. Если общество, окружение не ответили быстрым наказанием, установка, например, «искать приключений» подобным образом, может закрепиться,

Поведение, имеющее отклонения от социально-психологических норм, называется девиантным. Она отмечена трудностями коррекции и особой потреб- ностью в индивидуальном подходе со стороны педагогов, родителей и внимании сверстников.

Девиантное поведение индивида регулируется различными социальными институтами. Социальное воздействие может иметь характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического воздействия, социальной под- держки и психологической помощи, психологическая помощь имеет два веду- щих направления: психологическое вмешательство (профилактика, психопрофи- лактика) и психологическое вмешательство (коррекция, реабилитация).

Существуют различные формы психопрофилактической работы
  • организация социальной среды – в ее основе лежит реклама среди под- ростков здорового образа жизни, молодежных движений типа «Молодежь про- тив наркотиков»

  • познавательные – лекции, беседы, раздача специальной литературы,

  • активное социальное обучение социально значимым навыкам, которое осуществляется на основе тренингов устойчивости к негативному социальному воздействию, ассертивности, формирования жизненных навыков

  • организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Организация здорового образа жизни

  • Активация личных ресурсов

Психологическое вмешательство - это психологическое вмешательство, лич- ное пространство для стимулирования позитивных изменений.

Структура работы социально-психологической службы




















Психологическое просвещение роди- телей


Родительские собрания Родительские клубы

Консультпункт



Психологическое вмешательство включает в себя:

  • Помощь семье в воспитании ребенка

  • Создать мотивацию для академических успехов

  • Расширяйте круг заданий, когда ребенок участвует в совместной жизни класса.

  • Максимальное внимание и поддержка подростка

  • Анализ и помощь в конфликтных ситуациях

  • Вовлекать в творчество и активное участие в различных кружках в соот- ветствии со своими интересами и способностями

  • Подготовка к будущей профессии.


Учителям, которые работают с «трудными» подростками, следует:
    1. Выявить черты, способности, навыки, способные положительно оценить коллектив, развить их

    2. Вовлекайте подростка в групповую работу

    3. Помогите своему подростку восстановить дружеские отношения в школе и за ее пределами

    4. Систематически вознаграждайте достижения

    5. Постепенно приучайте воспринимать критику конструктивно

Для повышения эффективности психолого-педагогической работы в образова- тельных учреждениях с подростками «группы риска» необходимо придержи- ваться следующих условий;

      • Сформировать команду которая будет на протяжении года работать с подростками и их семьями для предотвращения и профилактики девиантного поведения

      • Разработать план работы с такими семьями

      • Разработать рекомендации для родителей у виде разнообразных наглядных пособий

      • Постоянный мониторинг динамики проведений мероприятий с дан- ной категорией воспитанников

      • Сотрудничество с разнообразными специалистами с учетом индиви- дуальных особенностей детей

      • Сотрудничество с учителями для объективной оценки внутри эмоци- ональной сферы подростка

      • Нормативно-правовое обеспечение семей в проблемных вопросах


Психологическая работа с подростками, имеющими признаки девиантно- го поведения осуществляется в таких формах:

  • профилактическая индивидуальная беседа;

  • интервью;

  • диагностика;

  • психологическое консультирование;

  • индивидуальная психотерапия;

  • индивидуальная и групповая психокорекция.

Ребенок растет в семье, которая является одним из важнейших факторов, ко- торый влияет на формирование отклонений в поведении детей, и поэтому работа психолога по вопросам профилактики и коррекции этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.

Дети и подростки с девиантной направленностью не должны иметь много сво- бодного времени, ничем не заполненного. Поэтому очень важно взрослым (педа- гогам, родителям и др.,) организовать правильно и насыщенно досуг ребенка. Отличительная особенность сферы досуга - где добровольный, в зависимости от интересов и потребностей ребенка, выбор форм деятельности.

Система работы социально-психологической службы по устранению девиантного поведения











Психологическая работа с родителями может проводиться в следующих направлениях:

  1. Информационно-просветительская работа с целью профилактики дис- гармонии семейных отношений ее. нарушений во время семейного воспитания.

  2. Диагностическая работа с целью выявления типа семейного воспита- ния, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных от- ношений в целом.

  3. Комплексная психолого-коррекционная работа с семьей с целью вос- становления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имею- щихся отклонений в семейном воспитании. Понимание семьи, совместный труд со всеми членами семьи ребенка способствуют выпрямлению поведения у де- виантного подростка.

"Тяжелый" подросток в школе создает, массу неудобств как педагогиче- скому, так и ученическому коллективам, очень важной задачей для школы ста- новится организация эффективной работы по вопросам профилактики и коррек- ции девиантного поведения детей и подростков: ведь всегда легче чему-либо предотвратить, чем исправить уже ранее допущенную ошибку.

Исходя из анализа причин девиантного поведения школьников и ее про- явлений, можно сделать следующие выводы:

  1. для эффективной деятельности учебного заведения по вопросам про- филактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков нужен ком- плексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На

уровне школа это, в первую очередь взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и врача.

  1. Профилактическая направленность должна быть приоритетной в рабо- те с детьми и подростками,

  2. Профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: а) работа с семьей; 6) Работа с группами учащихся; в) инди- видуальная работа»

  3. Организацию работы по вопросам профилактики и коррекции девиант- ного поведения целесообразно осуществлять с учетом половых различий.

Определяя приоритетное профилактическое направление, работы с деть- ми и подростками с девиантным поведением, необходимо осуществлять прогно- зирование поведения учащихся, имеющего отклонения от нормы (общую, груп- повую, индивидуальную).

Рекомендации подросткам склонным к правонарушениям
  1. Старайся относиться к другим людям так» как желаешь, чтобы относи- лись к тебе.

  2. Соблюдай нормы законов и морали в семье и обществе

  3. Формируй в себе положительные потребности и взгляды,. Помни, что эгоизм и слабоволие обрекают тебя на асоциальные поступки.

  4. Не избегай ритмичной и напряженной трудовой деятельности. Находи себе дело (работу), которое позволяет проявить себя и самоутвердиться.

  5. Старайся избегать компаний, способных изменить тебя, твое мировоз- зрение, которые могут втянуть тебя в преступный мир,

  6. Учись находить в себе лучшие качества, всегда. опирайся на свое до- стоинство: чувство личного достоинства-основа уважения к другому человеку,

  7. Сформулируй для себя ближайшие и дальнейшие жизненные цели - это могучий фактор твоего развития,

  8. Не стремись к одиночеству, не погружайся в себя во время осознания своих неправомерных поступков (действий). Выбери себе друга из круга близких тебе людей, который всегда будет готов оказать тебе действенную помощь.

  9. Люби себя любого. Формируй в себе позитивную самооценку, учись управлять собой, сдерживаться. Не давай волю своим естественным реакциям, учись выражать эмоции достойным образом.

Рекомендации участникам педагогического процесса относительно повышения самооценки у «трудных» подростков
  1. Старайтесь создать хорошие отношения в общении с подростком, по- тому что их отсутствие-это причина возникновения тревожности у ребенка,

  2. Уважайте индивидуализм подростка ибо его пренебрежение ведет к появлению одиночества ребенка.

  3. Утверждайте общечеловеческие ценности – это станет на помощь дед время появления у подростка мыслей об одиночестве или утрате друга (друзей).

  4. Чаще напоминайте» трудным " подросткам об их положительных каче- ствах — это поможет избежать в их сознании закрепления негативных оценок в отношении них самих и формирования низкой самооценки.

  5. Научите подростка уважать свое достоинство, понимать свои поступки, воспитывать самоуважение, позитивное отношение, понимание, терпеливость к окружающему, их оценок относительно самого подростка.

  6. Способствуйте развитию процесса самореализации — активному труду самого подростка по развитию своей личности.

  7. Создавайте условия по формированию у подростков интереса к тому, какими они станут в будущем — это могучий фактор саморазвития «трудного» ученика.

  8. Помогайте "трудным" подросткам найти свои жизненные цели-это сможет устранить многие проблемы во время их воспитания, " рекомендации подросткам по избеганию конфликтов


Рекомендации подросткам по предотвращению конфликтов
  • Не разговаривайте сразу с человеком, который находится в возбуж- денном состоянии.

  • Перед тем, как сказать о какой-то неприятности, посмотрите на это глазами оппонента.

  • Не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступкам.

  • Заставляйте себя молчать, когда вас втягивают в мелкие ссоры.

  • Учитесь вести себя достойно, говорить спокойно, вежливо, доброже- лательно с окружающими. Уважайте достоинство других.

  • Если вы понимаете» что ошибаетесь в своих мыслях, поступках» признайте это сразу.


Рекомендации педагогам при исправлении поведения подростков, склон-

ных к правонарушениям

  1. Проявляйте выдержку во время общения с проблемными подростками.

  2. Терпеливо и настойчиво объясняйте неправильность их взглядов и поведе- ния.

  3. Старайтесь убеждать и открывать «трудным» подросткам достойные и ин- тересные жизненные перспективы.

  4. Постоянным поучением не закрепляйте у подростков, склонных к правона- рушениям негативную оценку своих поступков.

  5. Не препятствуйте их участию в обычных молодежных объединениях.

  6. Избегайте слишком настойчивого и бесцеремонного втягивания таких под- ростков в общественные дела коллектива учеников.

  7. Содействуйте организации педагогами и родителями совместных массовых мероприятий, объединяющих подростков с различным поведением, мировоспри- ятием, успеваемостью

  8. Привлекайте "трудных" подростков к общественно полезным трудовым де- лам, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стрем- ление к первенству, частично осознанное чувство их социальной неполноценно- сти.

  9. Если возможно, с целью перевоспитания подростков, которые уже совер- шили ошибку в жизни, измените обстоятельства и привычные формы поведения, выказывайте им доверие, одобряйте их достижения.

  10. Воспитывайте у таких подростков умение не только подчиняться, но и ко- мандовать, не унижая и не ущемляя интересы сверстников.


Рекомендации педагогам по корекции поведения подростка
  1. Находить пути обеспечения слабых учеников такими же положительными эмоциями от учебы в школе, как и сильных. Например:

    • вознаграждение детей за довольно незначительный прогресс во время учебной деятельности, а не за совершенство в ней;

    • активное поощрение в творческой деятельности, в спорте, в различных школьных мероприятиях и т.д.,

  2. Воспитывать теплые чувства к вреду у слабых учеников:

    • разрешать детям участвовать в важнейших делах школы, наделив их такой долей ответственности»

  3. Не присваивать детям никаких ярлыков, опираться: на поощрение " поддерж- ку, а не на наказание;

    • не желательно разделять учеников (путем объявления оценок или распре- деления по группам), потому что дети лишаются необходимой мотивации;

    • полезно находить сильные стороны слабых. учеников и хвалить их за то, что им удается.

  4. В работу учебного учреждения включать больше элементов, удовлетворяю- щих-социальные интересы подростков:

    • расширять внешкольные формы деятельности подростков;

    • привлекать их к организации такой деятельности;

    • посредством беседы воспитывать у подростков осознание, принятие, школьных ценностей и норм,

Рекомендации родителям подростков, склонных к правонарушениям
      1. Старайтесь быть всегда позитивным примером для своего ребенка, за- конопослушным гражданином своей страны,

      2. С младшего возраста прививайте детям уважение к закону, правам че- ловека,

      3. Проявляйте выдержку, терпение во время общения с ребенком, обсуж- дайте его противоправные поступки.

      4. Путем убеждения, создания достойных и интересных жизненных пер- спектив способствуйте возникновению у подростков стремления к законопо- слушности, выбору достойных друзей, досугу.

      5. Откажитесь от постоянных поучений, не закрепляйте. у подростков от- рицательной оценки своих поступков.

      6. Ненавязчивое осуществляйте систематический контроль за жизнедея- тельностью подростка, в процессе необходимого перевоспитания изменяйте об-

стоятельства в семье, привычные формы в поведении, общении, контроле и про- чее с ребенком и между взрослыми.

      1. Способствуйте личностному росту ребенка.

      2. Выражайте ей свое доверие, одобряйте ее достижения, вырабатывайте умение не только подчиняться, но и командовать


Рекомендации родителям в работе с девиантным поведением у детей
  1. Помните, что нарушение поведения, связанное с неправильным воспи- танием или психотравмирующей ситуацией, может быть кратковременным в ви- де патологических реакций или более стойким в виде патологического формиро- вания характера.

  2. Патохарактерологические реакции обычно обнаруживаются, не в той среде или ситуации, которые их вызвали, а в других, 3 этой причины поведение ребенка может быть разным в школе, во дворе и дома

  3. Наиболее часто, проявляют реакции протеста к оппозиции,

  4. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал определенные ограничения:, а главное — дистанцию между собой и родителями.

  5. Непонимание в семье, частое пренебрежение правами ребенка, обиды приводят к тому, что подростки ищут так называемого психологического убе- жища в неконтролируемых взрослых группах, их протест может сопровождаться ассоциированными способами самоутверждения (табакокурение, алкоголизм, наркомания).

  6. Родителям следует очень тактично расспрашивать ребенка о причинах плохого настроения, раздражительности, вспыльчивости и вместе с ним прини- мать какое-то решение, помогать выйти из трудной ситуации»

  7. При наличии психотравмирующей ситуации взрослые должны окру- жить ребенка постоянным вниманием, занять его, отвлечь, желательно сменить обстановку, не напоминать о травмирующем событии.

  8. Очень важно, чтобы у подростка был старший наставник, который был бы для него авторитетом. Это может быть старший брат, дядя, тренер спортив- ной секции, а лучше всего, если другом становится отец. Нельзя допустить, что- бы ребенок «психологически» вышел из себя. Всегда родители должны быть ее первыми друзьями.

  9. Необходимо, чтобы родители понимали, что представляет собой ребе- нок как личность, и старались помочь ему стать хорошим, полезным в семье и обществе человеком.



бенка

Рекомендации родителям по предотвращению побегов из дома их ре-

  1. Обратите внимание на признаки того, что ваш ребенок может сбежать

из дома

  1. Не провоцируйте прямо или косвенно вашего ребенка на побег из дома

  2. Относитесь спокойно, но твердо к любой прямой угрозе побега.

  3. Не помогайте ребенку сбежать.

  1. проводите с ребенком разъяснительные беседы,


Рекомендации педагогам, работающим с детьми, которые могут сбежать из дома
  1. Демонстрируйте полное доверие к ученикам

  2. Вызывайте ребенка на откровенные разговоры,

  3. Помогайте школьнику осознать свою необходимость в семье и школе, поверить в то, что дома его ждут и любят родители, а в школе — друзья и педа- гоги.

  4. Способствуйте доброжелательному вхождению подростка в группу сверстников.

  5. Открыто выражайте ребенку свои чувства.

  6. Умейте выслушать ребенка, вовремя замечайте любые перемены в его настроении, желании уйти из дома.

  7. Используйте активное включение подростка в учебно-воспитательный процесс,

  8. Не подавляйте личность ученика.

  9. Создавайте атмосферу постоянного сотрудничества учителя и ученика,

Таким образом, результативность профилактической работы с семьями подростков с девиантным поведением зависит от сочетания прямого и опосредо- ванного воздействия на семью. Если первый путь осуществляется школой и об- щественностью и направлен на совершенствование общекультурного и педаго- гического уровня родителей через систему педагогического просвещения, вовле- чение родителей в общественно значимую деятельность, то опосредованный путь воздействия осуществляется через подростков, через организацию совмест- ной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жи- тельства

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области меж- личностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстни- ками:

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников

  • Вымогательства денег, давление, шантаж

  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения

  • Принуждение совершать поступки против воли, т.д.

Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в подростках: постоянное желание восставать против че- го-либо, не признают ничьи авторитеты, испытывают ощущение провала, безна- дежности, появляется сильное стремление к независимости, не способны уста- навливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, чувствуя себя брошенными, не нужными, отдаляются от коллекти- ва, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы девиантного поведения среди обучающихся имасштабы ее распространения обусловливают актуальность определения усло- вий осуществления организации в образовательных организациях индивидуаль- ной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением. Ре- сурсы образовательной организации позволяют осуществлять профессиональ- ную деятельность по оказанию психолого-педагогической, социальной и меди- цинской помощи обучающимся, в том числе создавать условия для адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением.

Важнейшими принципами эффективности профилактической и коррек- ционной работы выступают комплексность воздействия на ребенка, исключение методов и приемов психологического давления как средства разрешения про- блем, приоритет совместно выработанных норм взаимоотношений: доброжела- тельности, уважения, взаимопонимания, поддержки, активной заинтересованно- сти и вовлеченности несовершеннолетних в процесс коррекции и дальнейшей ресоциализации. Эффективно решить задачу индивидуальной профилактики де- виантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации можно благодаря системной и комплексной работе специалистов сопровожде- ния, использующих ряд последовательно реализуемых технологий и методов ак- тивной деятельности обучающихся.

Это позволяет выработать у обучающихся социально одобряемые формы поведения, развить самостоятельность, активность, сформировать нравственные ценности, духовные потребности в социально-культурной деятельности и куль- турно-бытовой сфере.

Выступая составными взаимосвязанными компонентами единого, це- лостного учебно-воспитательного процесса, комплексное медико-социально- психолого-педагогическое сопровождение и грамотно выстроенная профилакти- ка девиаций способны обеспечить снижение растущего уровня отклоняющегося поведения и подготовить почву для дальнейшего сокращения и предотвращения влияния негативных факторов внешнего и внутреннего характера на всех субъ- ектов образовательной среды.

Настоящие методические рекомендации не исчерпываются представлен- ным содержанием. В перспективе обозначены пути совершенствования индиви- дуальной профилактической работы с обучающимися на разных возрастных эта- пах с учетом психологических, физиологических и иных индивидуальных осо- бенностей ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Афанасенкова Е.Л. Организация системы мониторинга образовательной среды как необходимое условие психолого-педагогической профилактики и коррекции поведения учащихся группы риска / Е.Л. Афанасенкова // Инновационная дея- тельность в образовании: сборник материалов научно-практической конферен- ции (г. Нижний Новгород, 30 октября 2017 г.). Н. Новгород: НГПУ им. К. Мини- на, 2017 С. 23−27.

  2. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учебное пособие / С.А. Беличева. СПб.:Питер, 2012 336 с.

  3. Васягина Н.Н. Эффективность организации психолого-педагогического со- провождения учащихся с ОВЗ в инклюзивном пространстве средней общеобра- зовательной школы / Н.Н. Васягина, Д.В. Капитонова // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов. Вып. 14 Екатеринбург: [б.и.], 2017 С. 70−75.

  4. Долгова А.И. Криминология: учебник. Гриф МО РФ / А.И. Долгова. М.: Нор- ма, 2014 1008 с.

  5. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы : учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. СПб.: Питер, 2010 352 с.

  1. Лапина Л.А., Машкова М.А. Методические аспекты профилактики преступно- сти несовершеннолетних в организациях среднего профессионального образова- ния / Л.А. Лапина, М.А. Машкова // Научное сообщество студентов: междисци- плинарные исследования: сборник статей по материалам

  2. Тупикина Л.В. Деятельностный подход к организации взаимодействия с обу- чающимися девиантного поведения в современном образовании / Л.В. Тупикина

// Молодой ученый. 2016 № 7 (111). С. 240−243.

  1. Сороков М.Л. Система межведомственного взаимодействия в профилактике девиантного поведения: учебно-методическое пособие / М.Л. Сороков. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 132 с. 21.

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос- сийской Федерации».

Приложения

Полезные ссылки

Всероссийский Детский телефон доверия: 8-800-2000-122

Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ: 8-800-200- 19-10 / Я – родитель https://www.ya-roditel.ru

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации https://fond- detyam.ru/

Информационный портал о всех видах зависимостей, связанных с компьютер- ными и мобильными устройствами http://netaddiction.ru/

Линия помощь «Дети Онлайн» http://detionline.com/helpline/risks/

Специализированные страницы сайта ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»: «Поддержка детства», «Твое право»,

«Информационная безопасность», «Ценность жизни»: https://fcprc.ru/

Понятийный аппарат

Аддикция – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определѐнной дея- тельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь применяется и к психологическим зависи- мостям, таким как: интернетзависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм.

Акцентуация характера – высокая степень выраженности отдельных черт ха- рактера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией.

Аутоагрессия – форма агрессивного поведения, направленная на самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных по- вреждений, в попытках самоубийства.

Буллинг – агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре.

грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в подтверждении своей значимости извне.

Девиация – отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой моральное осуждение, изоляцию, лече- ние, наложение штрафа, увольнение с работы, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

Делинквентность – патохарактерологическая реакция подростков, проявляю- щаяся в совершении ими мелких правонарушений и поступков, не достигающих степени преступления, наказуемого в судебном порядке.

Деструкция – 1) в широком смысле – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; уничтожение; 2) в узком смысле – ингредиент(ы) и направленность психики и поведения человека на разрушение объектов и субъ- екта.

Кибербуллинг – это вид травли с применением интернет-технологий, включа- ющий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала.

Наркомания — непреодолимая потребность человека в систематических прие- мах наркотических средств для достижения чувства физического и психического наслаждения или для избежания тяжелого соматопсихического дискомфорта при отсутствии наркотического вещества.

Нарциссическое поведение — поведение, управляемое чувством собственной отклонениями в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовле- творения.


Патологическое поведение – отклоняющееся от медицинских норм,

Паттерн – это шаблон реакций человека или закономерность (система) создания стереотипных действий.

Педофилия — сексуальная девиация, связанная с сексуальным влечением к де- тям.


Перверсия – сексуальное поведение, характеризующееся отклонением в отно- шении сексуальной цели и объекта. Общее название ряда извращений полового инстинкта - гомосексуализма, эксгибиционизма, садизма и пр.

Перверсия — фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с

Промискуитет — беспорядочные половые связи, представляющие угрозу для проявляющееся в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и


Психологическая защита — бессознательные механизмы уменьшения или работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих.

Релаксация — расслабление.


Ретризм — уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодей- ствия.

Социальные отклонения — нарушения социальных норм, которые

Социопатическая личность — антисоциальная личность, испытывающая дефи- цит доверия и враждебность к окружающим людям, не способная устанавливать


Суицид – преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство. Суицидальный – относящийся к самоубийству. Суицид во многих обществах считается девиант- ным поведением.

Фрустрация — психическое состояние, связанное с препятствием на пути

характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, напри- мер преступность или пьянство.

Эмпатия – переживание чувств, мыслей или установок другого человека.