СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Учет возрастных особенностей детей при организации работы творческого объединения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание возрастных психологических особенностей обучающихся поможет педагогу выбрать оптимальные средства, методы и приемы обучения, открывающие путь к сердцу детей.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Учет возрастных особенностей детей при организации работы творческого объединения»

В помощь педагогу дополнительного образования


методические рекомендации

Учет возрастных особенностей детей при организации

работы творческого объединения



Учебный процесс в дополнительном образовании должен базироваться на гигиенической основе, что предполагает:

  • учет возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;

  • соблюдение нормативных документов.

Многих родителей интересуют вопросы: Куда отвести ребенка, чтобы он получил лучшее дополнительное образование, как выбрать то, что для ребенка будет и интересно и полезно. Ведь дополнительное образование не менее важно, чем школьное.

Занятия в кружках и секциях, развивают физические и творческие способности детей, учат организованности и дисциплине, умению планировать свое время, способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок достигнет успеха и станет более уверенным.

На занятиях дети разного возраста общаются между собой, что позволяет развивать у них коммуникативные навыки.

Так же посещение кружков и студий – отличный способ профориентации. Детское увлечение может стать делом всей жизни.

Конечно, занятия в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей это дополнительная нагрузка на ребенка. Однако, необходимо чтобы нагрузки соответствовали возрасту, темпераменту, способностям ребенка. В правильно выбранном кружке или секции ребенок отдохнет и укрепит свое здоровье.

Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, т.е. достигается основная цель – сохранение и укрепление их здоровья.

Знание их возрастных психологических особенностей обучающихся поможет выбрать из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят.



Возрастные особенности детей

Возраст

Особенности физического развития

Особенности поведения

Опасные ситуации

6-8 лет

  • руки и ноги растут быстрее тела;

  • общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам

  • высокий уровень активности;

  • стремление к общению вне семьи;

  • стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

  • понимание различий пола;

  • стремление получить время на самостоятельные занятия;

  • ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным

  • Раздражительность, тоска по домашним, слезы.

  • Множество вопросов.

  • Быстрая утомляемость.

  • Неуверенность в себе.

  • Готовы пробовать все на вкус.

  • Опасность травматизма.

  • Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание.

  • Слезы и страхи в темноте.

  • Желание играть со сверстниками.

  • Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых.

  • Постоянные опоздания.

  • Впечатлительность.

9-11 лет

  • рост девочек опережает рост мальчиков;

  • в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее


  • стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;

  • энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;

  • часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности;

  • стремятся к большой мускульной активности;

  • любят коллективные игры;

  • шумны, спорят;

  • влюбчивы;

  • боятся поражения, чувствительны к критике;

  • интересы постоянно меняются;

  • мальчики играют с девочками, стремятся к соперничеству;

  • начинают осознавать нравственные нормы;

  • пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

  • Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости.

  • Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений.

  • Замкнутость, одиночество.

  • Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры.

  • Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости.

  • 12-14 лет

  • девочки обычно выше мальчиков;

  • половое созревание;

  • быстрый рост мускулатуры;

  • переутомление опасно;

  • девочки менее активны

  • мальчики склонны к групповому поведению;

  • дети испытывают внутреннее беспокойство;

  • антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;

  • мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;

  • дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;

  • стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды;

  • сопротивление критике;

  • появляется интерес к заработку

  • Конфликтность, как вызов обществу, упрямство.

  • Мнение сверстников выше мнения взрослых.

  • Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство.

  • Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность.

  • Интерес к себе.

  • Проявление чрезмерной самостоятельности.

  • Несбывающиеся мечты подростков.


  • 15-16 лет

  • наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам);

  • завершение роста скелета;

  • различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть;

  • мальчики отстают в развитии от девочек на 2 года

  • девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

  • наблюдается беспокойство о своей внешности;

  • растет социальная активность;

  • стремление к достижению независимости от своей семьи;

  • поиск себя;

  • происходит выбор будущей профессии;

  • возникновение первой любви;

  • проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»





Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости».самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

Познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы



Исходя из возрастных особенностей обучающихся, могут быть определены следующие воспитательные и развивающие задачи.

Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.


Возраст

Действие

Качества

младший школьный возраст

воспитывать

Любовь к малой родине:

к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

соблюдение правил этикета, доброжелательность, дружелюбие,

готовность сотрудничать, вежливость

Умение заботиться:

доброту, искренность, чуткость, общительность, стремление помочь, отзывчивость

формировать

Положительную самооценку

Потребность в самоорганизации:

аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, выдержку.

Потребность в здоровом образе жизни:

умение видеть прекрасное, гигиенические знания и умения,

оптимизм, доброжелательное отношение к труду, культура труда.

Подростки

воспитывать

Гражданские качества личности:

интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, критичность,

оптимизм, общественную активность, чувство долга, предприимчивость

формировать

Положительную «Я-концепцию»:

умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, терпимость, самостоятельность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать её

Потребность в здоровом образе жизни:

разнообразие интересов, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

старшеклассники

формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

уважительное отношение к людям, общественную активность, интерес к культуре и истории России, стремление принести пользу обществу, понимание личного и общественного значения труда, осознание личной и общественной значимости образования (знаний), потребность к самопознанию, умение ставить цели и реализовывать их, осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте культуры:

умение идти на компромисс, тактичность, терпимость, толерантность, умение доказать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, знание этики семейных отношений, умение организовать культурный досуг

способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой), самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников



Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.


Примеры формулировки развивающих задач


Младший школьный возраст

● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес,

● развивать эмоциональную сферу,

● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),

● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,

● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,

● развивать эстетические чувства

Подростки

● развивать самосознание,

● развивать интерес к познавательной деятельности,

● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,

● развивать творческие способности,

● формировать способы социального взаимодействия,

● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшекласс-ники

● развивать познавательные и профессиональные интересы,

● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,

● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),

● развивать самосознание,

● развивать творческие способности



Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы занятий:


Дошкольный и младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Беседа с игровыми элементами

Сказка

Сюжетно-ролевая игра

Игра-путешествие

Игра-имитация

Соревнования, состязания и др.

Лекция

Учебная игра

Творческий проект

Конкурс (КВН)

Заочная экскурсия

Тематические задания по подгруппам

Проблемная лекция

Пресс-конференция

Практические занятия (лабораторная работа)

Семинар

Тематическая дискуссия

Групповая консультация

Защита творческой работы

Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)



Использование здоровьесберегающих приемов



Критерии

Характеристика

Рациональный уровень

Обстановка и гигиенические условия

Температура и свежесть воздуха

18 – 24 С (см.. САНПИНы)

Количество видов деятельности

Виды деятельности:

слушание, рассказ, игра, викторина и т.д.

4-7

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности


Не более 10 мин.

Количество методов преподавания

Словесный, наглядный, аудиовизуальный и др.

Не менее 3

Чередование методов преподавания


Не позже чем через 10-15 мин.

Место и длительность применения ТСО и ИКТ


см. приложение 1

Наличие и продолжительность на занятии моментов оздоровления

Физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для развития мелкой моторики

Через 20 мин. после начала занятия. В СанПинах для ОУ имеются упражнения для проведения физкульминуток (приложение 4,5)

Наличие мотивации деятельности на занятии

Внешняя мотивация:

похвала, поддержка, соревновательный момент.

Внутренняя мотивация:

стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Присутствует в полной мере

Психологический климат во время занятия

Взаимоотношения на занятии: педагог– ученик, ученик - ученик

Преобладают положительные эмоции

Эмоциональные разрядки

Шутка, улыбка, юмористическая поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка

2-3



При организации занятий в творческих объединениях в учреждениях дополнительного образования детей следует учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и выполнять санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в дошкольных учреждениях для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день.

Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.

Количество детей в объединении должно определяться имеющимися площадями в здании, из расчета рекомендуемых СаН ПиН.

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Рекомендуемая (рекомендации - добровольного исполнения, не носят обязательный характер) кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования приведены в Приложении 2

Дополнительное образование по праву относится к сферам развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования и развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. И только грамотно выстроенная образовательная деятельность будет способствовать реализации задач, поставленных государством перед дополнительным образованием.





Литература:

  1. Современное занятие в дополнительном образовании. Тигрова Е.Н., Федорова Н.В. Владимир, 2012 г.

  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

  4. Интенсивная семейная терапия на дому. Практическое руководство/ Под ред. Ю.В.Сомовой, Т.Баллдина. – М., 2007. – 176 с.








Бондаренко Елена Эдуардовна,

методист МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», г .Новый Уренгой, 2019 г.


Приложение 1



Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на занятиях можно определять требованиями, отраженными САнПин в общеобразовательных учреждениях.




Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более


просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

просмотр телепередач

просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

прослушивание аудиозаписи

прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

10

15

15

15

20

10

3 - 4

15

20

20

15

20

15

5 - 7

20

25

25

20

25

20

8 - 11

25

30

30

25

25

25

Приложение 2


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ

ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приложение N 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14


N N п/п

Направленность объединения

Число занятий в неделю

Число и продолжительность занятий в день

1.

Техническая

2 - 3

2 по 45 мин.;

1.1.

Объединения с использованием компьютерной техники

1 - 3

2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет;

2 по 45 мин. для остальных обучающихся;

2.

Художественная

2 - 3

2 - 3 по 45 мин.;

2.1.

Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства

2 - 3

2 - 4 по 45 мин.;

2.2.

Музыкальные и вокальные объединения

2 - 3

2 - 3 по 45 мин. (групповые занятия);

30 - 45 мин. (индивидуальные занятия);

2.3.

Хоровые объединения

2 - 4

2 - 3 по 45 мин.

2.4.

Оркестровые объединения

2 - 3

30 - 45 мин. (индивидуальные занятия);

репетиция до 4-х часов с внутренним перерывом 20 - 25 мин.;

2.5.

Хореографические объединения

2 - 4

2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет;

2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

3.

Туристско-краеведческая

2 - 4; 1 - 2 похода или занятия на местности в месяц

2 - 4 по 45 мин.;

занятия на местности или поход - до 8 часов;

4.

Естественнонаучная

1 - 3

2 - 3 по 45 мин.;

занятия на местности до 8 час.;

5.

Физкультурно-спортивная



5.1.

Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта

2 - 3

1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет;

2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

5.2.

Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта)

2 - 3

1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет;

2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;

5.3.

Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта

2 - 3

2 по 45 мин.;

5.4.

Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта

2 - 3

2 по 45 мин.

6.

Культурологическая

1 - 2

1 - 2 по 45 мин.

6.1.

Тележурналистика

2

2 - 3 по 45 мин.

7.

Военно-патриотическая

2 - 4

1 - 3 по 45 мин.;

занятия на местности - до 8 часов

8.

Социально-педагогическая

1 - 2

1 - 3 по 45 мин.

8.1.

Предшкольное развитие

2 - 3

1 - 4 по 30 мин.

8.2.

Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР)

2 - 4

1 - 2 по 45 мин.