Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 98»
города Магнитогорска
Методический материал «Зимующие птицы»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
Соломкина И.В., воспитатель
высшей кв.категории
г. Магнитогорск, 2024г
«Зимующие птицы»
Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о птицах.
Физминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Пальчиковая гимнастика
Я зимой кормлю всех птиц: (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей
Вот кормушка у дверей. (показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши, (загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Дыхательная гимнастика
«Ворона». Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!». Повторить 3-4 раза.
«Кукушка». Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ку-ку!». В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче. Повторить 3-4 раза.
«Дятел». 1 –вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
2. – на выдохе произносить: «Тук-тук-тук!». Повторить 3-4 раза.
Артикуляционная гимнастика
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Облизать губы
Дятел. Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд».
Задания для мелкой моторики
«Игрушечное тесто» - лепка фигурок птиц из солёного теста.
«Волшебные птицы» - выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.
«Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом
«Накормим птиц» - сортировка гречневой и рисовой крупы.
Разрезные картинки.
«Маленький конструктор» - складывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая ей нужную форму.
«Накормим птиц» - изготовление пластилиновых зёрнышек путём отщипывания от кусочка крохотного комочка и скатывания его двумя пальцами в шарик.
«Пластилиновые пёрышки» - заполнение объёма трафарета птицы пластилиновыми пёрышками: комочек прижимается и слегка размазывается.
Обводка трафаретов птиц, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост, заполнить точками голову, остальное заштриховать линиями сверху вниз).
«Волшебная птица» - выкладывание из мозаики птицы по представлению.
Понедельник
Учить различать и называть зимующих птиц. Знать основные части тела птиц, способы передвижения, чем питаются, где живут. Знать, как люди заботятся о зимующих птицах, почему они не улетают на юг.
«Спрячь слоги в ладошки». Отхлопать в ладоши количество слогов в словах (названия зимующих птиц).
«Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
перо — … перышко спина — … спинка крылья — … крылышки
шея — … шейка грудь — … грудка глаза — … глазки
хвост - …хвостик птица - …птичка
Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?» Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.
На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы, дятла. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:
-Кого не стало?
Дети отвечают:
-Не стало синицы. И т.п. (поменять местами, добавить птицу).
«Какая!» Подбор прилагательных к слову птица. Воспитатель называет начало слова, а дети — его конец: краси.., быст.., сме.., летающа.., пою.., крича.., лег.., малень.., за-ботли.., пест.., голод..., сыта...
Вторник
Как ведут себя зимующие птицы в сильные морозы и в оттепель? На улице обратите внимание, какие следы оставляют на снегу разные птицы. Какие птицы в сильные морозы держатся ближе к домам людей и почему?
«Закончи предложение».
Воробей маленький, а ворона…
Сова спит днём, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у сороки…
У дятла клюв длинный, а у снегиря…
Сорока большая, а воробей…
Голубь тяжелый, а воробей ...
У синицы клюв тонкий, а у вороны ...
«Опиши птицу». Цель: активизация словаря прилагательных по теме.
Дети подбирают прилагательные, описывающие птицу.
Снегирь – маленький, юркий, яркий, красивый, быстрый, смелый, шустрый, голодный и т.д.
«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.
Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у совы хвостов?
Сколько у дятла голов?
Сколько у синицы клювиков?
Сколько у птицы перышек?
Сколько у птицы глаз?
Среда
Понаблюдать за птицами на улице, показать зимующих птиц: снегиря, синицу. Обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточнить строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки). Уметь устанавливать сходство и различие птиц, сравнивать по величине, цвету оперенья.
Игра в слова
- Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице…). Объясните выбор каждого слова.
- Маленький, бойкий, серая, летает, ловкая, красногрудый, проворный, прыгает, чирикает, смелый, умная, дупло, большая, бойкая, длиннохвостая, весёлая, стрекотуха, белобока, каркает, маленькая, зимующая птица.
Упражнение "Кто как голос подает?"
Ворона кар-кар - ворона каркает,
Воробей - … (чирикает)
Голубь - ...(воркует)
Сова - …(ухает)
Дятел - … (долбит)
Сорока - … (трещит)
Прочитать детям текст и попросить ответить на вопросы
В ЗИМНЮЮ СТУЖУ
Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину ели. Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!
Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес не казался угрюмым и безжизненным.
По Г. Скребицкому
Вопросы:
О каких птицах рассказ?
Что делали клесты на лесной полянке?
Где находилось гнездо клестов?
Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?
Четверг
На улице послушать, как каркает ворона, чирикает воробей, воркует голубь, кричат галки.
Чистоговорки:
ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока
ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона
ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны
ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона
ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы
БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей
ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла сорока
БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей
ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - прилетели свиристели
ВА – ВА – ВА – глазастая сова
НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне
УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки
АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить
Прочитать детям текст и попросить ответить на вопросы:
Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.
Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.
По Г. Скребицкому
Вопросы:
О какой птице говорится в рассказе?
Что делал дятел в лесу?
Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?
Как называют дятла?
Пятница
«Писатель». Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану:
1.Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)
2. Части. (Назови части ее тела.)
3. Дупло. (Где она обитает?)
4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?)
5. Птенец. (Назови ее птенца.)
6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)
Литература
1. В.Н. Волочкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Воронеж 2008 г.
2. Т.В. Вострухина, Л.А.Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», ТЦ «Сфера» 2011 г.
3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева « Ознакомление с окружающим миром», Мозаика-Синтез, Москва 2006 г.
4. Л.Г. Селихова «Интегрированные занятия» ознакомление с природой и развитие речи, Мозаика-Синтез, Москва 2005 г.
5. О.Узорова, Е.Нефедова «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления», «Астрель» 2005 г.