В
сероссийский конкурс педагогического мастерства
«Учитель года- 2020»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Головина Н.В.
МКОУ «Пальминская ООШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Использование современных педагогических технологий на уроках биологии»
( Слайд1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Головина Наталья Владимировна. (Слайд 2) Я родилась 9 февраля 1975 года в д. Городище Тавдинского района. Образование средне – профессиональное. В 2018 году окончила с отличием Нижнетагильский педагогический колледж № 2 по специальности « Педагог дополнительного образования в области социально- педагогической деятельности». В 2019 году прошла курсы профессиональной переподготовки по специальности « Учитель биологии. Преподавание в соответствии с ФГОС». Работаю в Пальминской основной общеобразовательной школе учителем биологии и географии. (Слайд 3) В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности на тему
« Использование современных педагогических технологий на уроках биологии»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.
Работая учителем биологии, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Мотивация к изучению предмета биологии снижается. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией. Однако простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. Проблема развития мотивации к изучению биологии в моей педагогической практике подтолкнула меня, как педагога, к поиску технологий, которые позволили бы мне не только заинтересовать учащихся предметом биологии, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии – в этом я вижу свою цель. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике.
Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы.
За годы своей работы я сделала вывод, что в моей педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию различных педагогических технологий, как средств для формирования познавательной деятельности обучающихся в учебно- воспитательном процессе.
(Слайд 4) Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся.
Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.
Поиск эффективных способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику различных методов современных педагогических технологий.
Цель и задачи данного методического семинара.
(Слайд 5) Цель: обобщение педагогического опыта, использования различных приёмов педагогических технологий на уроках биологии для формирования познавательной деятельности обучающихся.
(Слайд 6) Задачи:
Раскрыть сущность некоторых педагогических технологий.
Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие познавательной деятельности обучающихся.
Показать результативность использования приёмов педагогических технологий для формирования познавательной деятельности обучающихся.
(Слайд 7) Как сказал знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег «Дети с желанием и эффективно делают то, что им интересно делать, а не то, что им приказывают». Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. (Слайд 8) Этой цели служат такие технологии как: технология развития критического мышления, тестовая технология, проблемное обучение, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ. Из них для себя можно взять только то, что может быть приемлемым для уровня развития и подготовленности учащихся данных классов и своего опыта работы.
(Слайд 9) Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения. Но, хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определѐнной системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
При проблемном обучении:
У учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов.
( Слайд 10) Примеры проблемных задач:
Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней»:
Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло?
Анатомия 8 класс тема «Строение костей»:
Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность?
(Слайд 11) Проектная технология - Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Основу проекта составляют
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.
(слайд12) Примером такой работы может служить рисунок или модель цветка (Биология 7 класс тема: «Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения») По заданию учителя учащиеся рисуют или моделируют ветроопыляемые и насекомоопыляемые цветы (демонстрируют свои работы классу).
Биология 6 класс тема: «Размножение растений» Учащиеся моделируют общую схему размножения растений
Тот же пример можно применить на уроке биологии в 7 классе
(Биология 7 класс тема: «Животные разных природных зон», «Редкие и исчезающие виды животных») Учащиеся рисуют редких и исчезающих животных для Красной книги
Ежегодно, мы с учащимися издаём коллективный проект по биологии «Журнал «Биология в школе», кроме того, мною разработан и реализован проект «Школьный музей старины», в этом году учащиеся 8 класса начали работу над проектом «География моего края»
(СЛАЙД 13) В процессе преподавания я столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Заинтересовать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ-технологий.
Можно выделить три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:
Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).
Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (онлайн - тесты, тренажеры).
И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).
При использовании различных электронных материалов, возникла необходимость создания собственной версии – презентации, где появилась возможность комбинировать разные источники информации.
Представление учебного материала в форме Презентации удобны тем, что при подготовке можно отобрать именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы и т. д. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят в создание презентации учащиеся. Все разработанные мной презентации опубликованы на моём личном сайте проекта «Мультиурок» https://multiurok/id40425073
Применяю также игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Последние позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ОГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса.
Игровые технологии не менее ценны в понимании сложного материала на уроках биологии. И перед нами, биологами, стоит задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный материал стал доступным и легко запоминающимся как для сильных, так и для слабых учеников. В этом мне помогает мнемоническое запоминание.
(Слайд 14) Мнемоника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций. Хочу поделиться своей личной копилкой мнемонических приемов. (Слайд 15) Биология 7 класс тема: «Классификация и систематика растений» А) Классификация…Систематика…. Как запомнить правильную последовательность систематических единиц Царства Растений? Такой вопрос у меня возник сразу в первый год моей педагогической практики. Мне пришлось придумать такой прием, которым я пользуюсь до сих пор (проговариваем таксономические единицы снизу вверх). 7. Царство - (жить отдельно - это по-царски) 6. Отдел - (классно, когда семья живет отдельно) 5. Класс - (порядок - это классно!) 4. Порядок - (в семье должен быть порядок) 3. Семейство - (родственники живут в семье) 2. Род - (виды между собой образуют родственные связи – они родственники) 1. Вид - (основная наименьшая, но наиглавнейшая единица систематики).
Б) Также, при изучении темы «Ткани растений», «Лист», «Корень», знакомлю детей с проводящей системой (древесиной и лубом). Как запомнить, что по древесине вверх поднимается вода с минеральными веществами? (восходящий ток). А по лубу вниз передвигаются органические вещества? (нисходящий ток). Снова пришлось придумывать ассоциации. Даю детям подсказку: ( слайд 16) Древесина - от слова «дерево». А по дереву мы легко заберемся наверх. Значит, вода и минеральные вещества по древесине движутся куда? – Кверху (восходящий ток). Соответственно луб – нисходящий ток органических веществ. Далее пришлось вводить новое понятие: ксилема и флоэма. Ксилема – древесина, флоэма – луб. Как запомнить? Все просто: По древесине вода с минеральными веществами идет Кверху. Запоминаем букву «к» (кверху – ксилема = древесина). Соответственно по флоэме вниз движутся органические вещества. Удивительно, но дети практически не делали ошибки в данных понятиях, легко по таблице рассказывали вопрос передвижения веществ по растению, свободно оперируя достаточно трудными понятиями. ( Слайд 17) В) 8 класс Тема «Мышцы человека». Как запомнить какие мышцы называют синергистами (действуют в одном направлении), а какие антагонистами (выполняют противоположные действия). Ассоциацию мы с учениками придумали прямо на уроке. Синергисты=синонимы, антагонисты=антонимы (заодно повторили правило русского языка). Г) Тема «Растительные ткани» 6 класс. Учащиеся запоминают ключевое слово – ассоциацию (название реки ЛИМПОПО): ЛистИмеетМеханическуюПокровнуюОбразовательнуюПроводящуюОсновнуюткань. Благодаря данной игровой технологии, дети смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал. Ориентируясь на технологию личностно – ориентированного обучения, практически в начале каждого урока, использую метод настройки Блиц – опрос: в очень высоком темпе задаю короткие вопросы, которые подразумевают точные конкретные ответы. Пример: Тема «Корень». Три вида корней… Два типа корневых систем… Корневая система двудольных растений… Четыре зоны корня…и т.д. Данный прием позволяет быстро войти в рабочий ритм, настроиться на изучение нового материала. Неудовлетворительных оценок никто ни получает, что приводит к созданию в самом начале урока приподнятой атмосферы, рассчитанной на успех, а это в свою очередь, сберегает здоровье школьников, повышает познавательный интерес, создает ситуацию успеха ученикам с разными способностями к обучению, т.к. вопросы разного уровня сложности. Но этот метод преследует и другую цель: если какие-то вопросы повторять из урока в урок, то фактический материал запоминается надолго. Повторяющийся блиц-опрос, облегчает ребятам запоминание. Внедрение современных образовательных технологий индивидуализирует обучение, позволяет применять активные формы и методы работы на уроке, способствует повышению интереса учащихся к изучению биологии, позволяет быстрее и качественнее усваивать материал.
(Слайд 18) Особенностью своих уроков считаю их построение по технологии критического мышления, основой которых является базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Данная технология, конечно, имеет свои особенности, заключающиеся в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д. Для активизации познавательной деятельности учеников использую приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах урока.
(Слайд 19) Биология 5 класс. Приём «Классификация». Перед классом демонстрируются некоторые предметы, обучающимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот приём способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение.
Наиболее продуктивной на уроках биологии считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.
В течении года наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Это проявлялось в увеличении активности детей при ответах на уроках, участие в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, повышение интереса к обучению. Кроме того становилось все меньше не подготовивших урок, и, как следствие, повышение положительных оценок.
Анализируя результаты своей работы, считаю, что на уроках биологии очень актуально применение современных педагогических технологий. Применяемые мною технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают познавательную активность, повышают уровень самоорганизации обучающихся. В дальнейшем планирую провести исследования уровня учебной деятельности, мотивации, уровня мыслительной деятельности обучающихся с 8 по 9 класс. После полученных результатов надеюсь увидеть положительную динамику по всем результатам.
Считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Мне повезло: я встретила немало увлеченных учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества.
Думаю, что именно такого человека, учителя ценили, ценят, и будут ценить ученики.
( Слайд 20) Что можно еще сказать в конце выступления? Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное!
Спасибо за внимание!