СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы философии 631 от 25.0320.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте лекцию и выполните логические задачи. Ответы присылать на мою электронную почту:[email protected]

Просмотр содержимого документа
«Методы философии 631 от 25.0320.»

Тема: «Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический, системный, и др.. Строение философии и ее основные направления»

1 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др.

Метод (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности

Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Специфика философии и разнообразие методов.

Наука философия является особенной дисциплиной, изучающей главные принципы, связанные с человеческим познанием, бытием, окружающей реальностью и человеческим отношением к окружающему миру.

Методы философии - это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.

Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки.

Всеобщий философский метод

Всеобщий философский метод - это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.

При рассмотрении того или иного события исключается всякая субъективность и предвзятость за счет того, что вышеуказанное событие изучается в тот момент, когда оно становится и развивается

Диалектический метод

Диалектический метод в философии - это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Особенное внимание разработке такой методике уделял, в собственный трудах, Гегель. Благодаря диалектике: расширяются возможности для прогнозирования, обнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий, вскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.

Научный метод

Научный метод философии - это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины.

Герменевтический метод


Герменевтический метод в философии - это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру.

Догматический метод


Догматический метод философии - это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Он основан на равенстве: мыслительных процессов и окружающего бытия, любого явления и его смысла, мыслительной самодостаточности и самостоятельности.

Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.

Аксиоматический метод


Аксиоматический метод в философии - это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.

Вот эта терминология и используется для вывода всех последующих предложений из представленной теории. Одними из первых мыслителей, применивших такую методику, были древние греки (тот же Платон или Аристотель).

Прагматический метод


Прагматический метод философии - это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.

Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.

Формально-логический метод


Формально-логический метод философии - это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть: индуктивными, дедуктивными, традуктивными

Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.

Метод дедукции


Метод дедукции в философии - это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.

Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.

Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике

Метод индукции

Процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.

Традуктивный метод

 Вид опосредованного умозаключения, в котором посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть трех типов:

  1. заключение от единичного к единичному,

  2. заключение от частного к частному,

  3. заключение от общего к общему.

Метафизический метод

Метафизический метод философии - это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.

Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.

Критический метод


Критический метод философии - это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.

Материалистический метод


Материалистический метод философии - это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.

Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.

Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.

Метод моделирования


Метод моделирования в философии - это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.

Считается одним из основных познавательных приемов.

Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику

В частности, за счет моделирования могут достигаться:

Понимание того, как устроена та или иная исследуемая система, какими являются характеристики ее развития и отношений с окружающим бытием.

Управление исследуемой системой, поскольку наряду с пониманием специфики изучаются методы управления ею притом, что заданы определенные цели и критерии.

Прогнозирование возможных последствий после того, как будут реализованы те или иные методы воздействия.

Системный метод

Это практический и теоретический подход, рассматривающий любое явление как цельную систему. С точки зрения его эффектов, система может быть больше, чем сумма ее частей, если она выражает синергию. Изменение одной части системы обычно затрагивает другие ее составляющие и ее саму в совокупности, с предсказуемыми паттернами поведения. Для систем, которые являются самообучающимися и самонастраивающимися, положительный рост и адаптация зависят от того, насколько хорошо они настроены на окружающую среду. Некоторые системы работают в основном для поддержки других, помогая в обслуживании другой системы для предотвращения ее краха.

Философские методы Бэкона


По мнению Бэкона научные методы обязаны отвечать настоящим целям философии, связанным с обеспечением человеческого благополучия, а также достоинства. Практическое могущество невозможно без обладания истиной. То есть, именно знание Френсис Бэкон считал единственной настоящей и действенной силой.

Одной из используемых ним методик была опытно-индуктивная. Она заключалась в формировании новых определений посредством интерпретации явлений после их наблюдения и последующего анализа. Только такой способ может способствовать открытию новых истин.

Дедукция Бэконом не отрицалась, но должна была использоваться вместе с индуктивными методами, которые, в свою очередь, могли быть: полными, неполными.

Полные индуктивные методы связаны с идеалом познания, то есть регулярной повторяемости того или иного свойства явления. Однако они используются достаточно редко, так как в окружающем мире нет почти ничего постоянного.

Неполные индуктивные методы предполагают построение выводов на основе частичного анализа эмпирических материалов. При этом не исключается вероятность характера сделанных выводов.

Философские методы Сократа

(майевтика)


Что касается философского метода Сократа, то сам он называл его майевтикой. Данная методика заключалась в извлечении скрытого знания посредством правильных наводящих вопросов. Отдельное значение придавалось смыслу добродетели. Нравственные люди должны обладать добродетелью, а мораль совпадает со знанием.

В сущности, такую методику можно смело считать началом идеалистической диалектики, так как истина открывалась с помощью того, что раскрывались и впоследствии преодолевались противоречия. Сократовская «ирония» заключалась в том, чтобы привести собеседника к противоречию самому себе, из чего следовало его признание своего невежества

Философский метод Канта

Философская методика Канта связана с трансцендентальным мышлением, а целью такой методики является определение условий познания. Такие условия оказываются связанными с условиями суждения.

Само же сознание выполняет объективную роль и является необходимым. Причем эти суждения должны быть не аналитическими, а синтетическими, то есть, такими, которые выходят за границы понятий и связывают понятия с моментами, выходящими за его границы. Причем, такие суждения опираются не только на данные опыта, но и на результаты интуиции.

Основные уровни освоения: знания, умения, творчество.


Существуют фонетика, грамматика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке.

Можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить.

Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходящего, поскольку всякая самостоя­тельная мысль находится в противоречии с существующими стереотипами; с целостностью от­ношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за собой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем, или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до фи­лософии.

Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична

Назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить. Понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной



2. Строение философии и её основные направления.

Метафизика- “первая философия”

Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Название “метафизика” указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в их основании.

Натурфилософия

Исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.

Онтология- учение о бытии

Раздел философии, изучающий бытие, что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом. Основным вопросом онтологии является вопрос: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время и движение.

Гносеология- учение о познании

Учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии. Это учение об истине.

Логика

Логика - раздел философии, наука о правильном мышлении и искусстве рассуждения, о формальных условиях истинности знания, о методах аргументации и доказательства.

Аксиология

Теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Этика

Философское исследование морали и нравственности, учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

Социальная философия -учение об обществе

Раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией.

Философская антропология- учение о человеке

Филосо́фия челове́ка: в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века.

Психология

Учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о нематериальной, субъективной реальности. Она исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности.

Задача №1 (Логическая задача)

Дети профессора

Встретились два знакомых профессора, которые очень давно не виделись.

– Как жизнь? Я слышал, ты обзавелся семьей?

– Да, я женат уже 15 лет! За это время у нас с женой родилось трое детей.

– И сколько им лет?

– Произведение возрастов сыновей равно возрасту, с которого в РФ разрешена продажа алкоголя.

– Что-то маловато информации…

– Сумма возрастов всех моих детей равна числу республик бывшего СССР.

– Все еще теряюсь в догадках…

– У Саши (среднего по возрасту ребенка) братьев больше, чем у остальных.

– Ага, теперь все ясно!

Все дети являются родными (не приемными) детьми обоих родителей; побочных детей у супругов нет.

Возраста всех детей выражаются в целых числах

1) Сколько лет Саше?

2) Саша – мальчик или девочка?

3) Сколько лет остальным детям? Обоснуйте свои ответы.

Задача №2 (Логическая задача)

Конгресс лжецов

На ежегодный конгресс лжецов приехало множество делегатов из разных стран. По правилам этого мероприятия, к участию в нем допускаются только настоящие лжецы – те, которые всегда лгут.

Но из достоверных источников стало известно, что в этот раз на конгресс проник по крайней мере один правдолюб, который всегда говорит правду.

Чтобы выявить нарушителя (или нарушителей), нанятый организаторами детектив провел беседу с участниками: – Каково в этом году общее число участников конгресса? – спросил детектив.

– Сто девяносто девять! – сказал Смит.

– Не больше двухсот, или я лжец! – сказал Джонс.

– Если я прав, то участников не меньше двухсот, – заявил Браун.

– Смит, Джонс и Браун правы, – констатировал Грин. – Но больше правдолюбов среди нас нет, – добавил он, подумав.

– Если среди участников больше трех правдолюбов, то я лжец, – сказал Эванс.

На этом беседа прекратилась, потому что детективу все стало ясно.

А вам?

1) Сколько на самом деле было участников?

2) Сколько среди участников было правдолюбов? Укажите их имена, если возможно. Обоснуйте свои ответы при помощи логических рассуждений.

Задача №3 (Логическая задача)

Философы в баре

Три древнегреческих философа оказались в раю и решили посетить местный бар.

– Что будете заказывать? – спрашивает бармен.

– Цикуту, пожалуйста, – ответил первый философ.

– Опять ты за свое! – улыбнулся второй.

– А нам с другом, пожалуйста, нектар и амброзию.

– Ты мне, конечно, друг, – отозвался третий.

– Но истина еще больший друг! Поэтому мне вина, ведь истина в нем, как говорят.

– Хватит морочить мне голову! – возмутился бармен.

– Это рай как никак. У нас бар безалкогольный. А нектар и амброзию не производят уже несколько тысяч лет – с тех пор как закрылся завод на Олимпе. Короче, яблочный сок все будут? Последний раз спрашиваю! Отвечать вы должны правдиво, и говорить только то, что знаете!

– Я не знаю, – ответил первый философ.

– И я не знаю, – ответил второй. – Да! – ответил третий.

  1. Как третий философ узнал, что остальные двое тоже будут яблочный сок?

  2. На какие рассуждения он опирался?

  3. Предположите, как звали этих философов, и что их связывало при жизни.

  4. Какие подсказки, содержащиеся в тексте, помогли вам угадать имена философов?

  5. К каким философским произведениям отсылают эти подсказки?