СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы организации воспитательного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

}Метод – это способ достижения цели. } }Основная функция метода – организация и регуляция деятельности. } }Воспитатель и воспитанник в ситуации являются субъектами взаимодействия и каждый из них в ситуации деятельности способен проявлять деятельную активность.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы организации воспитательного процесса»

Методы и приемы организации воспитательного процесса

Методы и приемы организации воспитательного процесса

Метод – это способ достижения цели. Основная функция метода – организация и регуляция деятельности. Воспитатель и воспитанник в ситуации являются субъектами взаимодействия и каждый из них в ситуации деятельности способен проявлять деятельную активность .
  • Метод – это способ достижения цели.
  • Основная функция метода – организация и регуляция деятельности.
  • Воспитатель и воспитанник в ситуации являются субъектами взаимодействия и каждый из них в ситуации деятельности способен проявлять деятельную активность .
Классификация методов воспитания (Т.А. Ильина) Первая группа – методы убеждения : внушение, разъяснение, рассказ, беседа, пример и др. Вторая группа – методы организации деятельности : приучение, упражнение, поручение и др. Третья группа – методы стимулирования : поощрение, наказание и др.

Классификация методов воспитания (Т.А. Ильина)

  • Первая группа – методы убеждения : внушение, разъяснение, рассказ, беседа, пример и др.
  • Вторая группа – методы организации деятельности : приучение, упражнение, поручение и др.
  • Третья группа – методы стимулирования : поощрение, наказание и др.
Методы убеждения Внушение – метод воспитания, который опирается на готовность воспитанника «на веру» принимать идеи и без борьбы мотивов выполнять требования воспитателя. Основан на доверии. Хорош в ситуациях когда личность не способна сама принять решение.  Минус – может привести к привычке слепо следовать указаниям.

Методы убеждения

  • Внушение – метод воспитания, который опирается на готовность воспитанника «на веру» принимать идеи и без борьбы мотивов выполнять требования воспитателя.
  • Основан на доверии.
  • Хорош в ситуациях когда личность не способна сама принять решение.
  • Минус – может привести к привычке слепо следовать указаниям.
Методы убеждения Разъяснение – основанный на растолковании содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая воспитаннику не ясна. Хорош в новой ситуации, когда человек не имеет достаточного личного опыта и знаний для оценки и принятия решения.

Методы убеждения

  • Разъяснение – основанный на растолковании содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая воспитаннику не ясна.
  • Хорош в новой ситуации, когда человек не имеет достаточного личного опыта и знаний для оценки и принятия решения.
Методы убеждения Рассказ – метод воспитания, основанный на повествовании фактов, событий, явлений с целью формирования к ним определенного отношения. Человек в силу сопричастности к героям рассказа формирует собственное эмоционально значимое отношение к событиям и вырабатывает определенные поведенческие установки.

Методы убеждения

  • Рассказ – метод воспитания, основанный на повествовании фактов, событий, явлений с целью формирования к ним определенного отношения.
  • Человек в силу сопричастности к героям рассказа формирует собственное эмоционально значимое отношение к событиям и вырабатывает определенные поведенческие установки.
Методы убеждения Беседа – вопросно-ответный метод взаимодействия, основан на активизации мыслительной деятельности субъектов и ориентирован на совместный поиск истины. Обмен мнениями. При обоюдной заинтересованности собеседников в поиске истины.

Методы убеждения

  • Беседа – вопросно-ответный метод взаимодействия, основан на активизации мыслительной деятельности субъектов и ориентирован на совместный поиск истины.
  • Обмен мнениями.
  • При обоюдной заинтересованности собеседников в поиске истины.
Методы убеждения Убеждение примером – метод воспитания, основанный на демонстрации значимыми для воспитанника лицами образца поведения и отношений, которые он воспринимает как достойные для подражания. Рассчитано на склонности детей к подражанию.

Методы убеждения

  • Убеждение примером – метод воспитания, основанный на демонстрации значимыми для воспитанника лицами образца поведения и отношений, которые он воспринимает как достойные для подражания.
  • Рассчитано на склонности детей к подражанию.
Методы организации деятельности Приучение – метод воспитания, основанный на постепенном освоении до уровня привычки какого-либо способа действия под контролем и при поддержке воспитателя. Начинается с показа образца и основывается на внешнем контроле.

Методы организации деятельности

  • Приучение – метод воспитания, основанный на постепенном освоении до уровня привычки какого-либо способа действия под контролем и при поддержке воспитателя.
  • Начинается с показа образца и основывается на внешнем контроле.
Методы организации деятельности Упражнение – метод воспитания, основанный на организованном повторении определенных действий и поступков с целью формирования умений и навыков. Помимо механического повторения, предполагает сознательное стремление улучшить результат.

Методы организации деятельности

  • Упражнение – метод воспитания, основанный на организованном повторении определенных действий и поступков с целью формирования умений и навыков.
  • Помимо механического повторения, предполагает сознательное стремление улучшить результат.
Методы организации деятельности Поручение – метод воспитания, основанный на передаче персональной ответственности за дело. Человек вынужденно становится субъектом деятельности, и как следствие, направляет свою активность на достижение результата.

Методы организации деятельности

  • Поручение – метод воспитания, основанный на передаче персональной ответственности за дело.
  • Человек вынужденно становится субъектом деятельности, и как следствие, направляет свою активность на достижение результата.
Методы стимулирования Требование – метод воспитания, основанный на предъявлении личности в более или менее категоричной форме определенных норм и правил поведения. А.С. Макаренко в своей педагогической деятельности сочетал непреклонную требовательность и твердость с уважением к личности воспитанника.

Методы стимулирования

  • Требование – метод воспитания, основанный на предъявлении личности в более или менее категоричной форме определенных норм и правил поведения.
  • А.С. Макаренко в своей педагогической деятельности сочетал непреклонную требовательность и твердость с уважением к личности воспитанника.
Методы организации деятельности Поощрение – способ поддержки той или иной формы поведения с помощью одобрения или награды. Одобрение извне за действительные успехи. Наказание – ограничение произвола личности, мера воздействия, применяемая к личности за какую-либо вину, проступок. Ограничение произвола личности.

Методы организации деятельности

  • Поощрение – способ поддержки той или иной формы поведения с помощью одобрения или награды.
  • Одобрение извне за действительные успехи.
  • Наказание – ограничение произвола личности, мера воздействия, применяемая к личности за какую-либо вину, проступок.
  • Ограничение произвола личности.
Приемы воспитания Прием воспитания – это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи. Приемы применяется как самостоятельно, так и в сочетании с методами воспитания.

Приемы воспитания

  • Прием воспитания – это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи.
  • Приемы применяется как самостоятельно, так и в сочетании с методами воспитания.
Диалогические приемы воспитания Основываются на безусловном принятии ребенка, уважении его интересов, проблем, стремлении достичь согласия.В основе лежит диалог с ребенком.  Активное слушание . «Возвращение» ребенку в беседе того, что он поведал, при этом обозначив его чувства.  «Я-сообщение» . Говорите о своих чувствах, от первого лица, а не о поведении ребенка.

Диалогические приемы воспитания

  • Основываются на безусловном принятии ребенка, уважении его интересов, проблем, стремлении достичь согласия.В основе лежит диалог с ребенком.

  • Активное слушание . «Возвращение» ребенку в беседе того, что он поведал, при этом обозначив его чувства.

  • «Я-сообщение» . Говорите о своих чувствах, от первого лица, а не о поведении ребенка.
Диалогические приемы воспитания Передача ответственности . Дать возможность ребенку самому принять решение, когда он способен нести ответственность за результат.  Договор. Взаимовыгодное соглашение. Третейский суд. Признание сложности ситуации и обращение за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу. Естественные последствия. Возможность самому «вкусить» последствия своего поступка.

Диалогические приемы воспитания

  • Передача ответственности . Дать возможность ребенку самому принять решение, когда он способен нести ответственность за результат.

  • Договор. Взаимовыгодное соглашение.
  • Третейский суд. Признание сложности ситуации и обращение за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу.
  • Естественные последствия. Возможность самому «вкусить» последствия своего поступка.
Манипулятивные приемы воспитания Скрытая инструкция. Завуалированная помощь ребенку. Оправдание поведения. Педагог оправдывая поведение, дает негативную оценку демонстрируемому на данный момент поведению. Психологическое поглаживание. Дает человеку ощущение комфорта, снимает психологические зажимы и делает открытым для продуктивного взаимодействия. («Я рада вас видеть», «У тебя прекрасно получилось») Парадокс. Мысленное доведение ситуации до парадокса. Хорош и в оценке поведения и в поиске вариантов для разрешения ситуации.

Манипулятивные приемы воспитания

  • Скрытая инструкция. Завуалированная помощь ребенку.
  • Оправдание поведения. Педагог оправдывая поведение, дает негативную оценку демонстрируемому на данный момент поведению.
  • Психологическое поглаживание. Дает человеку ощущение комфорта, снимает психологические зажимы и делает открытым для продуктивного взаимодействия. («Я рада вас видеть», «У тебя прекрасно получилось»)
  • Парадокс. Мысленное доведение ситуации до парадокса. Хорош и в оценке поведения и в поиске вариантов для разрешения ситуации.
Манипулятивные приемы воспитания Лишение дружеского расположения  (любви, ласки). Основан на потребности детей к ласке. Ее отсутствие остро ощущается детьми.  Разрешение запрещенного. Действует как шоковая терапия. Великодушное прощение. Способ видимого смирения с ситуацией.  Угашение. Неподкрепление ни положительно, ни отрицательно нежелательного поведения.

Манипулятивные приемы воспитания

  • Лишение дружеского расположения (любви, ласки). Основан на потребности детей к ласке. Ее отсутствие остро ощущается детьми.

  • Разрешение запрещенного. Действует как шоковая терапия.
  • Великодушное прощение. Способ видимого смирения с ситуацией.

  • Угашение. Неподкрепление ни положительно, ни отрицательно нежелательного поведения.
Императивные приемы Основываются на безусловном и категоричном признании воспитателем необходимости выполнения со стороны воспитанника определенных действий. Разрыв контакта. Прерывая контакт, воспитатель четко и категорично излагает свое отношение к поведению ребенка. Подача сигнала. Воспитатель не вмешиваясь в ситуацию, дает ему понять, что что-то идет не так.

Императивные приемы

  • Основываются на безусловном и категоричном признании воспитателем необходимости выполнения со стороны воспитанника определенных действий.
  • Разрыв контакта. Прерывая контакт, воспитатель четко и категорично излагает свое отношение к поведению ребенка.
  • Подача сигнала. Воспитатель не вмешиваясь в ситуацию, дает ему понять, что что-то идет не так.
Императивные приемы Замена нежелательного действия. Привлекательная замена разрушительным действиям ребенка.  Отрицательное подкрепление. Строгий взгляд, выразительная пауза, фраза во время нежелательного действия. Тайм-аут (пауза). Дать ребенку время самому осознать свое поведение.

Императивные приемы

  • Замена нежелательного действия. Привлекательная замена разрушительным действиям ребенка.

  • Отрицательное подкрепление. Строгий взгляд, выразительная пауза, фраза во время нежелательного действия.
  • Тайм-аут (пауза). Дать ребенку время самому осознать свое поведение.