ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д. Ушинского»
Педагогический факультет
Организация развивающего обучения в ДОУ
Выполнила: студентка 3 курса,
63 Группы
ФИО
Ярославль, 2015
Цель
- Выявить особенности организации развивающего обучения в ДОУ
Задачи
- Изучить основные теории и концепции развивающего обучения
- Раскрыть понятие «Развивающее обучение»
- Проанализировать принципы и условия развивающего обучения
- Изучить методики и программы развивающего обучения в ДОУ
- Исследовать подходы к организации развивающего обучения в ДОУ
Развитие
это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развивающее обучение
Основы теории развивающего обучения были заложены Л.С. Выготским при изучении соотношения обучения и развития.
Выготский считал, что существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития.
Л.С. Выготский
«...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой»
Л.С. Выготский
Последователи Л.С. Выготского
А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие.
А.Н. Леонтьев
П.Я. Гальперин
- Реализация развивающего обучения в была предпринята Л.В. Занковым, в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Л.В. Занков
Д.Б. Эльконин
В.В. Давыдов
Развивающее обучение – это
- новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
- ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Цели развивающего обучения
- формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста;
- передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия;
- воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
Структура развивающего обучения
- В структуру развивающего обучения заложена цепь усложняющихся задач, которые вызывают у детей потребность в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, создании новой схемы решения, новых способов действия. В развивающем обучении на первом месте выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи, выбор способа проверки решения путем использования самостоятельно выбранных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным.
Принципы развивающего обучения ( В. П.Зинченко)
- Принцип творческого характера развития. Процесс овладения ребенком культурой, целостной деятельностью содержит в себе единство воспроизводящей и креативной (творческой) тенденций.
- Принцип совместной деятельности и общения - это движущие силы развития, средство обучения и воспитания. Ребенок овладевает культурой не с помощью исключительно собственных действий, а с помощью действий взрослого, в общении с ним.
- Принцип совместной деятельности и общения как движущие силы развития, как средство обучения и воспитания. Культурно-историческая психология показывает, что ребенок овладевает культурой не с помощью исключительно собственных действий, а с помощью действий взрослого, в общении с ним.
- Принцип ведущей деятельности. Любая деятельность является тем более эффективной, чем полнее вовлекаются в нее все способности и сущностные силы человека.
- Принцип определения зоны ближайшего развития. Обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности.
- Принцип учета сензитивных периодов развития. Существуют оптимальные периоды обучения тому или иному предмету, усвоения предметных и умственных действий, способов общения, развития определенных психических процессов и свойств, качеств личности.
- Принцип амплификации (расширения) детского развития. Ребенку должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных деятельностей, тогда у него проявляется шанс найти те из них, которые наиболее близки к способностям и задаткам ребенка.
- Принцип единства аффекта и интеллекта . Образование должно быть эмоционально привлекательным и ориентированным на познание, чувства и волю человека.
Условия, необходимые для развития интеллектуальных способностей дошкольников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов):
- Развитию образовательной активности способствует вовлечение детей в решение проблемных ситуаций.
- Интеллектуальные и практические действия должны быть разнообразными.
- Следует постоянно менять форму вопросов и заданий.
- Содержание заданий должно быть трудным, но посильным.
- Чем больше материал связан с личным опытом, тем лучше.
- Особое внимание следует уделять эмоциональности и заинтересованности самого педагога.
Показатели активной мыслительной деятельности (Т.И. Бабаева):
- Наличие интереса к учебной задаче и к процессу ее решения.
- Проявление самостоятельности в процессе поиска решения, произведение при этом разнообразных мыслительных операций (анализ, сравнение, группировка).
- Возникновение вопросов по содержанию рассматриваемой темы.
- Критическое отношение к своей деятельности, деятельности сверстников, исправление ошибок.
- Выдвижение новой поисковой задачи.
- Способность достаточно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельное применение найденного способа в практической деятельности.
Технологи развивающего обучения в ДОУ
Программа ТРИЗ для дошкольников - это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Педагогика Марии Монтессори
Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.
В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.
Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
- Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
- Системность и целостность содержания;
- Ведущая роль теоретических знаний;
- Обучение на высоком уровне трудности;
- Продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
- Осознание обучающимся процесса учения;
- Включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
- Проблематизация содержания (коллизии);
- Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- Работа над развитием всех групп обучающихся.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
- Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
- Повышение теоретического уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
Современные подходы к организации развивающего обучения в ДОУ
- Двигательная. Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес.
- Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры.
- Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини – музеи.
- Чтение художественной литературы Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг.
- Познавательно-исследовательская Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование.
- Коммуникативная Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.
- Трудовая Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия
Методы и приемы развивающего обучения
- Проблемное изложение (проблематизация) знаний - направлена на открытие новых для обучающихся закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.
- Учебная задача (проблемная ситуация ) - это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
Учебная задача решается обучающимся путем выполнения определенных действий.
- Моделирование - способ решения задачи в предметной, графической или знаковой форме.
- Учебная модель - изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно.
Проблемы развивающего обучения в ДОУ
- Слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;
- Среда чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Педагог обустраивает помещение забывая, что представления взрослого об удобствах, комфорте и уюте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.
- Не всегда учитываются особенности детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонность, личностные способности и т.д.
- Оснащение носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
- Ребенок малоактивен и несамостоятелен во взаимодействии со взрослым и развивающей средой.
Литература
- Давыдов В.В. Теория развивающего о6учения. — М., 1996
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова— Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
- Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. «Сфера», - 2000г.
- http://methodological_terms.academic.ru
- http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-1.shtml