Межпредметная интеграция как условие формирования мотивации обучения.
Учитель биологии
МБОУ СОШ № 20
пос. Зеленый
Поповиченко Н.В.
Школа становится очагом
духовной жизни, если учитель даёт интересные и по содержанию и по форме уроки...
Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития знаний учащихся.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.
Окружающий мир
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Использование межпредметной интеграции - одна из наиболее сложных методических задач учителя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам.
Ее реализация в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителями химии, физики, географии и т.д., совместного планирования уроков.
ВИДЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией, экологией, географией) и межцикловые (связи биологии с историей, искусством, математикой, технологией).
Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации) :
- содержательно-информационные
- организационно-методические.
Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний на:
- фактические
Это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе человеческого тела.
- понятийные
Это расширение и углубление признаков предметных и общепредметных понятий. К общепредметным понятиям относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, явление, процесс, энергия. Они широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции, фотосинтеза.
- теоретические
Это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.
ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Межпредметная интеграция выполняет в обучении биологии ряд функций:
1. Методологическая функция выражена в том, что только на ее основе возможно формирование у учащихся материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
2. Образовательная функция межпредметной интеграции состоит в том, что с ее помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметная интеграция выступает как средство развития биологических понятий, способствует усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
3. Развивающая функция межпредметной интеграции определяется ее ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы.
4. Воспитывающая функция межпредметной интеграции выражена в содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии. Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
5. Конструктивная функция межпредметной интеграции состоит в том, что с ее помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Межпредметная интеграция помогает преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КУРСЕ БИОЛОГИИ
В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников обобщенных умений. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметной интеграции в активизации познавательной деятельности учащихся.
Попробуем рассмотреть несколько тем уроков, которые имеют связь биологии с другими предметами.
На уроках географии
При изучении темы «Водоросли»
учитель биологии имеет возможность, опираясь на знания, полученные на уроках географии, рассмотреть более подробно их местообитание и влияние на окружающую среду с точки зрения не только биологии , но и географии.
При изучении темы «Птицы»
учитель биологии имеет возможность, проверить знания обучающихся, которые они получили на уроках географии, например, в виде простого вопроса:
«Названия каких птиц встречаются среди названий русских городов?»
На уроках физики
Тела неживой природы и живые организмы построены из одних и тех же атомов и молекул. Поэтому органический мир подчиняется тем же единым законам, учитывающим ядерно-электронное строение всех тел.
Физическое обоснование биологических процессов - мощный фактор формирования научного мировоззрения. Достаточный багаж физических знаний, на которые может опереться учитель биологии, появляется у школьников в тому моменту, когда они начинают изучать анатомию, физиологию и гигиену человека.
Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?
1) При замерзании вода расширяется, при этом нарушается целостность тканей, клеток, органоидов;
2) после оттаивания из вакуолей клеток вытекает клеточный сок, содержащий сахаристые вещества.
Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
1) быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.
На уроках астрономии
Названия каких птиц носят созвездия?
Созвездие Орел
Созвездие Лебедь
На уроках литературы
Связь биологии и литературы можно просмотреть как в прозе, например, изучая «Строение сердца» рассмотреть произведения: Михаила Булгакова «Собачье сердце» или «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа, так и в поэзии:
«Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет. Из одной и той же черного цвета земли Он то красный, то синий, то сиреневый, то
золотой!»
В. Солоухин
На примере этого стихотворения мы можем обобщить и углубить знания учащихся о строении цветка; развивать речь, логическое мышление учащихся и интерес к изучению науки биология; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Изучая «Видоизменение побегов», объяснить материал в стихотворной форме:
Клубень картофеля – это не плод!
Он на подземном столоне растёт.
Есть кора и древесина,
Камбий, в центре - сердцевина.
На толстом стебле есть глазки,
Из них появятся ростки.
На свету он зеленеет,
И семян он не имеет.
Так запомни же навек
Клубень - это сам побег!
На уроках истории
можно привести такие темы как:
«Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Расизм. Человеческие расы.»
Проблема столкновений на почве расовой дискриминации известна человечеству с давних пор. Основу теории и политики расизма составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы. Высшие являются, якобы, единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а низшие не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.
На уроках химии
На уроках математики
Представьте ритмичную работу сердца
80-летнего человека и, исходя из фаз сердечного
цикла, определите, сколько лет из 80 у него:
а) отдыхали мышцы желудочков сердца (ответ: 50 лет)
б) отдыхали мышцы предсердий (ответ: 70 лет)
Изучая тему «Отряд насекомые. Бабочки» учитель биологии непременно коснется темы «Симметрия в природе»:
Махаон
ВЫВОДЫ
В условиях межпредметной интеграции укрепляются связи биологии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Таким образом, межпредметная интеграция способствует:
1. Более прочному системному усвоению учебной информации.
2. Формированию у обучающихся способностей оперативно использовать знания различных дисциплин в усвоении новых знаний.
3. Развитию ключевых компетенций у обучающихся.
4. Широкому применению полученных знаний на практике.
5. Эффективной подготовке к итоговой аттестации.