Деятельность учителя Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Повторение алгоритма Давайте с вами вспомним алгоритм, которым мы будем пользоваться, чтобы не ошибиться при написании мягкого знака у существительных после шипящих. -Все правильно. Теперь с помощью этого алгоритма определите написание мягкого знака в словах. Давайте откроем свои тетради и запишем два слова: товарищ речь Проверяем | Деятельность учащихся - Здравствуйте. Один из учеников проговаривает алгоритм. Алгоритм: 1.Определяю часть речи; 2.Определяю род им. сущ.; 3.Если слово мужского рода Ь не пишется, если ж. р. Ь пишется. Учащиеся выполняют задание и затем все вместе с учителем проверяют правильное написание мягкого знака. |
Деятельность учителя Посмотрите и скажите чем эти слова отличаются друг от друга? Ж.р Ж.р 1)дач_ 1)дочь 2)туч_ 2)мышь (1скл; мн.ч; Р.п) (3скл; ед.ч; Им.п) Что вы заметили? В 1 и 2 столбике слова ж.р, но в 1 столбике нет мягкого знака а во втором есть. В каком числе и падеже записаны слова из первого столбика? Посмотрите на слова из 2 столбика? В чем же отличия? - Какую же ещё функцию выполняет «ь» знак в русском языке? | Деятельность учащихся - в первом столбике нет мягкого знака на конце слов, а во втором есть. (В 1 столбике слова мн.ч; Р.п; 1 скл). (Что во 2 столбике слова 3скл; ед.ч; Им.п). На конце существительных женского рода, 3 склонения пишется мягкий знак. |
Физкультминутка Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода – приседаете. Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь. Руки вверх и сразу вниз, И за парту вновь садись. Упражнение 1 вариант выписывает существительные женского рода 3 склонения, 2 вариант выписывает существительные мужского рода 2 склонения. (Дочь, кирпич, мышь, шалаш, мелочь, калач, сушь, ковш, течь, сургуч, полночь, ткач, горечь, этаж, молодежь). Взаимопроверка. Вывод: имена существительные женского рода 3 склонения пишутся с мягким знаком. Упражнение 463 Упражнение Задание для девочек: | 1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода. Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь. 2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук. 3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода. | Задание для мальчиков: | 1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода. Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь. 2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук. 3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода. | Упражнение 459 Самостоятельная работа. Взаимопроверка (ученики обмениваются работами). 1. брош..., ведёш..., гореч... 2. доч..., уж..., кулич... 3. любиш..., пейзаж..., несколько крыш... 4. мелоч..., малыш..., много дач... 5. учиш...ся, гуляеш..., мыш... 6. товарищ..., ёж..., помощ... 7. шалаш..., черная туш..., рож... 8. меч..., из-за туч..., журчиш... 9. следиш..., кричиш..., ноч... . Самооценка, выполненной работы. Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки? | Деятельность учителя Ребята выполнят задание Руки вверх и сразу вниз, И за парту вновь садись. Взаимопроверка (ученики обмениваются работами). Устно выполняют задание. Устно выполняют задание. |