СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема урока

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Углубить представление о знаниях.

Сформировать умения писать наиболее употребительные слова с данной орфограммой в соответствии с правилом.

Научить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

Сформировать умения выполнять свои действия по образцу.

Способность к доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе. 

Решаемые учебные проблемы

Не владение умением написания мягкого знака у существительных женского рода, 3 склонения.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Орфограмма, род, мягкий знак, имя существительное.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Образовательные интернет-ресурсы

-

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя


Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе.

Повторение алгоритма


Давайте с вами вспомним алгоритм, которым мы будем пользоваться, чтобы не ошибиться при написании мягкого знака у существительных после шипящих.

-Все правильно. Теперь с помощью этого алгоритма определите написание мягкого знака в словах.

Давайте откроем свои тетради и запишем два слова: товарищ

речь

Проверяем

Деятельность учащихся


- Здравствуйте.



Один из учеников проговаривает алгоритм.

Алгоритм:

1.Определяю часть речи; 2.Определяю род им. сущ.; 3.Если слово мужского рода Ь не пишется, если ж. р. Ь пишется.




Учащиеся выполняют задание и затем все вместе с учителем проверяют правильное написание мягкого знака.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Посмотрите и скажите чем эти слова отличаются друг от друга?

Ж.р Ж.р

1)дач_ 1)дочь

2)туч_ 2)мышь


(1скл; мн.ч; Р.п) (3скл; ед.ч; Им.п)


Что вы заметили?

В 1 и 2 столбике слова ж.р, но в 1 столбике нет мягкого знака а во втором есть.

В каком числе и падеже записаны слова из первого столбика?

Посмотрите на слова из 2 столбика?

В чем же отличия?

- Какую же ещё функцию выполняет «ь» знак в русском языке?

Деятельность учащихся








- в первом столбике нет мягкого знака на конце слов, а во втором есть.


(В 1 столбике слова мн.ч; Р.п; 1 скл).


(Что во 2 столбике слова 3скл; ед.ч; Им.п).





На конце существительных женского рода, 3 склонения пишется мягкий знак.

3. ЭТАП целеполагания


Деятельность учителя

Углубить представление о знаниях.

Деятельность учащихся


4. ЭТАП планирования.


Деятельность учителя


-Чем будем сегодня заниматься?

Деятельность учащихся


Сегодня мы будем выполнять упражнения.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.


Физкультминутка

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода – приседаете.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.

Руки вверх

и сразу вниз,

И за парту вновь садись.

Упражнение

  • 1 вариант выписывает существительные женского рода

  • 3 склонения,

  • 2 вариант выписывает существительные мужского рода

  • 2 склонения.

(Дочь, кирпич, мышь, шалаш, мелочь, калач, сушь, ковш, течь, сургуч, полночь, ткач, горечь, этаж, молодежь).

Взаимопроверка.

Вывод: имена существительные женского рода 3 склонения пишутся с мягким знаком.


Упражнение 463






Упражнение

Задание для девочек:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.


 Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.    


Задание для мальчиков:


1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.


 Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.


Упражнение 459


Самостоятельная работа.

Взаимопроверка (ученики обмениваются работами).

1. брош..., ведёш..., гореч...

2. доч..., уж..., кулич...

3. любиш..., пейзаж..., несколько крыш...

4. мелоч..., малыш..., много дач...

5. учиш...ся, гуляеш..., мыш...

6. товарищ..., ёж..., помощ...

7. шалаш..., черная туш..., рож...

8. меч..., из-за туч..., журчиш...

9. следиш..., кричиш..., ноч... .

Самооценка, выполненной работы.

Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки?

Деятельность учителя


Ребята выполнят задание



Руки вверх

и сразу вниз,

И за парту вновь садись.






Взаимопроверка (ученики обмениваются работами).

Устно выполняют задание.







Устно выполняют задание.











7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).


Деятельность учителя


- Что мы еще сегодня нового узнали?

- В каком еще случае пишется Ь после шипящих на конце слова?

- Приведите примеры?

- Молодцы!

Деятельность учащихся


В существительных женского рода единственного числа 3 склонения,

-ночь, мышь, рожь.



8 ЭТАП Домашнее задание

упр 462

Придумать 5 существительных с шипящим звуком на конце 3 склонения и 5существительных второго склонения.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнение

Задание для девочек:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.


 Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.    


Задание для мальчиков:


1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.


 Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.


Самостоятельная работа.

Взаимопроверка (ученики обмениваются работами).

1. брош..., ведёш..., гореч...

2. доч..., уж..., кулич...

3. любиш..., пейзаж..., несколько крыш...

4. мелоч..., малыш..., много дач...

5. учиш...ся, гуляеш..., мыш...

6. товарищ..., ёж..., помощ...

7. шалаш..., черная туш..., рож...

8. меч..., из-за туч..., журчиш...

9. следиш..., кричиш..., ноч... .




Проверка