СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов в условиях введения ФГОС ОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в межмуниципальной конференции "Методическая копилка". Доклад.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в условиях введения ФГОС ОО»

Метод проектов в условиях введения ФГОС ОО

С.Кубасова

МОУ «СОШ № 5 г. Кировска», г. Кировск



В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов, реализация творческого потенциала обучающихся, их развитие приобретают особое значение. Актуальной проблемой «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин".


Следовательно, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей».

(слайд №2)

В задачи учителя технологии современной школы входят: создание условий для становления субъективности обучающегося, формирование универсальных учебных действий, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни: умение самостоятельно ставить и достигать цель, планировать и осуществлять план, контролировать и оценивать результаты, то есть формирование самоорганизации учебной деятельности.

Для реализации поставленной задачи все компоненты процесса обучения должны работать на формирование универсальных способов действий. В образовании такие действия принято называть ключевыми компетенциями. Их несколько: (слайд №3)

  1. Социальная (когда ребенок должен учиться самостоятельно принимать решения)

  2. Проблемная (учиться определять проблему ставить перед собой задачу)

  3. Кооперативная ( учиться работать в команде, составлять план работы, организовывать свои действия)

  4. Информационная (учиться собирать информацию из различных источников: Интернета, книг, СМИ и т.д.)

  5. Коммуникативная (учиться общению на разные темы, вступать в дискуссию, задавать вопросы, анализировать сказанное, прочитанное)

Для того чтобы формировать такие умения, необходимо использовать в обучении деятельностные технологи. В обучении технологии ведущее место занимает метод проектов – образовательная технология, позволяющая формировать специфические умения и навыки проектирования, не связанные с предметным содержанием, в том числе и самоорганизацию учебной деятельности. Именно на уроках технологии через учебное проектирование возможно формирование умений и личностных качеств, необходимых для становления самоорганизации учебного процесса.

Исходя из вышесказанного, я поставила пред собой цель: помочь детям овладеть необходимыми УУД (универсальными учебными действиями), учить применять их в различных жизненных ситуациях, используя в своей работе метод проектов. (Слайд №4)

Проектной деятельности отвожу весь третий триместр. Но тему обучающиеся выбирают уже в сентябре. Можно сказать, что первое занятие начинается с подготовки к последнему – отчетному триместру за год.

Большинство учениц сами выбирают тему проекта. Выбор темы часто определяется увлечениями детей: посещение кружков, интересы и увлечения, помощь родителей. Часто мотивом результативной работы над проектом становится то, что дети могут похвалиться своими умениями и даже научить друзей, одноклассников, а иногда и учителя новому и интересному самому преподавателю. Конкретное содержание проекта ученицы определяют сами.

Этапы работы над проектом. (Слайд №5)

Качества и умения, формирующиеся в учебном проектировании.

Критерии (компоненты) самоорганизации учебной деятельности

Показатели сформированности самоорганизации учебной деятельности

Качества и умения, формирующиеся на разных этапах проектной деятельности

1 критерий самоорганизации учеб дея-ти

Целеполагание

Показателем сформированности самоорганизации учебной деятельности является

Эмоциональное (положительное) принятие учебного материала;

Цели становятся более конкретными;

Целеполагание сопровождается планированием времени, ресурсов, средств достижения;

Формируется понимание цели-перспективы; обучающийся умеет самостоятельно сформулировать цель деятельности, грамотно обосновать ее и способен к дальнейшей корректировке действий в соответствии с поставленной целью

Качества и умения формирующиеся на 1 этап. Определение цели проекта(Слайд №6)

  • Положительная учебная мотивация

  • Познавательная активность

  • Творческая инициатива

  • Умение ставить цель

  • Самостоятельно мотивировать себя

Например: девочки-шестиклассницы украшают свои нарядные платья дорогими аксессуарами. Для этого приходится просить разрешения родителей, что не всегда удается.

Здесь проблема имеет личностно значимый характер для детей этого возраста, кроме того, на этом этапе предварительного обсуждения видна неявно сформулированная цель. При этом автор проекта украшает свои наряды самостоятельно изготовленными брошами из бисера. Получается не дорого и очень красиво.

На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотиться в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.


Цель – научить шестиклассниц делать украшения из бисера.


2 критерий самоорганизации учеб дея-ти

Моделирование и анализ ситуации

Показателем сформированности самоорганизации учебной деятельности является

Умение самостоятельно найти/выбрать из имеющегося арсенала умений и способов деятельности оптимальный способ действий для решения данной учебной задачи

Качества и умения формирующиеся на 2 этап. Планирование

(Слайд №7)

  • Гибкость мыслительной деятельности

  • Критическое мышление

  • Планирование

  • Выбор пути достижения цели

На этапе планирования необходимо спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации проекта. Здесь важно не начать планировать вместо ребенка, надо лишь показать алгоритм планирования. Сделать это можно с помощью вопросов:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

( ответ поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи)

Как ты будешь решать эти задачи?

(определение способов работы над проектом на каждом этапе)

Когда ты будешь это делать? (определение сроков работы)

Что у тебя есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать?

( выявление имеющихся ресурсов)

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? (выявление недостающих ресурсов)

Например: чтобы научить одноклассниц делать украшения из бисера можно:

  • Провести выставку работ автора проекта, но тогда дети лишь увидят, какие красивые вещи можно делать из бисера, но не научаться делать их сами;

  • Пригласить мастера по изготовлению бисерных украшений, чтобы он научил детей, но это дорого и трудно осуществимо;

  • Самой провести мастер-класс для своих одноклассниц и научить их делать красивые вещи из бисера.

Таким образом, в данном случае проектным продуктом будет мастер-класс

Планирование

Умение самостоятельно составить план деятельности, соответствующий поставленной цели, а также выбрать оптимальные способы действий или найти оригинальные решения для реализации плана

3 критерий самоорганизации учеб дея-ти

Осуществление деятельности

Показателем сформированности самоорганизации учебной деятельности является

Умение самостоятельно осуществлять волевую регуляцию, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию выполнения каждого пункта плана.

Умение довести начатое до завершения, желание выполнить с наивысшим качеством.

Качества и умения формирующиеся на 3 этап. Выполнение проекта (Слайд №8)

  • Настойчивость

  • Последовательность в достижении цели

  • Самокоррекция

  • Направленность на оценку самого мыслительного процесса

  • Умение стимулировать собственную работоспособность

  • коммуникативность


4 критерий самоорганизации учеб дея-ти

Рефлексия

Показателем сформированности самоорганизации учебной деятельности является

Умение самостоятельно оценить ход выполнения и результаты деятельности с помощью адекватных критериев; умение анализировать достоинства и недостатки выбранных способов деятельности; самокоррекция планирования и результата деятельности. Умение ответить на вопросы: «Что я делаю? Как я деляю?»

Качества и умения формирующиеся на 4 этап. Подготовка итогового продукта (защита проекта) (Слайд №9)

  • оценка собственной деятельности

  • самореализация

  • готовность к самокоррекции

  • рефлексия

  • полноценное усвоение учебных ситуации и действий контроля и оценки

Например: Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того что было задумано, получилось. Я очень довольна своей работой. Украшение получилась аккуратным и красивым. Думаю моей маме оно тоже понравиться! Мне очень понравилось работать с бисером. Думаю, на будущий год я попробую свои силы в изготовлении деревьев из бисера.




Таким образом, мы формируем следующие УУД: (Слайд №10)

  • Личностные (формируют представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии)

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

  • Регулятивные (приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности).

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

  • Познавательные (усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека)

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  • Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

  • Универсальные логические действия

Применяются на всех этапах работы

Овладение обучающимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.













Литература: (Слайд №11)

  1. Нагель О.И. « О критериях оценки проектной деятельности учащихся» (текст) // Школа и производство.-2007.-№6.-С.12-20

  2. Логвинова О.Н. «Управление самоорганизацией учебной деятельности с использованием технологических карт образовательного процесса» (текст) //Школа и производство.-2012.-№2.-с. 3-12