Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов
музыкально-эстетического цикла» города Магнитогорска
Методическая разработка классного часа для 4 класса на тему
«Моя Россия»
Автор:
Нефедова Галина
Анатольевна,
учитель начальных классов,
I категория
Магнитогорск, 2016
Аннотация
В данной разработке представлен Классный час "Моя Россия ”.
Целью написания данной методической разработки является оказание практической помощи классным руководителям в патриотическом воспитании и проведению классного часа.
Рекомендации по использованию разработки:
материал можно разбить на несколько занятий, в зависимости от подготовленности учеников;
творческий подход к практическим заданиям;
Разработанный классный час может быть использован как классными руководителями, так и возможно проведение интегративных уроков.
Разделы: внеклассная работа, классное руководство.
Содержание
Аннотация………………………………………………………………..…2
Содержание……………………………………………………………........3
Введение…………………………………………………………………….4
Сценарий классного часа…………………………………………………..5
Заключение………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………………12
Приложение ………………………………………………………………13
Введение
Проблема патриотического воспитания на сегодня остается актуальной, так как многие обучающиеся начальной школы не знают государственных праздников, символики, основных понятий. В процессе обучения этому уделяется мало времени.
Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Данный классный час воспитывает чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое нашей страны.
Цель: формирование знаний у обучающихся о Дне Независимости России, государственной символики, истории родной страны.
Задачи:
Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России.
Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
Познакомить с историей родной страны.
Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».
Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Оборудование:
Проектор, экран.
Слайды, составленные в программе Power-Point.
выставка детских рисунков “Моя любимая Родина”.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Подготовительная работа:
Сценарий классного часа
Постановка цели классного часа.
Слайд 1
Звучит песня «Родина моя», слова: Р. Рождественский; мызыка: Д. Тухманов; исполнители: группа Непоседы.
- Сегодня мы поговорим о нашей стране, нашей Родине. Объясните мне значение слова «Родина» (ответы детей). Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова. (Работа со словарем)
Слайд 2
- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
- Как называется наша Родина?(ответы детей: Россия или Российская Федерация).
- Ребята, а как вы думаете есть ли у нашей страны день рождения?(ответы детей)
Основная часть классного часа.
Слайд 3
- Денем рождения России принято считать государственный праздник День России, или же День Независимости России, как именовался этот праздник до 2002 года - это один из самых «молодых» государственных
праздников в нашей стране. Он отмечается ежегодно с 1994 года.
В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом
придал дате 12 июня государственное значение - День принятия Декларации о государственном суверенитете России.
- Россия - самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Олицетворяют родную нашу землю её символы. Символы - это знаки отличия нашей страны от других стран. Каждый государственный символ имеет свою историю. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией.
Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент. Слайд 4
- Какие государственные символы нашей страны вам известны? (Ответы детей)
- У России также как и у любого государства есть и официальные символы – герб и флаг страны.
Слайд 5
- Герб - двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
- И так, рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.
- Что мы знаем о создании гербов? 1 ученик. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.
2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.
3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Слайд 6 Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
- Послушайте стихотворение. О чём оно рассказывает, догадайтесь.
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска
Солнечный рассвет.
(ответы детей)
-Правильно. Это стихотворение о флаге России.
Слайд 7
-Какие цвета преобладают на флаге России? (белый, синий, красный)
-Флаг нашей страны имеет свою историю.
6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи.
7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
8 ученик.
Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова
- Скажите, где можно увидеть флаг и герб страны? (государственные церемонии, праздники, украшают главные здания, школы, на важных документах, на границе, на монетах, денежных знаках, печатях) Неуважительное отношение к флагу и гербу является грубым, безнравственным поступком, считается нарушением закона.
- Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
- Какой же вывод можно сделать о том, какое значение имеют флаг и герб России, что они олицетворяют? ( Доброту, мир, красоту, чистоту, правду, отвагу)
- Правильно. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом, величие нашей страны.
Звучит фонограмма гимна
- Как называется это музыкальное произведение? Какое оно? Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его? (ответы учеников)
Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем.
9 ученик. У гимна тоже своя история. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12. 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.
- Что вы еще можете добавить о гимне?
Вторая часть классного часа. Игра «Моя Россия!»
- Ну а сейчас мы с вами поиграем. Для этого вы уже поделились на три команды. Теперь вы должны придумать название своей команды и, конечно же, капитана, того человека, на которого вы могли бы положиться в трудную минуту, которому вы доверяете.
- Каждой команде я предлагаю разгадать филлворд (команды получают задание). На выполнение 5-7 минут.
Конкурс1. « Найди слова»
Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
- Какие государственные праздники вы знаете? (ответы детей)
- Каждой группе предлагаю следующее задание. Получив карточки с датами и названиями праздников, разложите верно (команды получают задание). На выполнение 7-10 минут.
Конкурс 2. « Найди праздники».
Соотнеси даты государственных праздников, и их название.
12 июня | День Победы |
23 февраля | День независимости России |
9 мая | Международный женский день |
1 января | Праздник Весны и Труда |
1 мая | Новый год |
8 марта | День защитника Отечества |
7 января | Рождество Христово |
- Задание для капитанов команд. Вам нужно ответь на предложенные вопросы.
Конкурс 3."Вопрос-ответ."
Какой праздник отмечается 12 июня? (День России, День независимости России)
Как называются официальные отличительные признаки государства? (символы)
Назовите символы государства. ( Флаг, герб, гимн)
Где можно увидеть символы России?
Назови основные цвета флага Российской Федерации?
Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл, всадник, убивающий дракона)
Что держит в лапах орёл? (Скипетр и держава)
Какой святой изображён внутри орла? (Георгий Победоносец)
На гербе какого города изображён Георгий Победоносец? (На гербе города Москва)
Назови действующего президента Российской Федерации? (В.В. Путин)
Кто является премьер- министром России? (Д.А. Медведев)
Где заседает правительство России? (Кремль).
Конкурс 4. «Пословицы и поговорки о Родине».
Каждая команда получает конверт с пословицами о Родине, но начало и конец у пословиц перепутан. Вам надо собрать пословицы.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Жить – Родине служить.
Москва всем городам мать.
Итог классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
- В заключение хочу прочитать вам стихотворение С.Синицына.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Заключение
Я, автор методической разработки классного часа на тему: «Моя Россия» поделилась опытом в воспитательной работе. Целью которого было: формирование знаний у обучающихся о Дне Независимости России, государственной символики, истории родной страны.
Мною был использован информационный материал, проектор, экран, Слайды, составленные в программе Power-Point, выставка детских рисунков “Моя любимая Родина”, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова. Организованы выступления обучающихся, которые были подготовлены заранее. Воспитательные цели и задачи были достигнуты.
Список используемой литературы
1. История России в лицах: биографический словарь под редакцией В.В.Каргалова. М., Русское слово, 1997.
2. Шестаков А.В. История России в художественно-исторических образах с древнейших времён до конца XVIII в. Хрестоматия. 1989 г.
3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., Издательство «Мысль», 1993.
4. Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1988.
5. Бутралиев В.П. Детский Плутарх: История России от Рюрика до 1917 г. М., Олма Пресс, 2000 г.
6. http://ozhegov.org/ "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
Приложение
Конкурс1. « Найди слова»
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
Конкурс 2. « Найди праздники».
12 июня | День Победы |
23 февраля | День независимости России |
9 мая | Международный женский день |
1 января | Праздник Весны и Труда |
1 мая | Новый год |
8 марта | День защитника Отечества |
7 января | Рождество Христово |
12 июня | День Победы |
23 февраля | День независимости России |
9 мая | Международный женский день |
1 января | Праздник Весны и Труда |
1 мая | Новый год |
8 марта | День защитника Отечества |
7 января | Рождество Христово |
12 июня | День Победы |
23 февраля | День независимости России |
9 мая | Международный женский день |
1 января | Праздник Весны и Труда |
1 мая | Новый год |
8 марта | День защитника Отечества |
7 января | Рождество Христово |
Конкурс 4. «Пословицы и поговорки о Родине».
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Жить – Родине служить.
Москва всем городам мать.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Жить – Родине служить.
Москва всем городам мать.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Жить – Родине служить.
Москва всем городам мать.