Профессиональный конкурс работников образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2013 учебный год)
__________________________________________________________
Министерство образования Пензенской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области «Каменский колледж промышленных технологий и предпринимательства»
Номинация конкурса: Организация досуга и внеклассной деятельности
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Я и мое имя»
Автор: Кортышкова Светлана Александровна, преподаватель биологии ГБОУ СПО ККПТП
Место выполнения работы: ГБОУ СПО ККПТП, г. Каменка Пензенской области, ул. Гражданская, д. 8
г. Каменка, 2013
Я И МОЕ ИМЯ
Час общения для студентов первого курса
Цель мероприятия: формирования позитивного образа ”Я”.
Задачи:
развитие позитивного самовосприятия;
обучение элементами релаксации и визуализации;
развитие коммуникативных навыков и творческого самовыражения;
формирование адекватной самооценки;
содействовать сплочению группы.
Формы проявления: час общения.
Время проведения: 60 минут.
Участники: мероприятие рассчитано на студентов техникума первого курса.
Сфера: социальная.
Оформление:
магнитная доска;
магнитофон;
аудиокассеты с музыкой для релаксации (например,’’ Quiet Water’’,” Relax West”, ''Звуки природы’’);
плакат” Образ Я” в форме солнца;
карточки с именами участников;
книжная выставка” Великие имена”;
плакаты:
- Хоть и немногие из людей цезари, каждый все же стоит один раз в жизни у своего Рубикона (Бенцель-Штернау).
- Судьба человека- это чаще всего в его имени и характере.
(Корнелий Непос).
- Мир изобилует великими людьми. Разве каждая деревня, каждый город, каждый край не имеет своего великого человека? (К.Боуви).
- Ароматическое масло для снятия нервного напряжения (иланг-иланг, лаванда).
План мероприятия
Приветствие. Постановка проблемы.
Экспресс-диагностика отношения к собственному имени.
Групповая работа по принятию имени.
Аукцион имен.
Релаксация ” Представь свое имя ”.
Обсуждение ассоциаций своего имени.
Понятие об образе ” Я ”, устное самоописание.
Подведение итогов.
Заключение.
Подготовительный этап
Проведению мероприятия предшествовала следующая подготовительная работа:
- диагностика личных дел студентов группы (работа классного руководителя);
- сбор материала по теме ” Имени тайная власть”;
- оформление доски, плакатов, выставок;
- подбор музыкального сопровождения, высказывание знаменитых людей об имени, его влияние на характер и судьбу человека.
Каждый классный руководитель стремится к тому, чтобы задуманное и проведенное в группе внеклассное мероприятие несло большой воспитательный потенциал. Ведь даже подготовка к нему, черновая работа студенческой группы оказывает значительное влияние на формирование личности.
С давних времен люди заметили, что имя несет в себя тайну судьбы, играет определенную роль в становлении его характера. Зная имя, можно судить о происхождении, национальности, вероисповедании человека. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Точно так же каждому имени соответствуют определенные растения, камни, животные и т. п. Тем самым в носителе имени высвечивается разные грани характера. Не так важно, какое имя носит ребенок, важно то, чтобы он превратился в Личность - гордую, уверенную в своих силах, чтобы прославил свое Имя добрыми делами и любовью к людям. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: ’’ Не имя красит человека, а человек имя”. Данное мероприятие поможет студентам проникнуть в психологические глубины характера своих друзей и близких, лучше узнать свое имя и, конечно, правильно сформулировать позитивный образ “ Я ”.
Ход мероприятия
Звучит музыка: Студент, читает стихотворения А. С. Пушкина “Что в имени тебе моем? …”
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем?
Вступительное слово классного руководителя:
С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человека так часто, как собственное имя. Сначала оно употребляется в уменьшительной форме, потом в обыденной или полной, затем к нему начинают прибавлять отчество.
Первый этап
В ходе нашего мероприятия вы узнаете много нового об имени, а следовательно о себе, о нас с вами. Для того, чтобы все у нас прошло в дружной обстановке поприветствуем друг друга, и выполним упражнение ”Друг к дружке” Вам необходимо будет перемещаться по центру класса в разные стороны и по команде “ Друг к дружке ” объединиться в пары. И уже парам я дам задание. Выходите в центр класса и начинайте двигаться. Итак, начали. ”Друг к дружке” – поздоровайтесь друг с другом в парах, поприветствуйте друг друга. Прикоснитесь друг к другу: нога к ноге, рука к руке, ладошки к ладошкам, теперь опять начинайте двигаться, и вновь в новых парах поприветствуйте, прикоснитесь: коленка к коленке, локоток к локотку, пальчики к пальчикам.
Достаточно, спасибо. Займите свои места.
Поделитесь своим настроением. Для чего мы выполняли это упражнение?
А теперь мы готовы с вами к общению.
Тема нашего мероприятия” Я и мое имя ”
Кто я? Этот вопрос задавали себе люди во все время. А зачем человеку надо это знать? От того, каким человек себя представляет, зависит, как он будет себя вести, чем заниматься и, вообще, какой жизненный путь выберет.
Итак. Кто я? Какой возникает самый первый, естественный и простой ответ? ( Я - человек.). А что есть у каждого человека, без чего ему не прожить? ( Без имени.) Я хочу поближе познакомиться с вами.
Второй этап: ”Знакомство”
Сидя, представьтесь так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались.
Ведущий отвечает: ” Очень приятно”.
Ведущий. Вы все прекрасно знаете, ребята, что имя дается человеку другими людьми. Почему так происходит? Имя дается в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним никак невозможно. Всем нравится свое имя? И все люди по- разному относятся к своему имени: кому – то оно нравится, а кому-то нет. Мне интересно ваше отношение. Сейчас мы покажем его на пальцах. Мы закроем глаза, я хлопну в ладони, и пять пальцев покажет тот, кто в восторге от своего имени, четыре - кому оно нравится, три - относится спокойно, два - не очень нравится, один - совсем не нравится. Приготовились, закрыли глаза … (Ведущий хлопает в ладоши).
Открываем глаза, посмотрим, что получилось.

А как вы думаете, важно, чтобы свое имя нравилось? А почему? Я тоже думаю, что важно.
Обратите внимание на доску. Здесь записаны слова поэта Н. Заболоцкого.
Как мир меняется,
и как я сам меняюсь!
Лишь именем одним
я называюсь!
О чем эти слова?
Эти слова Николая Заболоцкого являются эпиграфом нашего занятия, они подчеркивают постоянство нашего имени, ведь оно дается человеку, как правило, один раз и на всю жизнь. И хорошее отношение к имени служит первой ступенькой на пути принятия человеком себя. Давайте же поможем кому-нибудь из вас полюбить свое имя.
Третий этап: ” Имя”
Вызывается кто – то один по желанию.
Ведущий. Мы называем все возможные варианты этого имени. А ты ( обращается к студенту по имени), просто сиди, слушай, выбирай, что тебе нравится…
Имя - это не просто набор звуков, оно имеет свое значение (Говорим о значении имени). А ведь это имя носило много прекрасных людей. ( Называем знаменитых тезок.) Вот в какой приятной компании ты находишься.
Работа с фотовыставкой ”Знаменитые тезки ”.

Может кто-то знает значение своего имени?
Аукцион имен (домашнее задание).
(Студенты рассказывают о происхождении и значении своего имени)
Итак, (обращается к студенту по имени), ты выбрал вариант имени, который тебе нравится? Если нет, выбери какое-нибудь другое имя. Пусть сегодня ты будешь …
Четвертый этап: ” Представь себе”
Ведущий. А сейчас каждый представит себе свое имя. Сядьте поудобнее (ноги стоят на полу, руки свободно лежат на коленях), сделайте несколько глубоких вдохов, расслабьте ноги, руки, плечи, шею, мышцы лица, закройте глаза…
Представьте свое имя. Может быть, вы увидите его написанным или нарисованными. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Оно светлое или темное, теплое или холодное. Может, вы услышите звук вашего имени. А может, почувствуете вкус и запах… Побудьте немного со своим именем. А теперь возвращаемся назад… Откройте глаза, вздохните, потянитесь, сядьте прямо.
Звучит музыка. Оглянитесь вокруг. Подойдите к столу, на котором находятся разнообразные предметы (цветы, канцелярские товары, вещи студентов - шарфы, платок, шапка…), возьмите то, что соответствует вашему имени. Если не удалось что-то представить визуально, то опишите словами.

Далее проводится обсуждение.
Ведущий. Посмотрите, какое разнообразие получилось. Так же как наши имена, и мы сами. Каждый человек не повторим и уникален. Это означает, что не было и нет на земле точно такого же человека, как ты (обращается к студенту по имени), ты (обращается к другому студенту по имени). А все вместе мы составляем единое целое.
Присмотритесь друг к другу и к окружающим вас людям. Может быть, и они чем – то похожи на вас?
Мы живем среди других людей. Мнение другого человека добавляет что-то в нашу копилочку знаний о себе. Иногда наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это нормально.
Работа со стендом «Имя, характер, судьба»

(Студент рассказывает о влиянии имени на выбор
дальнейшей профессиональной деятельности)
Понятие об образе “Я”
Ведущий. Давайте теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока: ”Кто я?” Наши представления о себе составляют образ “Я”
(показывает плакат в форме солнца с лучами)
Каждый луч- образ “Я”. Я - студент, Я – дочь (сын)
Что входит в это понятие? Все то, о чем мы сегодня с вами говорили, это и имя, и внешность и черты характера, и интересы. Кроме того, в техникуме – я студент, дома - сын, дочь… Кто-нибудь хочет рассказать о себе?

Ведущий. Спасибо, ребята. Я желаю, чтобы у каждого из вас образ ”Я” был таким же светлым и теплым, как солнышко. Конечно, и на солнце есть пятна, но это не мешает ему согревать и освещать все вокруг. Посмотрите, несколько лучиков я оставила, этот рисунок не закончен. Почему?

Сегодня мы только коснулись вершины айсберга, только начали отвечать на один из самых главных вопросов. Дать какой-то определенный, точный ответ невозможно, ведь наш путь продолжается, и отвечать на этот вопрос мы с вамибудем всю свою жизнь.
Студент: читает стихи П. П. Елфимов
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша Планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Ведущий. Скажите, пожалуйста, что интересного для вас было на мероприятии? Может быть, кто- то узнал что-то новое или необычное о себе, своем имени, отношении к вам однокурсников? Что вам понравилось? А что показалось трудным?
(Происходит обсуждение)
Ведущий. Спасибо вам за совместную работу, я думаю, вам было очень интересно.
Заключение
Сегодня вы узнали много нового и необычного об именах. Теперь вы сможете лучше узнать как собственный характер, так и характер своих друзей и близких, правильно выбрать имя для своих детей в будущем, чтобы они были здоровы и счастливы, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбрать адекватные способы общения с ними и реализовать все это в процессе взаимодействия. Все это поможет вам не только в стенах техникума, но и в дальнейшей жизни достигать высоких результатов, быть Человеком с большой буквы.
14