СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время как средство активизации познавательной деятельности".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности. Поэтому очень важной  задачей становится развитие исследовательских компетенций обучающихся, основу которых составляют универсальные учебные действия. 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время как средство активизации познавательной деятельности".»

«Учитель года 2017»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Пояснительная записка к методическому семинару

Слайд 1.

Добрый день, уважаемое жюри и коллеги! Сегодня я представляю Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Среднюю общеобразовательную школу №1 г.Немана». Педагогический стаж работы -15 лет.

Вашему вниманию предлагаю обобщённый опыт моей педагогической деятельности по теме «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время как средство познавательной активности обучающихся».

Данная тема актуальна и соответствует запросам современности, она диктует новые требования как к человеку, так и к образованию. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Значит, выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, чтобы  успешно адаптироваться и быть востребованным в современном обществе.

Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности. Поэтому очень важной  задачей становится развитие исследовательских компетенций обучающихся, основу которых составляют универсальные учебные действия.

Слайд 2.

Научной основой моего опыта по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС являются, прежде всего, идеи кандидата психологических наук Александра Владимировича Леонтовича, психолога и педагога Александра Ильича Савенкова, а также доктора педагогических наук Евгении Семёновны Полат, согласно учению которых, проектная и исследовательская деятельность имеют существенные различия: по способам организации, мыслительным навыкам обучающихся, которые можно с их использованием развивать, ценностям, которые благодаря им «выращиваются» в детях.

Слайд 3.

Цель методического семинара: обобщение опыта включения школьников в проектно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время, для формирования способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Чтобы цель была достигнута, поставила следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятий «проектная деятельность», «исследовательская деятельность».

2.Адаптировать технологию проектирования и исследования в практической деятельности.

3.Создавать условия для формирования у обучающихся исследовательских навыков.

4.Развивать мотивацию обучающихся и, как следствие, повысить качество знаний.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных условий для проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

На первом этапе мною была изучена и проанализирована литература по данной теме, изучены методологические основы организации и реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Слайд 4.

Проект для ученика - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим обучающимся.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.

 Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. 

И я решила проверить, действительно ли включение элементов проектно-исследовательской деятельности повысит мотивацию к предмету, и, как следствие, качества знаний. Для этого провела эксперимент. (Слайд 5) За определённый период времени в классе были проведены традиционные уроки и уроки с применением проектно–исследовательской деятельности. В результате опроса обучающихся были получены следующие данные. На диаграмме видно, что 82% обучающихся были мотивированы на уроках с использованием проектно-исследовательской деятельности.

На втором этапе осуществлялась непосредственная деятельность по формированию опыта, апробирование методики работы с обучающимися.

Работая по курсу внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность», формирую и развиваю у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска:

* видеть проблемы;

* задавать вопросы;

* выдвигать гипотезы;

* давать определение понятиям;

* классифицировать;

* умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов;

* делать выводы и умозаключения;

* умения и навыки структурирования материала;

* работы с текстом;

* умение доказывать и защищать свои идеи.

На занятиях обучающиеся подробно изучают основные этапы проектной и исследовательской деятельности.

Слайд 6.

 Вся эта поэтапная работа формирует культуру умственного труда обучающихся, приучая их самостоятельно добывать знания.

При организации проектно-исследовательской деятельности важными для меня являются:

• дифференцированный и личностно-ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Большое внимание на практике уделяю методам исследования.

Слайд 7.

Существуют различные классификации методов исследования. Каждый этап исследования требует использования своего метода или сочетаний нескольких.

С помощью методов эмпирического уровня изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Например, в исследовании «Овощи и фрукты – полезные продукты?» обучающиеся для начала составили вопросы анкеты. После анкетирования были сделаны следующие выводы: обучающиеся не знают, в каком овоще и фрукте находится наибольшее количество витаминов и почему нужно правильно питаться. Была сформулирована гипотеза «чтобы организм был крепким, нужно употреблять здоровую пищу, а именно фрукты и овощи, которые богаты витаминами».

Методы экспериментально-теоретического уровня помогают обучающимся не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия. В проектах и исследованиях ребята чаще всего использовали эксперимент и лабораторный опыт.

Примером может служить проведённые в исследовании «Растения – это живая или неживая природа?» опыты. Один комнатный цветок поместили в тёмное место, а другой - на подоконник. Через неделю был зафиксирован следующий момент, листья комнатного цветка, помещённого в тёмное место, поменяли цвет (пожелтели). Ребята сделали вывод: растению для жизни необходим источник света.

В исследовании «Комнатное растение – это польза или вред?» комнатный цветок накрыли пакетом и завязали, чтобы внутрь не поступал воздух. Через определённое время обучающиеся заметили внутри пакета капельки воды (конденсат). Был сделан вывод: листья выделяют влажность, тем самым способствуя увлажнению воздуха в классе (комнате).

В исследовании «Овощи и фрукты – полезные продукты?» обучающийся сравнивал вкус апельсинового сока из магазина и сока, выжатого из апельсинов. В итоге эксперимента было установлено, что покупной сок имел специфический привкус, а сок, выжатый из апельсинов, был приятен на вкус и ароматен. К тому же из 1 килограмма апельсинов получилось 400 граммов 100% сока.

Методы теоретического уровня позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Обучающаяся 4 «А» класса в исследовании «История моего города Немана» применила метод изучения и обобщения. Проанализировав изученную литературу по заданной теме, пришла к выводу, что название городу, согласно документу от 1946 года, было дано по причине его расположения вблизи реки Неман.

Слайд 8.

Важным моментом в проектно-исследовательской деятельности считаю презентацию результатов. Подготовка к защите результатов проектной деятельности включает в себя:

  1. оформление стендов, так называемая стендовая презентация (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

  2. подготовка устной презентации проекта (изложение проблемы, сути ее решения, применяя наглядные средства – слайды, видеофильмы и другие технические средства);

  3. создание специальной папки документов («портфолио»), в которой максимально полно и доказательно представлены ход и логика работы над проектом.

Результаты работы это некий вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

Слайд 9.

Согласно существующей классификации проектно – исследовательских работ, могу с уверенностью сказать, что на практике моими учениками были созданы проекты предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

А также проекты по виду деятельности обучающихся.

В исследовательских проектах обучающиеся учились выдвигать гипотезы и проверять ее с помощью методов социологического опроса, наблюдения, эксперимента. Например: «Комнатные растения – это польза или вред?», «Растения это живая или неживая природа?», «Овощи и фрукты – полезные продукты?»

Создавая ролево-игровые проекты, школьники были направлены на подготовку и разыгрывание спектакля. Обучающиеся учились принимать на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Героями были литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками. Например: проект «Герои басен И.Крылова: ворона и лисица», проект «Все профессии важны, все профессии нужны».

Особенно нравится моим детям работать над информационно-практико-ориентированным проектом. Потому что сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении представляется в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката. В итоге работы получается  продукт, который  в дальнейшем можно использовать в жизни класса, школы,  семьи. Например: оформление и дизайн сцены к сказке «Колобок».

Итогом творческих проектов были детские праздники, музыкальные  номера. Обучающиеся проводили игры, разрабатывали  сценарии, создавали коллажи, выставки рисунков. Например: проект-сказка «Как поссорились цифры», «Математика – царица наук», «Числа в пословицах и поговорках».

На третьем – аналитическом этапе - была проведена диагностика ученического коллектива (Слайд 10), обобщены полученные результаты, подведены итоги, сделаны выводы. Данные вы можете увидеть на данном слайде. На гистограмме видна положительная динамика роста качества знаний обучающихся.

Анализируя проделанную работу, считаю, что проектная и исследовательская деятельность усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность, повышает  объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Проектная и исследовательская деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями.

Слайд 11.

Отдельные компоненты моего опыта были представлены на школьном методическом объединении, районном cеминаре в 2016 году, а также с ними можно ознакомиться на сайте нашей школы и моём личном сайте.

Обучающиеся выступали с детскими проектами и исследованиями на открытых уроках и внеклассных мероприятиях. Принимали участие в межмуниципальном конкурсе детских исследований «Мы сами открываем чудеса» в 2016 году, где были награждены грамотой за лучшую работу в номинации "Первые опыты" и благодарственными письмами.  

Но это еще не предел. Впереди новые цели. Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской деятельностью на уровне компетентности. Считаю, что мне удалось выстроить такое воспитательно-образовательное пространство, в котором, каждый заинтересованный ученик сможет самоопределиться, найти себя в творческом деле.

Закончить выступление хочется словами Шалва Александровича Амонашвили "Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможно».

Спасибо за внимание.

Слайд 11.

Используемые ресурсы.

1.Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. //Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

2.Гольдштейн Г.Я. Методология научного творчества [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев // AUP.Ru : административно-управленческий портал. – 2016. – URL: http://www.aup.ru/books/m1501/2_3.htm (дата обращения : 31.10.2016)

3.Кукушкина А. С. Библиографическое описание: Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе. // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 148-150.

4.Леонтович  А.В., Монахов Д.Л. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. «Внешкольник», № 3, 1997 г. 

5.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. В сб. «Экспериментальные площадки в московском образовании», МИПКРО, М., 2001.

6.Методы исследования [Электронный ресурс] //Center-YF Центр управления финансами: [сайт]. – 2016. – URL: http://centeryf.ru/data/Marketologu/Metody-issledovaniya.php (дата обращения : 31.10.2016).

7.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

Слайд 12.