Методические рекомендации к составлению рабочей программы СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило,на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень их способностей; характер учебной мотивации; качество учебных достижений; образовательные потребности; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них. Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; • отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие; • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Требования к оформлению рабочих программ Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 6. Календарно-тематическое планирование. 7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). 8. Приложения к программе. Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ. | Пояснения к структурным элементам программы Функции программы определяют следующие требования к ней: 1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы). 2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования. 3. Наличие признаков нормативного документа. 4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности). 6. Конкретность представления элементов содержания образования. Таблица 1 Структурные элементы рабочей программы педагога Элементы рабочей программы | Содержание элементов рабочей программы | Титульный лист | - полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы. | Пояснительная записка | - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели,задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений. | Учебно-тематический план | - перечень разделов, тем последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | Содержание тем учебного курса | - перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: • основные изучаемые вопросы; • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; • требования к знаниям и умениям обучающихся; • формы и вопросы контроля; • возможные виды самостоятельной работы учащихся; - региональный компонент. | Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе | В данном разделе прописываются требования к: - знаниям; - умениям; - компетенциям. Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся | Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной) | - методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски. | Приложения к программе | - основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов: - темы курсовых и творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации. | Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога 1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). 2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы: • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников; • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения. Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения. 3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.  При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать. 4. Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов: единства содержания обучения на разных его уровнях; отражения в содержании обучения задач развития личности; научности и практической значимости содержания обучения; доступности обучения; соблюдения преемственности. При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения: название темы; необходимое количество часов для ее изучения; содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся. 5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях). 6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006. 7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме. ![]()
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. |