СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методические рекомендации педагогам при работе с планом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Педагоги дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) немало внимания уделяют планированию воспитательно-образовательной деятельности в старших группах. Разработка концепции педагогического процесса – ответственная и сложная задача, для выполнения которой педагог должен знать воспитательные методики, приемы общения с детьми, особенности психофизиологического развития детей, программы обучения и воспитания в ДОУ.           

Просмотр содержимого документа
«"Методические рекомендации педагогам при работе с планом"»

Педагоги дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) немало внимания уделяют планированию воспитательно-образовательной деятельности в старших группах. Разработка концепции педагогического процесса – ответственная и сложная задача, для выполнения которой педагог должен знать воспитательные методики, приемы общения с детьми, особенности психофизиологического развития детей, программы обучения и воспитания в ДОУ.

Качество планирования непосредственно отражается на эффективности воспитательно-образовательного процесса. Планирование в ДОУ Составление плана подразумевает разработку целей, принципов и последовательности действий, прогнозирование результатов деятельности. Работа над планом позволяет избежать неопределенности, исключить ошибки, организовать деятельность воспитателя, выделить ключевые задачи и достичь максимального их выполнения, определить спектр необходимых атрибутов и пособий. Работая над документом, важно понимать, что план – это не только отчетный документ, но и подбор форм и видов работы с детьми, принципы распределения рабочего времени.

Для успешного планирования воспитательно-образовательной деятельности в группе воспитателю важно хорошо знать детей и программу. На помощь воспитателю придут: методические пособия; книги; рекомендации, полученные на курсах повышения квалификации, методобъединениях и педсовете. Планированием должны заниматься оба воспитателя, которые работают в старшей группе. Комплексный подход позволит выработать единые требования и задачи, обеспечит высокую меру ответственности за выполнение программы и плана.

Календарный план в ДОУ пишется на базе перспективного и годового с возможностью доработки с учетом наблюдений за развитием детей. Планирование ведется на текущий месяц и каждый день. Несмотря на свободную форму изложения, план должен отражать индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ. В составленном документе должны найти отражение совместная деятельность дошкольников и взрослых, система подгрупповых и фронтальных занятий, самостоятельная деятельность воспитанников ДОУ.

Общие требования к планированию воспитательно-образовательной деятельности в группе. План должен быть ориентирован на конкретную возрастную группу, учитывать длительность и число занятий, приемы обучения. Три ключевых принципа ложатся в основу каждого планирования:

  1. взаимосвязь учебного и воспитательного процессов;

  2. последовательность, регулярность и цикличность воспитательного воздействия;

  3. учет уровня развития детей, возраста воспитанников, педагогических условий. Помимо прочего документ должен отражать все виды деятельности, соотношение физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки детей, соответствовать программно-методическому обеспечению. При написании плана нельзя сбрасывать со счетов природные и климатические условия региона, время года, годовое планирование.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в группе должно учитывать медико-гигиенические требования к длительности, последовательности и особенностям проведения занятий. Специалисты отмечают, что в плане важно учесть самостоятельную деятельность детей, время для игр и прогулок на свежем воздухе. 3-4 часа ежедневно детям желательно проводить на улице (время прогулок зависит от времени года и погоды). 40% от регламентированной деятельности детей в детском саду должно составлять свободное время.  

Что важно учесть в процессе планирования? Чтобы оптимизировать образовательный процесс и распланировать индивидуальную работу с детьми, следует диагностировать уровень развития воспитанников. Дошкольники должны принимать участие в занятиях, которые приносят им удовольствие, потому следует вносить в документ виды деятельности, которые приводят к эмоциональной разрядке. Когда воспитанники пребывают в хорошем расположении духа, их легче мотивировать на занятия (при этом запрещено искусственно навязывать деятельность дошкольникам). Чем разнообразнее деятельность, тем шире раскрывается потенциал малыша. Если возникают сомнения, воспитателю следует воспользоваться рекомендациями других специалистов, интегрировать усилия и опыт коллег. Нельзя забывать о взаимодействии с родителями.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в группе требует комплексного подхода. Документ составляется на неделю или день. В нем в обязательном порядке указывается дата, отражаются индивидуальные, возрастные и гендерные особенности дошкольников, совместная и самостоятельная деятельность воспитанников ДОУ. Содержание и виды деятельности детей должны быть внесены в план.

Алгоритм планирования воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе

1.

Титульный лист


2.

Список воспитанников группы


3.

План взаимодействия с родителями

Работа с родителями строится на неделю или месяц. В документе нужно указывать запланированные мероприятия общесадовского и группового масштаба. Важно отразить все мероприятия, которые будут проводить воспитатели и другие специалисты, работающие в старшей группе. С родителями взаимодействуют в виде родительских собраний, анкетирования, групповых и индивидуальных консультаций, тематических выставок, бесед, проведении семинаров-практикумов, совместных праздников, экскурсий, туристических походов.

4.

Сетка занятий согласно нормам СанПиН 2.4.1.1249-03 и программе ДОУ

В старшей группе разрешено проводить до 15 занятий в неделю, при этом половину из них принято отводить занятиям физкультурно-оздоровительного цикла. Заниматься можно в подгруппах по 5-6 человек каждая, допустимо проведение одного занятия в первой и одного – во второй половине дня.

5.

План специально организованных занятий

Занятия планируются согласно сетке, в документе указывается дата и день. В документ следует внести вид и тему занятия, источник материала. Правильное чередование занятий, количество и перечень занятий в течение недели и дня. Педагогу следует придерживаться установленной программе, перечню и составу занятий. Основные виды деятельности дошкольников: лепка, рисование, музыкальные занятия, физкультура, аппликация, конструирование, развитие математических способностей, развитие речи. Упражнения должны выполняться в игровой форме, систематически прерываясь физкультминутками.

6.

План совместной работы с детьми и воспитателями

Совместная деятельность осуществляется в утреннее время, во время дообеденных и вечерних прогулок и подразумевает взаимосвязь с процессом обучения. Она необходима для уточнения, закрепления и углубления полученных навыков и знаний, важна партнерская позиция с дошкольниками. В планировании следует указать индивидуальные диалоги с детьми, рассказывание и чтение, совместную двигательную активность, творческие, развивающие и дидактические игры, наблюдение, музыку, труд, художественно-продуктивную деятельность.

7.

План самостоятельной деятельности воспитанников

Воспитателям важно побуждать самостоятельную деятельность дошкольников, планируя условия для не развития и появления.

8.

Гимнастика

Физическая нагрузка в детском саду подразумевает утреннюю, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную, зрительную гимнастику. В планировании следует отразить структуру гимнастики: вводную часть (бега или ходьба), среднюю (комплекс упражнений) и заключительную. Дозировка упражнений и движений должна быть отражена в документе. Трижды в день должна проводиться дыхательная гимнастика, дважды – пальчиковая, дважды в день по 3-5 минут – зрительная. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно с подгруппами или индивидуально. После сна обязательная 5-7-минутная гимнастика, которая позволит нормализовать работу сердечно-сосудистой системы. Комплекс гимнастики мозга занимает 5-7 минут и работает на координацию движений, моторики и полушарий мозга.

9.

Режим интеллектуальной и двигательной нагрузки

Модель организации жизни детей на протяжении недели. Планирование подразумевает разбивку дня на режимные отрезки с указанием принципа организации и видов деятельности дошкольников. План-график позволяет оценить, насколько перегружен день, скорректировать образовательную работу с детьми.

10.

Рекомендации коллег и других специалистов

Картотека позволяет накопить педагогический опыт, сохранить методы и формы работы с детьми и взрослыми. Подобный «банк» знаний может помочь коллегам, стать энциклопедией знаний для решения воспитательно-образовательных задач. Хранение данных в форме картотеки позволяет выстроить информацию в логической последовательности, объединяя различные карточки, воспитатель может моделировать педагогический процесс. Воспитательно-образовательный процесс можно строить на основе блочного календарного планирования и карточками на каждый день.