Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №151 города Донецка»
Модель
наставничества педагогов в условиях современного образования
Форма наставничества
"Педагог- Педагог"
Бойко Валерия Викторовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория, педагогическое звание – старший учитель
Модель наставничества
Модель
Описание
Классическое наставничество
Целевая группа
Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять то или иное задание
Задачи
Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность
Обучить педагога новым навыкам,
помочь адаптироваться.
Контролировать результат работы
Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания
Наставничество - одна из форм передач педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Наставляемый – молодой специалист, начинающий педагогический работник, имеющий малый опыт работы, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с обучающимися, коллегами, администрацией или родителями
Цель наставничества
• оказание помощи наставляемым, в отношении которых
осуществляется наставничество, в приобретении
необходимых профессиональных навыков выполнения
должностных обязанностей, адаптации в коллективе,
воспитание дисциплинированности и заинтересованности в
результатах труда.
Задачи наставничества
• - ускорение процесса профессионального становления, оказание помощи в
профессиональной адаптации наставляемому; выработка высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к делу, способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;
• - оценка профессиональных знаний и навыков наставляемых исходя из результатов
исполнения возложенных на них должностных обязанностей, а также осуществление мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами обучения;
• - адаптация обучаемых к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил
поведения в образовательной организации;
• - оказание моральной и психологической поддержки наставляемому в преодолении
профессиональных трудностей, возникших при выполнении должностных
обязанностей;
- - содействие наставляемому в освоении эффективных форм и
методов взаимодействия с коллегами и обучающимися, развитии способности
самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.
Алгоритм работы наставника
3. Основной этап (координационная деятельность в процессе реализации плана индивидуального развития).
1. Адаптационный этап (знакомство, собеседование, входная
диагностика, мотивация).
4. Контрольно-оценочный этап (итоговая диагностика, отчет
наставляемого, отчет наставника, совместный анализ результативности
индивидуального плана развития молодого специалиста путем
сопоставления поставленных и достигнутых целей. Рефлексия).
2. Проектировочный этап (совместное целеполагание, планирование, анализ индивидуального плана, текущая диагностика).
Предполагаемый результат
модели наставничества «педагог – педагог» :
- Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь школы.
- Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
- Улучшение психологического климата в школе.
- Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психологического состояния специалистов.
- Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в коллективе школы.
- Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.)
Профессионально-методические трудности молодого педагога
Работа классного
руководителя
Изучение нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей
Планирование и проведение учебных занятий
Работа с родителями
Регулирование поведения обучающихся
Работа со школьной документацией
Сопровождение педагога
Информационное
Методическое
Организационное
Коммуникативное
Направления
10
Основные стадии обучения
Наставник
Молодой учитель
Изучение нормативных документов и локальных актов ОУ;
Обучение планированию и ведению
школьной документации
Консультирование или совместная работа
Посещение уроков молодого учителя
Посещение уроков наставника;
Анализ посещенных уроков
Моделирование
Проведение урока
Анализ итогов контрольных работ, проверочных и итогов четверти
Анализ воспитательной работы (причины и корректировка)
Этапы наставничества
1. «Я расскажу, а ты послушай»
4. «Сделай сам, а я подскажу»
5. «Сделай сам и расскажи, что ты сделал»
3. «Сделаем вместе»
2. «Я покажу, а ты посмотри»
6. «Научи другого»
Результативность
Аккумуляция и трансляция опыта в профессиональных сообществах, стажёрской площадке
Результативное участие педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах
Объективная оценка достижений планируемых результатов
Закрепление на рабочем месте, удовлетворенность профессиональной деятельностью