И.Ю. Травкин «Массовое, открытое, он-лайн - параллельно или вместе?» | Модель электронного обучения | В работе рассматриваются два типа организации учебного сообщества массового открытого онлайн-курса: массово-совместный тип (коннективистские курсы) и массово-параллельный тип (Coursera, Udacity, Khan Academy, др.). Автор сосредоточивается на первом, показывая его связь с персонализацией обучения. Вторая модель (коннективистские массовые курсы) представляет в этом плане значительно больший интерес. Коннективизм опирается на модель распределенного знания, которое хранится в связанных между собой специализированных источниках. При этом наибольшую ценность представляют связи: в условиях избытка и фрагментарности информации они определяют целостную картину. Совокупность активных связей образует своеобразную систему распознавания для выработки решений посредством актуализации релевантных связей. Подключение к существующей сети в качестве узла открывает доступ к ее потенциалу, который с каждым новым узлом растет экспоненциально. Процесс научения, приобретения операционального знания (компетенции), заключается в построении сети – установлении связей. При этом субъектом выступает сама сеть: именно она «учится». Курс немыслим в отрыве от учебного сообщества: простая совокупность учащихся в процессе их взаимодействия организуется в социальную сеть с различимыми кластерами, члены которых фокусируются на отдельных вопросах и учебных проектах в рамках общей темы. Выделяются четыре основных критерия, определяющих коннективистское учебное сообщество («knowing network»): разнообразие (diversity), автономия (autonomy), нтерактивность (interactivity) и открытость (openness). Разнообразие означает допустимость и представленность различных точек зрения; автономия гарантирует возможность самостоятельно принимать решения; интерактивность указывает на взаимодействие как способ приобретения (производства) знания; открытость позволяет устанавливать связи и взаимодействовать с тем, что изначально не было частью сети. Эти критерии можно вывести из четырех основных видов деятельности: агрегация (aggregation), т.е. отбор и опосредование информации из потока ресурсов, указанных в программе, найденных в Интернете, рекомендованных или созданных другими учащимися; ремикс (remixing), т.е. реорганизация ресурсов из агрегируемого потока на основе предметных связей (например, объединение видеороликов из разных источников в общий список воспроизведения); преобразование (repurposing), т. е. производство новых ресурсов на основе творчески опосредуемого содержания(следующий шаг после ремикса, предполагающий активную творческую и практическую деятельность); распространение (feeding forward), т. е. публикация результатов ремикса и преобразования (каждый сам решает, какие результаты публиковать; все, чем делятся однокурсники, становится объектом агрегации)
|
В.А. Стародубцев «Персонализированные МООК в смешанном обучении» | Модель электронного обучения | Проблема развития смешанного образования и использования в нем массовых открытых онлайн курсов (МООК) рассмотрена в статье с позиции аксиологического подхода. В условиях глобальной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг необходима разработка модели МООК, обладающей конкурентным преимуществом персонализированной образовательной среды и способной к имплементации в институциональное образование в России. С целью уменьшения эгалитарного характера существующих МООК («один размер подходит всем») в педагогическом дизайне персонализированных МООК предложено использовать дифференциацию контингента по индивидуальным «профилям», уровневую композицию контента, опробованную ранее при создании цифровых пособий на локальных носителях (CD и DVD), актуализацию контента с участием обучаемых, формативную (текущую) оценку с участием рецензентов из разных групп контингента, педагогическую поддержку по требованию пользователя, интеграцию платформ МООК с облачными сервисами социальных медиа. Под «смешанным» («комбинированным», «гибридным») подразумевается учебный процесс, включающий в себя электронные образовательные ресурсы и обучающие среды, в том числе удаленного доступа, и дистанционные технологии асинхронного и синхронного педагогического взаимодействия. При смешанном обучении от 30% до 80% академического учебного процесса переносится из аудиторий образовательных учреждений в виртуальное пространство Интернета, где обучаемые могут сами выбирать путь, время и темп приобретения знаний. При этом ОУ создают свои рамки для смешанного обучения, используя различные системы менеджмента учебного процесса (LMS типа МOODLE, Sakai, Прометей и др.) или другие портальные решения. Как правило, смешанное обучение применяется на уровне отдельных дисциплин ООП, поскольку ФГОС не содержит требований относительно конкретных форм и методов достижения регламентируемых образовательных результатов. Наиболее употребительными являются следующие модели: «Rotation». Основывается на чередовании прямого, личного обучения преподавателя и студента (или группы студентов) и опосредованного взаимодействия участников процесса обучения с использованием информационных технологий; «Online Lab». Предполагает освоение учебных программ в условиях электронного обучения на специальном сайте учебного подразделения и в специально оборудованных компьютерных классах. Помимо онлайн курсов, обучаемые могут проходить обучение и в традиционной системе; «SelfBlend». Даёт возможность студентам выбирать дополнительные курсы к основному образованию. В качестве поставщиков образовательных услуг могут выступать различные образовательные учреждения. Для реализации данной модели необходима высокая мотивация студентов к обучению; «Online Driver». Предоставляет возможность изучения тех или иных курсов для обучаемых, испытывающих потребность в большей гибкости и свободном времени. Данная модель предусматривает освоение большей части учебной программы с помощью электронных ресурсов, с использованием системы очных и онлайн консультаций с преподавателем. |