Сафрошкина Елена Ивановна,
учитель географии высшей категории
МБОУ Первомайская средняя школа
Карачевский район Брянской области
Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
- содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
- стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это.
Цели географического образования
- искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению (научить познавать и делать)
- способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности (научить жить в ладу с самим собой);
- стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, умение рационально проводить досуг, склонность к самореализации (научить жить вместе) .
Целевая установка
и ведущие
принципы
технологии
Рейтинговая
система
контроля и
оценки
Проектирование
содержания
модулей
Технология
модульного
обучения
Конструирование
учебных модулей
Сочетание методов,
форм и
средств обучения
Основополагающее понятие технологии
— модуль
Модуль — это целевой функциональный узел,
в который объединены учебное содержание и
технология овладения им.
Толковый словарь дает такое определение модуля:
“ Модуль –
1. сложный инженерный узел, выполняющий самостоятельную функцию в техническом устройстве.
2. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации”.
Главным признаком модуля является его самостоятельность, возможность рассматривать его как независимую единицу какого-либо процесса, явления, его смысловая законченность.
Но одновременно, модуль является частью определенной системы
Сущность модульного обучения
ученик самостоятельно или с помощью учителя
достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности
в процессе работы с модулем.
Качества модульной технологии
- гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
- динамичность (обучение видам и способам деятельности);
- мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);
- возможности проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
- изменение форм общения учителя с учащимися.
Программа модульного обучения
2 канал: Управление
Планирование
Коррекция
стратегическое тактическое
Учитель
1 канал: Процесс передачи информации
(движение основной учебной информации)
Ученик
Самоуправляемая
деятельность
Дополнительные
источники
информации
Самоконтроль
3 канал: Обратная связь
(контроль)
Цели модульной технологии
Комплексная дидактическая цель (КДЦ)
Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ)
Частные дидактические цели (ЧДЦ)
ИДЦ III
ИДЦ II
ИДЦ IV
ЧДЦ 1
ИДЦ I
ИДЦ V
ЧДЦ 3
ЧДЦ 2
КДЦ
Структура модульной программы
1-го порядка (УЭ)
2-го порядка (урок)
Модуль
3-го порядка (тема)
4-го порядка (содержание курса)
5-го порядка (учебный предмет)
Структура модульного блок-цикла (МБЦ)
Вводное занятие
М 6
М 1
М 2
М 5
М 4
М 3
Выходной контроль
Строение модуля
Модуль имеет:
-учебные элементы – это последовательные шаги, с которыми школьник работает непосредственно.
-инструкцию , в которой определены цели усвоения модуля и каждого учебного элемента;
-материалы для работы (ссылки на источники);
-указание на вид и форму работы;
-контроль определяющий степень усвоения учебного материала.
Типы учебных элементов
- УЭ — это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.
Типы учебных элементов
- Текстовый
- Картографический
- Табличный
- Иллюстративный
- Словесный
- Компьютерный
- Аудиовизуальный
- Натурный
- Смешанный
Задачи ученика ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
- Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ.
- Задания для выполнения разного уровня сложности.
- Материалы для работы (ссылки на источники, приложения).
- Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.).
- Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т. д.).
Задачи учителя:
- Разработка инструкций модулей.
- Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
- Уточнение модулей при практической работе с ними.
- Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Проблемы и недостатки
- необходимость разработки модульных программ по всем курсам школьной географии;
- несоответствие современных учебников географии организации модульного обучения;
- проблема разработки новых учебных методических пособий;
- гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций;
- не всегда достоверны результаты самоконтроля и взаимоконтроля.
Преимущество модульной технологии
- возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
- возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
- возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
- комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);
- развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
- консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Модульная технология
Название
Цель
Модульное обучение
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки
Сущность
Механизм
Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Урок в 8 классе по теме
«Лесные зоны России»
( применение модульной технологии)
Цели урока:
образовательные - сформировать знания о природных
зонах лесов, познакомить с видовым составом
лесов;
- раскрыть значение растительных ресурсов
в жизни населения нашей страны.
развивающие - продолжить развивать умения
характеризовать зональные природные
комплексы;
воспитательные - воспитывать нравственно-эмоциональное
отношение к природе, чувства личной
сопричастности к проблемам охраны природы
Модуль урока по теме «Лесные зоны России»
М 1 ХВОЙНЫЕ ЛЕСА
Учебный элемент
Учебный материал с указанием задания
УЭ- 0
Руководство по усвоению материала
Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.136-138; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 27-28 (до 2 абзаца); карты атласа – климатическая и природные зоны России.
УЭ -1
Цель: познакомиться с природной зоной хвойных лесов; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны.
Стр.136-138 учебник;
Стр.27-28 В.В.Петров
«Растительный мир
нашей страны», атлас
Прочитать цель-1 мин.
Ответьте на вопросы:
- Где расположена природная зона хвойных лесов?
- Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны?
- Какие почвы формируются под хвойными лесами?
- Назовите характерных представителей флоры и фауны тайги?
Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже) 10 мин.
М 2 СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА
Учебный элемент
Учебный материал с указанием задания
УЭ- 0
Руководство по усвоению материала
Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.138-139; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 56,061-62 (до 3 абзаца); карты атласа – климатическая и природные зоны России.
УЭ -1
Цель: познакомиться с природной зоной смешанных и широколиственных лесов; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны.
Стр.136-138 учебник;
Стр.27-28 В.В.Петров «Растительный мир нашей страны», атлас
Прочитать цель-1 мин.
Ответьте на вопросы:
- Где расположена природная зона смешанных и широколиственных лесов?
- Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны?
- Какие почвы формируются под смешанными и широколиственными лесами?
- Назовите характерных представителей флоры и фауны смешанных и широколиственных лесов?
Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже) 10мин.
Работа по модульной технологии позволяет увидеть выпускника:
- Умеющего познавать мир: исследовать, моделировать, прогнозировать;
- Умеющего осознанно мыслить и действовать, жить по общим законам Мира;
- Обладающего верой в свои силы и успех.