СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульная технология на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по модульной технологии позволяет  увидеть выпускника:

Умеющего познавать мир: исследовать, моделировать, прогнозировать;

Умеющего осознанно мыслить и действовать, жить по общим законам Мира;

Обладающего верой в свои силы и успех.

Просмотр содержимого документа
«Модульная технология на уроках географии»

Сафрошкина Елена Ивановна, учитель географии высшей категории МБОУ Первомайская средняя школа Карачевский район Брянской области

Сафрошкина Елена Ивановна,

учитель географии высшей категории

МБОУ Первомайская средняя школа

Карачевский район Брянской области

  Меняются времена,  но не меняются задачи учителя:     дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;   содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;   вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;   воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;   стать им другом, раскрыть богатство их душ.    Я понимаю и принимаю это.

Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
  • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
  • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
  • стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это.

Цели географического образования искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению (научить познавать и делать) способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности (научить жить в ладу с самим собой); стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, умение рационально проводить досуг, склонность к самореализации (научить жить вместе) .

Цели географического образования

  • искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению (научить познавать и делать)
  • способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности (научить жить в ладу с самим собой);
  • стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, умение рационально проводить досуг, склонность к самореализации (научить жить вместе) .
Целевая установка и ведущие принципы технологии Рейтинговая система контроля и оценки Проектирование содержания модулей Технология модульного обучения Конструирование учебных модулей Сочетание методов, форм и средств обучения

Целевая установка

и ведущие

принципы

технологии

Рейтинговая

система

контроля и

оценки

Проектирование

содержания

модулей

Технология

модульного

обучения

Конструирование

учебных модулей

Сочетание методов,

форм и

средств обучения

Основополагающее понятие технологии — модуль  Модуль — это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.

Основополагающее понятие технологии

модуль

Модуль — это целевой функциональный узел,

в который объединены учебное содержание и

технология овладения им.

Толковый словарь дает такое определение модуля:   “ Модуль –  1. сложный инженерный узел, выполняющий самостоятельную функцию в техническом устройстве. 2. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации”.  Главным признаком модуля является его самостоятельность, возможность рассматривать его как независимую единицу какого-либо процесса, явления, его смысловая законченность.  Но одновременно, модуль является частью определенной системы

Толковый словарь дает такое определение модуля:

Модуль

1. сложный инженерный узел, выполняющий самостоятельную функцию в техническом устройстве.

2. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации”.

Главным признаком модуля является его самостоятельность, возможность рассматривать его как независимую единицу какого-либо процесса, явления, его смысловая законченность.

Но одновременно, модуль является частью определенной системы

Сущность модульного обучения   ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Сущность модульного обучения

ученик самостоятельно или с помощью учителя

достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности

в процессе работы с модулем.

Качества модульной технологии гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых); динамичность (обучение видам и способам деятельности); мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы); возможности проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение); изменение форм общения учителя с учащимися.

Качества модульной технологии

  • гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
  • динамичность (обучение видам и способам деятельности);
  • мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);
  • возможности проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
  • изменение форм общения учителя с учащимися.
Программа модульного обучения  2 канал: Управление Планирование Коррекция стратегическое  тактическое Учитель 1 канал: Процесс передачи информации  (движение основной учебной информации) Ученик Самоуправляемая деятельность Дополнительные источники информации Самоконтроль 3 канал: Обратная связь  (контроль)

Программа модульного обучения

2 канал: Управление

Планирование

Коррекция

стратегическое тактическое

Учитель

1 канал: Процесс передачи информации

(движение основной учебной информации)

Ученик

Самоуправляемая

деятельность

Дополнительные

источники

информации

Самоконтроль

3 канал: Обратная связь

(контроль)

Цели модульной технологии Комплексная дидактическая цель (КДЦ) Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) Частные дидактические цели (ЧДЦ) ИДЦ III ИДЦ II ИДЦ IV ЧДЦ 1 ИДЦ  I ИДЦ V ЧДЦ 3 ЧДЦ 2 КДЦ

Цели модульной технологии

Комплексная дидактическая цель (КДЦ)

Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ)

Частные дидактические цели (ЧДЦ)

ИДЦ III

ИДЦ II

ИДЦ IV

ЧДЦ 1

ИДЦ I

ИДЦ V

ЧДЦ 3

ЧДЦ 2

КДЦ

Структура модульной программы 1-го порядка (УЭ) 2-го порядка (урок) Модуль 3-го порядка (тема) 4-го порядка (содержание курса) 5-го порядка (учебный предмет)

Структура модульной программы

1-го порядка (УЭ)

2-го порядка (урок)

Модуль

3-го порядка (тема)

4-го порядка (содержание курса)

5-го порядка (учебный предмет)

Структура модульного блок-цикла (МБЦ) Вводное занятие М 6 М 1 М 2 М 5 М 4 М 3 Выходной контроль

Структура модульного блок-цикла (МБЦ)

Вводное занятие

М 6

М 1

М 2

М 5

М 4

М 3

Выходной контроль

Строение модуля Модуль имеет:   -учебные элементы – это последовательные шаги, с которыми школьник работает непосредственно.  -инструкцию , в которой определены цели усвоения модуля и каждого учебного элемента;  -материалы для работы (ссылки на источники);  -указание на вид и форму работы;  -контроль  определяющий степень усвоения учебного материала.

Строение модуля

Модуль имеет:

-учебные элементы – это последовательные шаги, с которыми школьник работает непосредственно.

-инструкцию , в которой определены цели усвоения модуля и каждого учебного элемента;

-материалы для работы (ссылки на источники);

-указание на вид и форму работы;

-контроль определяющий степень усвоения учебного материала.

Типы учебных элементов     УЭ — это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.

Типы учебных элементов

  • УЭ — это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.
Типы учебных элементов Текстовый Картографический Табличный Иллюстративный Словесный Компьютерный Аудиовизуальный Натурный Смешанный

Типы учебных элементов

  • Текстовый
  • Картографический
  • Табличный
  • Иллюстративный
  • Словесный
  • Компьютерный
  • Аудиовизуальный
  • Натурный
  • Смешанный
 Задачи ученика   ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены: Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ. Задания для выполнения разного уровня сложности. Материалы для работы (ссылки на источники, приложения). Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.). Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т. д.).

Задачи ученика ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

  • Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ.
  • Задания для выполнения разного уровня сложности.
  • Материалы для работы (ссылки на источники, приложения).
  • Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.).
  • Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т. д.).
Задачи учителя: Разработка инструкций модулей. Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули. Уточнение модулей при практической работе с ними. Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Задачи учителя:

  • Разработка инструкций модулей.
  • Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
  • Уточнение модулей при практической работе с ними.
  • Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Проблемы и недостатки  необходимость разработки модульных программ по всем курсам школьной географии; несоответствие современных учебников географии организации модульного обучения; проблема разработки новых учебных методических пособий; гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций; не всегда достоверны результаты самоконтроля и взаимоконтроля.

Проблемы и недостатки

  • необходимость разработки модульных программ по всем курсам школьной географии;
  • несоответствие современных учебников географии организации модульного обучения;
  • проблема разработки новых учебных методических пособий;
  • гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций;
  • не всегда достоверны результаты самоконтроля и взаимоконтроля.
Преимущество модульной технологии  возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой; возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость; возможность работать дома в случае пропусков по болезни; комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль); развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность; консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Преимущество модульной технологии

  • возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
  • возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
  • возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
  • комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);
  • развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
  • консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Модульная технология  Название  Цель  Модульное обучение Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Сущность Механизм  Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Модульная технология

Название

Цель

Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Сущность

Механизм

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Урок в 8 классе по теме «Лесные зоны России» ( применение модульной технологии)  Цели урока: образовательные - сформировать знания о природных  зонах лесов, познакомить с видовым составом  лесов;  - раскрыть значение растительных ресурсов  в жизни населения нашей страны. развивающие - продолжить развивать умения  характеризовать зональные природные  комплексы; воспитательные - воспитывать нравственно-эмоциональное  отношение к природе, чувства личной  сопричастности к проблемам охраны природы

Урок в 8 классе по теме

«Лесные зоны России»

( применение модульной технологии)

Цели урока:

образовательные - сформировать знания о природных

зонах лесов, познакомить с видовым составом

лесов;

- раскрыть значение растительных ресурсов

в жизни населения нашей страны.

развивающие - продолжить развивать умения

характеризовать зональные природные

комплексы;

воспитательные - воспитывать нравственно-эмоциональное

отношение к природе, чувства личной

сопричастности к проблемам охраны природы

Модуль урока по теме  «Лесные зоны России» М 1 ХВОЙНЫЕ ЛЕСА  Учебный элемент  Учебный материал с указанием задания  УЭ- 0 Руководство по усвоению материала  Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.136-138; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 27-28 (до 2 абзаца); карты атласа – климатическая и природные зоны России. УЭ -1 Цель: познакомиться с природной зоной хвойных лесов; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны. Стр.136-138 учебник; Стр.27-28 В.В.Петров «Растительный мир  нашей страны», атлас  Прочитать цель-1 мин.  Ответьте на вопросы: Где расположена природная зона хвойных лесов? Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны? Какие почвы формируются под хвойными лесами? Назовите характерных представителей флоры и фауны тайги?  Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже) 10 мин.

Модуль урока по теме «Лесные зоны России»

М 1 ХВОЙНЫЕ ЛЕСА

Учебный элемент

Учебный материал с указанием задания

УЭ- 0

Руководство по усвоению материала

Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.136-138; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 27-28 (до 2 абзаца); карты атласа – климатическая и природные зоны России.

УЭ -1

Цель: познакомиться с природной зоной хвойных лесов; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны.

Стр.136-138 учебник;

Стр.27-28 В.В.Петров

«Растительный мир

нашей страны», атлас

Прочитать цель-1 мин.

Ответьте на вопросы:

  • Где расположена природная зона хвойных лесов?
  • Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны?
  • Какие почвы формируются под хвойными лесами?
  • Назовите характерных представителей флоры и фауны тайги?

Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже) 10 мин.

М 2 СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА Учебный элемент Учебный материал с указанием задания УЭ- 0 Руководство по усвоению материала Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.138-139; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 56,061-62 (до 3 абзаца); карты атласа – климатическая и природные зоны России. УЭ -1 Цель: познакомиться с природной зоной смешанных и широколиственных лесов; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны. Стр.136-138 учебник; Стр.27-28 В.В.Петров «Растительный мир нашей страны», атлас  Прочитать цель-1 мин. Ответьте на вопросы: Где расположена природная зона смешанных и широколиственных лесов? Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны? Какие почвы формируются под смешанными и широколиственными лесами? Назовите характерных представителей флоры и фауны смешанных и широколиственных лесов?  Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже) 10мин.

М 2 СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА

Учебный элемент

Учебный материал с указанием задания

УЭ- 0

Руководство по усвоению материала

Для усвоения модуля используйте текст учебника стр.138-139; дополнительная литература В.В.Петров «Растительный мир нашей страны» стр. 56,061-62 (до 3 абзаца); карты атласа – климатическая и природные зоны России.

УЭ -1

Цель: познакомиться с природной зоной смешанных и широколиственных лесов; уметь характеризовать природную зону и объяснять особенности размещения данной природной зоны.

Стр.136-138 учебник;

Стр.27-28 В.В.Петров «Растительный мир нашей страны», атлас

Прочитать цель-1 мин.

Ответьте на вопросы:

  • Где расположена природная зона смешанных и широколиственных лесов?
  • Какие особенности климата повлияли на формирование данной природной зоны?
  • Какие почвы формируются под смешанными и широколиственными лесами?
  • Назовите характерных представителей флоры и фауны смешанных и широколиственных лесов?

Используя текст учебника, дополнительный материал, атлас устно ответьте на вопросы. Ответы занесите в таблицу (см. ниже) 10мин.

Работа по модульной технологии позволяет увидеть выпускника: Умеющего познавать мир: исследовать, моделировать, прогнозировать; Умеющего осознанно мыслить и действовать, жить по общим законам Мира; Обладающего верой в свои силы и успех.

Работа по модульной технологии позволяет увидеть выпускника:

  • Умеющего познавать мир: исследовать, моделировать, прогнозировать;
  • Умеющего осознанно мыслить и действовать, жить по общим законам Мира;
  • Обладающего верой в свои силы и успех.