СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мой край родной» Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для обучающихся 5- 6 -х классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«"Мой край родной» Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для обучающихся 5- 6 -х классов»

18




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»








«Мой край родной»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению

для обучающихся 5- 6 -х классов




Обсуждено на

заседании методического

объединения

протокол № _________

от _________________

руководитель м/о ____

________ Т.В.Майорова.


Утверждено педагогическим

советом

протокол № ______________

от ______________________

директор школы _________

_________Л.А. Пятибратова

















Составитель:

Елистратова Н.С.,

учитель географии

МБОУ «СОШ № 65»


Содержание

Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………3-5

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………………………………………………………6-7

Раздел 3. Тематическое планирование…………………………………………………...8-10























































Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» предназначена для обучающихся 5 -6-ых классов. Программа рассчитана всего на 68 часа в (34 часа в год в 5 классе, 34 часа в год в 6 классе).

Форма организации внеурочной деятельности «Мой край родной» - научное общество .

Личностными результатами  освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

Ученик научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Ученик получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:


Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.




Познавательные УУД:

Ученик научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Кемеровской области, города;

  • описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно‐следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.


Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой край родной» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Кемеровской области, контурные карты.










































Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды Кузбасса», «Люди нашего края». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.


5 класс (34 часа)

№ п/п

Содержание курса

Форма организации занятий

Количество часов

Форма организации деятельности учащихся

Виды деятельности

  1. Тема

Наш город

Аудиторная

Внеаудиторная

7

Групповая

проблемно-ценностное общение

  1. Тема

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

Внеаудиторная

14

Индивидуальная

Групповая

проблемно-ценностное общение;


3

Мифы и легенды Кузбасса

Аудиторная


6

Индивидуальная, коллективная


социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)


4

Люди нашего края

Внеаудиторная

5

Индивидуальная

Групповая,

Коллективная

трудовая (производственная) деятельность


5

Итоговое занятие

Аудиторная


2

Групповая,

Коллективная

спортивно-оздоровительная деятельность




6 класс (34 часа)

№ п/п

Содержание курса

Форма организации занятий

Количество часов

Форма организации деятельности учащихся

Виды деятельности

  1. Тема

Вводный урок. 

Аудиторная


1

Коллективная Групповая

проблемно-ценностное общение

  1. Тема

Мой город

Внеаудиторная

2

Индивидуальная

Групповая

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

3

Что такое музей?

Аудиторная

Внеаудиторная

2

2

Индивидуальная,

Групповая,

Коллективная

трудовая (производственная) деятельность

4

Путешествие в страну книг.

Аудиторная

Внеаудиторная

3

3

Индивидуальная, коллективная

проблемно-ценностное общение;

5

Памятники истории и культуры на территории Кемеровской области

Аудиторная

Внеаудиторная

1

2

Индивидуальная,

Групповая,

Коллективная

проблемно-ценностное общение;

спортивно-оздоровительная деятельность

6

Фольклор

Аудиторная

Внеаудиторная

2

1

Индивидуальная,

Групповая,

Коллективная

проблемно-ценностное общение;


7

Народные умельцы

Аудиторная

Внеаудиторная

5

6

Индивидуальная,

Групповая,

Коллективная

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

8

Обобщающий урок –викторина «Знаете ли вы их имена?»

Аудиторная


1

Индивидуальная,

Групповая,

Коллективная

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)









Раздел 3. Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Темы курса

Количество часов


Наш город (7ч)


1

Этапы становления города Кемерова: село Щеглово - город Щегловск - город Кемерово - Кемеровская область.

1

2

Путешествие в средневековый город

1

3

Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города

1

4

Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.

1

5

Фонтаны в нашем городе

1

6

Улицы, названные в честь великих людей и великих событий

1

7

Памятные места нашего города.

1


Наша область (14ч)


8

Границы Кемеровской области. Причины ее образования

1

9

Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.

1

10

Население Кемеровской области. Народности Кузбасса

1

11

Посещение музея «Томская писаница»

1

12

Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой

1

13

История заселения и освоения Земли Кузнецкой. Памятники древности

1

14

Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Кемеровский Государственный Университет)

1

15

Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга

1

16

Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области

1

17

Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края

1

18

Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга

1

19

Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов

1

20

Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные

1

21

Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса

1


Мифы и легенды Кузбасса (6ч)


22

Йети в Горной Шории: вымысел или реальность?

1

23

Как легенды о кузбасском снежном человеке сказались на развитии культуры в нашем регионе

1

24

Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Йети?»)

1

25

Мифы нашего края: НЛО в Осинниках, золото Колчака, Тайга – соприкосновение двух миров, Мертвая царевна в Тисульском селе

1

26

«Шестаковские болота» (Чебулинский район) - уникальное захоронение скелетов доисторических ящуров, так называемое «Кладбище динозавров»

1

27

Экскурсия в краеведческий музей

1


Люди нашего края (5ч)


28

Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса и их произведениями. Произведения для детей: Береснева, Шумилова, Фадеевой, Матвеева и др. Издания Союза писателей Кузбасса (выступление обучающихся на уроке города)

1

29

Заслуженные и известные артисты Кемеровской области

1

30

Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника.

1

31

Экскурсия в музей искусств

1

32

Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции)

1


Резервные занятия (2ч)

1

33

Научно – практическая конференция «Кузбасс – мой край родной»

1

34

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором»

1









Тематическое планирование 6 класс

п/п

Темы курса

Количество часов

1

 Вводный урок. 

1

2

Мой город

1

3

Путешествие по Щегловску

1

4

Что такое музей?

1

5

Источники изучения жизни народа

1

6

Экскурсия в краеведческий музей

1

7

 Музей в моей школе

1

8

 Путешествие в страну книг.

1

9

Писатели Кемерово.Очерки жизни и творчества

1

10

Литературная гостиная

1

11

Библиотека имени Федорова. 

1

12-13

Школа № 65

2

14

Памятники истории и культуры на территории Кемеровской области

1

15

Церковные архитектурные памятники.

1

 16

Обобщающий урок

1

17

Фольклор – духовное богатство народа

1

18

Календарные обряды. Религиозный праздник Казанской Богоматери.

1

19

Как сказки попали в книгу.

1

20

Народные умельцы

1

21

Народные умельцы

1

22

 Песенное творчество нашего края

1

23

Художники нашего края

1

24

Песни и стихи о Кемерово

1

25-26

Выдающиеся люди Заводского района

2

27-28

Поэты родного края

2

29

Встреча с местными литераторами.

1

30

Знакомство с газетами города.

1

31

Экскурсия в редакцию газеты.

1

32-33

 Урок-мужества.

2

34

Обобщающий урок –викторина «Знаете ли вы их имена?»

1