18
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
«Мой край родной»
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
для обучающихся 5- 6 -х классов
Обсуждено на заседании методического объединения протокол № _________ от _________________ руководитель м/о ____ ________ Т.В.Майорова. Утверждено педагогическим советом протокол № ______________ от ______________________ директор школы _________ _________Л.А. Пятибратова | | | Составитель: Елистратова Н.С., учитель географии МБОУ «СОШ № 65» |
Содержание
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………3-5
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………………………………………………………6-7
Раздел 3. Тематическое планирование…………………………………………………...8-10
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» предназначена для обучающихся 5 -6-ых классов. Программа рассчитана всего на 68 часа в (34 часа в год в 5 классе, 34 часа в год в 6 классе).
Форма организации внеурочной деятельности «Мой край родной» - научное общество .
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
Ученик научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Ученик получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Кемеровской области, города;
описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой край родной» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Кемеровской области, контурные карты.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды Кузбасса», «Люди нашего края». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
5 класс (34 часа)
№ п/п | Содержание курса | Форма организации занятий | Количество часов | Форма организации деятельности учащихся | Виды деятельности |
Тема | Наш город | Аудиторная Внеаудиторная | 7 | Групповая | проблемно-ценностное общение |
Тема | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | Внеаудиторная | 14 | Индивидуальная Групповая | проблемно-ценностное общение; |
3 | Мифы и легенды Кузбасса | Аудиторная | 6 | Индивидуальная, коллективная | социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) |
4 | Люди нашего края | Внеаудиторная | 5 | Индивидуальная Групповая, Коллективная | трудовая (производственная) деятельность |
5 | Итоговое занятие | Аудиторная | 2 | Групповая, Коллективная | спортивно-оздоровительная деятельность |
6 класс (34 часа)
№ п/п | Содержание курса | Форма организации занятий | Количество часов | Форма организации деятельности учащихся | Виды деятельности |
Тема | Вводный урок. | Аудиторная | 1 | Коллективная Групповая | проблемно-ценностное общение |
Тема | Мой город | Внеаудиторная | 2 | Индивидуальная Групповая | социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) |
3 | Что такое музей? | Аудиторная Внеаудиторная | 2 2 | Индивидуальная, Групповая, Коллективная | трудовая (производственная) деятельность |
4 | Путешествие в страну книг. | Аудиторная Внеаудиторная | 3 3 | Индивидуальная, коллективная | проблемно-ценностное общение; |
5 | Памятники истории и культуры на территории Кемеровской области | Аудиторная Внеаудиторная | 1 2 | Индивидуальная, Групповая, Коллективная | проблемно-ценностное общение; спортивно-оздоровительная деятельность |
6 | Фольклор | Аудиторная Внеаудиторная | 2 1 | Индивидуальная, Групповая, Коллективная | проблемно-ценностное общение; |
7 | Народные умельцы | Аудиторная Внеаудиторная | 5 6 | Индивидуальная, Групповая, Коллективная | социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) |
8 | Обобщающий урок –викторина «Знаете ли вы их имена?» | Аудиторная | 1 | Индивидуальная, Групповая, Коллективная | социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) |
Раздел 3. Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Темы курса | Количество часов |
| Наш город (7ч) | |
1 | Этапы становления города Кемерова: село Щеглово - город Щегловск - город Кемерово - Кемеровская область. | 1 |
2 | Путешествие в средневековый город | 1 |
3 | Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города | 1 |
4 | Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города. | 1 |
5 | Фонтаны в нашем городе | 1 |
6 | Улицы, названные в честь великих людей и великих событий | 1 |
7 | Памятные места нашего города. | 1 |
| Наша область (14ч) | |
8 | Границы Кемеровской области. Причины ее образования | 1 |
9 | Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. | 1 |
10 | Население Кемеровской области. Народности Кузбасса | 1 |
11 | Посещение музея «Томская писаница» | 1 |
12 | Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой | 1 |
13 | История заселения и освоения Земли Кузнецкой. Памятники древности | 1 |
14 | Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Кемеровский Государственный Университет) | 1 |
15 | Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга | 1 |
16 | Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области | 1 |
17 | Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края | 1 |
18 | Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга | 1 |
19 | Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов | 1 |
20 | Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные | 1 |
21 | Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса | 1 |
| Мифы и легенды Кузбасса (6ч) | |
22 | Йети в Горной Шории: вымысел или реальность? | 1 |
23 | Как легенды о кузбасском снежном человеке сказались на развитии культуры в нашем регионе | 1 |
24 | Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Йети?») | 1 |
25 | Мифы нашего края: НЛО в Осинниках, золото Колчака, Тайга – соприкосновение двух миров, Мертвая царевна в Тисульском селе | 1 |
26 | «Шестаковские болота» (Чебулинский район) - уникальное захоронение скелетов доисторических ящуров, так называемое «Кладбище динозавров» | 1 |
27 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
| Люди нашего края (5ч) | |
28 | Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса и их произведениями. Произведения для детей: Береснева, Шумилова, Фадеевой, Матвеева и др. Издания Союза писателей Кузбасса (выступление обучающихся на уроке города) | 1 |
29 | Заслуженные и известные артисты Кемеровской области | 1 |
30 | Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. | 1 |
31 | Экскурсия в музей искусств | 1 |
32 | Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции) | 1 |
| Резервные занятия (2ч) | 1 |
33 | Научно – практическая конференция «Кузбасс – мой край родной» | 1 |
34 | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором» | 1 |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Темы курса | Количество часов |
1 | Вводный урок. | 1 |
2 | Мой город | 1 |
3 | Путешествие по Щегловску | 1 |
4 | Что такое музей? | 1 |
5 | Источники изучения жизни народа | 1 |
6 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
7 | Музей в моей школе | 1 |
8 | Путешествие в страну книг. | 1 |
9 | Писатели Кемерово.Очерки жизни и творчества | 1 |
10 | Литературная гостиная | 1 |
11 | Библиотека имени Федорова. | 1 |
12-13 | Школа № 65 | 2 |
14 | Памятники истории и культуры на территории Кемеровской области | 1 |
15 | Церковные архитектурные памятники. | 1 |
16 | Обобщающий урок | 1 |
17 | Фольклор – духовное богатство народа | 1 |
18 | Календарные обряды. Религиозный праздник Казанской Богоматери. | 1 |
19 | Как сказки попали в книгу. | 1 |
20 | Народные умельцы | 1 |
21 | Народные умельцы | 1 |
22 | Песенное творчество нашего края | 1 |
23 | Художники нашего края | 1 |
24 | Песни и стихи о Кемерово | 1 |
25-26 | Выдающиеся люди Заводского района | 2 |
27-28 | Поэты родного края | 2 |
29 | Встреча с местными литераторами. | 1 |
30 | Знакомство с газетами города. | 1 |
31 | Экскурсия в редакцию газеты. | 1 |
32-33 | Урок-мужества. | 2 |
34 | Обобщающий урок –викторина «Знаете ли вы их имена?» | 1 |