СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по ПР МДК.01.03 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению практических работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«МР по ПР МДК.01.03 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)»

Управление образования и науки липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»













Методические рекомендации по организации и проведению практических работ


по МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)

ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


по программе углубленной подготовки













Усмань 2017



Методические указания по организации и проведению практических работ по МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.





Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»





Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки









Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________

(дата)



Председатель цикловой комиссии _________ ____________________

(роспись) (инициалы, фамилия)







Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе ____________ ______________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

Введение

Практические занятия, как вид учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Содержание практических занятий по МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными ФГОС и рабочей программой МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), по конкретным разделам и темам дисциплины;

  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

  • совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  • выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих и профессиональных компетенций.

Соответственно в процессе освоения МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), обучающиеся должны овладеть:

умения:

- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;

- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;

- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;

- вести учебную документацию.

знания:

- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;

- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;

- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;

- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;

- виды документации, требования к ее оформлению.

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК. 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК. 1.5. Анализировать занятия.

ПК. 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК. 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК. 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК. 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК. 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Данные методические указания по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с содержанием рабочей программы МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования по программе углубленной подготовки.

МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс) изучается в течение пяти семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение практической работы по МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 294 час.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), а также в закреплении теоретических знаний и умений.





















Распределение часов на выполнение практической работы студентов по разделам и темам МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)

Наименование раздела, темы

Количество часов на ПР

Раздел 1. Человеческий голос как музыкальный инструмент. Дирижерский аппарат.

124

Тема 1.1. Строение голосового аппарата. Основы дирижерской техники.

30

Тема 1.2. Воспитание вокального слуха. Основы мануальной техники.

30

Тема 1.3. Развитие вокального слуха. Основные вопросы хороведения.

30

Тема 1.4. Резонаторы. Средства музыкальной выразительности.

34


Раздел 2. Развитие вокальных и дирижерских навыков. Применение знаний по вокалу и дирижированию на практике.

170


Тема 2.1. Развитие подвижности голоса (фиоритура). Агогика-наука о темпах.

40


Тема 2.2. Применение знаний и умений на педагогической практике. Грамотное и выразительное управление хоровым коллективом

40

Тема 2.3. Закрепление совершенствования вокально-технических и художественны навыков студентов на основе развития их вокального слуха. Консультация и визирование песенного репертуара для практики в школе.

51

Тема 2.4. Совершенствование навыков разучивания и исполнения песен детского и школьного репертуара.

39



Перечень рекомендуемой литературы

(примерный репертуарный план)

Основные источники:

1. Сборники вокализов и упражнений Ф. Абта, Г. Зейдлера, Дж. Конконе, И. Велинской.

2. Романсы и песни зарубежных композиторов

3. Народные песни

4. Современные песни

5. Русские народные песни без сопровождения

6. Детские песни современных и зарубежных композиторов

7. Романов Л. В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. – СПб.:Издтельство «Лань». 2014.-40 с.

Дополнительные источники:

  1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. «Феникс». 2009.

  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. «Музыка». 2010.

  3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. «Лань» 2010.

  4. Рауль Юссон Певческий голос. «Музыка» 2009.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/- Электронный каталог Российской государственной библиотеки

  2. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

  3. http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа»















Раздел 1. Человеческий голос как музыкальный инструмент. Дирижерский аппарат.

Тема 1.1. Строение голосового аппарата. Основы дирижерской техники. (30 часов)

Задачи обучающегося:

  1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.

  2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

  3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

Опорные понятия: голосовой аппарат.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

  2. специфику голосообразования в пении и в речи;

  3. стилистические особенности различных вокальных жанров.

Уметь:

  1. исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

  2. читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

  3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

  4. анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

  5. анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

  6. использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

  7. исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Вводное занятие. Основные этапы развития певческого голоса. Строение голосового аппарата: органы дыхания, органы звукообразования, органы звукоформирования. Певческая установка: положение корпуса, головы. Свобода мышц лица, шеи и всего артикуляционного аппарата. Навыки нижнереберного-диафрагматического дыхания. Атака звука. Певческая «опора» («столб воздуха» в груди, сильное натяжение мышц брюшного пресса и поясницы).

Основы дирижерской техники: дирижерский аппарат (положение корпуса, головы, рук; мимика). Дирижерская плоскость. Свобода, ритмичность и точность дирижерских движений. Тактирование в размерах 2/4,3/4,4/4. Характер звуковедения legato.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.2. Воспитание вокального слуха. Основы мануальной техники. (30 часов)

Задачи обучающегося:

  1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.

  2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

  3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

Опорные понятия: вокальный слух.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

  2. специфику голосообразования в пении и в речи;

  3. стилистические особенности различных вокальных жанров;

  4. требования к охране и гигиене голоса;

  5. разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;

  6. методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

  7. жанровые особенности вокально-хоровой музыки.

Уметь:

  1. исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

  2. читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

  3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

  4. анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

  5. анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

  6. использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

  7. исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Специфика голосообразования в пении и в речи. Воспитание вокального слуха: формирование умения контролировать чистоту и качество интонации; зонный строй певческого голоса; навыки формирования гласных и согласных в пении; освоение навыков пения песен детского сада под собственный аккомпанемент.

Основы мануальной техники: дирижерская доля (слабая и сильная доли; дирижерская точка, отдача); ауфтакт; момент внимания - дыхания – вступления; выдержанные длительности; снятия (комбинированные и подготовленные); нюансы (подвижные и неподвижные).

-Зкрепление приобретенных навыков.

-1-2 вокализа.

-2-3 вокальных произведения (в том числе р.н.п.).

-хоровая партитура.

Проф. реп.

-произведение 1-3 класса школы.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.3. Развитие вокального слуха. Основные вопросы хороведения. (30 часов)

Задачи обучающегося:

  1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.

  2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

  3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

Опорные понятия: вокальный слух, хороведение.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

  2. специфику голосообразования в пении и в речи;

  3. стилистические особенности различных вокальных жанров;

  4. требования к охране и гигиене голоса;

  5. разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;

  6. методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

  7. жанровые особенности вокально-хоровой музыки.

Уметь:

  1. исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

  2. читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

  3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

  4. анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

  5. анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

  6. использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

  7. исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Стилистические особенности различных вокальных жанров развитие вокального слуха: совершенствование владения певческим дыханием и «опорой» звука; высокая и низкая певческая форманта; закрепление навыков высокой (головной) позиции звучания голоса; работа над расширением диапазона; закрепление навыков вокально-речевой артикуляции; освоение навыков кантиленного пения.

Музыкально-теоретический анализ (объяснение и расшифровка основных понятий хороведения). Продолжение работы над элементами дирижерской техники: дробленое вступление (после основной метрической доли); пунктирный ритм; размеры 6/8,6/4; прием дирижирования alia breve.; характер звуковедения non legato.

Закрепление вокальных и дирижерских навыков.

- 1-2 вокализа.

-песня современного автора.

-русская народная песня.

-хоровое произведение (5 класс).

Проф. реп.

-песня детского сада (старшая группа) под собственный аккомпанемент.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.4. Резонаторы. Средства музыкальной выразительности. (34 часа)

Задачи обучающегося:

  1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.

  2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

  3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

Опорные понятия: резонаторы.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

  2. специфику голосообразования в пении и в речи;

  3. стилистические особенности различных вокальных жанров;

  4. требования к охране и гигиене голоса;

  5. разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;

  6. методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

  7. жанровые особенности вокально-хоровой музыки.

Уметь:

  1. исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

  2. читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

  3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

  4. анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

  5. анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

  6. использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

  7. исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки. Резонаторы - органы звукоформирования: головной резонатор; грудной резонатор; микст. Выравнивание регистров. Самооценка качества звучания голоса (анализ певческого процесса). Развитие вокально-исполнительских навыков. Навыки пения a cappella.

Средства музыкальной выразительности: пауза; синкопа; фермата; фразировка; контрастная динамика.

Контроль за чистотой и качеством певческой интонации.

-развитие исполнительских навыков.

- 1-2 вокализа.

-р.н.п. (без сопровождения).

-классическое произведение.

-хоровое произведение (4-5 класс).

Проф. реп.

-песня детского сада (подготовительная группа) под собственный аккомпанемент.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Раздел 2. Развитие вокальных и дирижерских навыков. Применение знаний по вокалу и дирижированию на практике.

Тема 2.1. Развитие подвижности голоса (фиоритура). Агогика-наука о темпах. (40 часов)

Задачи обучающегося:

  1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.

  2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

  3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

Опорные понятия: фиоритура, агогика.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

  2. специфику голосообразования в пении и в речи;

  3. стилистические особенности различных вокальных жанров;

  4. требования к охране и гигиене голоса;

  5. разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;

  6. методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

  7. жанровые особенности вокально-хоровой музыки.

Уметь:

  1. исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

  2. читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

  3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

  4. анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

  5. анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

  6. использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

  7. исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Жанровые особенности вокальной музыки. Использование средств выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам развитие подвижности голоса: совершенствование механизма певческого дыхания; филирование звука; музыкальная формула: ритм-пульс-вдохновение; достижение декламационной выразительности при качественном вокальном звучании; тембр; фальцетное звучание (для юношей).

Агогика.

-показ разнохарактерных темпов; смена темпов.

-подвижные темпы (замедление, ускорение).

-характер звуковедения staccato.

-размеры 5/4, 5/8 (основная схема и alia breve).

Решение творческих задач в музыкальных произведениях с помощью нюансировки, фразировки, пульса, филировки, тембра.

-1-2 вокализа.

-1-2 классическое произведение.

-хоровая партитура.

Проф. реп.

-произведение хоровой практики (5-6 класс):

-музыкально-теоретический анализ;

-исполнение под собственный аккомпанемент или с гармонической поддержкой.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 2.2. Применение знаний и умений на педагогической практике. Грамотное и выразительное управление хоровым коллективом. (40 часов)

Задачи обучающегося:

1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.

2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

Опорные понятия: репетиция, репертуар.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

  2. специфику голосообразования в пении и в речи;

  3. стилистические особенности различных вокальных жанров;

  4. требования к охране и гигиене голоса;

  5. разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;

  6. методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

  7. жанровые особенности вокально-хоровой музыки.

Уметь:

  1. исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

  2. читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

  3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

  4. анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

  5. анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

  6. использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

  7. исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Методические основы работы над детским песенным репертуаром. Исполнение вокальных произведений с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения. Освоение умения проводить методико-педагогический анализ певческого процесса. Совершенствовать навыки пения: без сопровождения; под собственный аккомпанемент; приобретение навыков пения в ансамбле (дуэт, трио и т.д.)

Управление хоровым коллективом: выразительность в показе звуковедения, фразировки и нюансировки; точность в показе дирижерских элементов (внимание, дыхание, вступление, выдержанные длительности, снятие); освоить навыки работы с песней; тактирование голосов; гармоническая поддержка мелодии; звуковысотное тактирование мелодии; транспонирование мелодии; прием дирижирования «на раз».

Закрепление навыков методико-педагогического анализа.

- 1-2 вокализа.

-классическое произведение.

-ансамбль.

-хоровая партитура.

Проф. реп.

-песня (7-8 класс) под аккомпанемент концертмейстера. -произведение хоровой практики.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 2.3. Закрепление совершенствования вокально-технических и художественны навыков студентов на основе развития их вокального слуха. Консультация и визирование песенного репертуара для практики в школе. (51 час)

Задачи обучающегося:

1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.

2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

Опорные понятия: вокально-технические и художественные навыки.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

  2. специфику голосообразования в пении и в речи;

  3. стилистические особенности различных вокальных жанров;

  4. требования к охране и гигиене голоса;

  5. разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;

  6. методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

  7. жанровые особенности вокально-хоровой музыки.

Уметь:

  1. исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

  2. читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

  3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

  4. анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

  5. анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

  6. использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

  7. исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар. Закрепление навыков: звукообразования; звукоформирования; дыхания. Дальнейшее развитие подвижности голоса и расширение диапазона. Тембровое выравнивание звучания голоса по всему диапазону. Работа над словом по принципу «поющие гласные в золотой оправе согласных» Станиславский.

Работа над песенным материалом для педагогической практики в школе (визирование конспектов). Сведения о гигиене и охране детского голоса. Сложные размеры 3/2, 9/8, 12/8.

Закрепление певческих и дирижерско-хоровых навыков. - 1-2 вокализа.

-романс.

-классическое произведение крупной формы.

Проф. реп.

-визирование песенного репертуара школьной практики.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 2.4. Совершенствование навыков разучивания и исполнения песен детского и школьного репертуара. (39 часов)

Задачи обучающегося:

1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.

2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

Опорные понятия: вокальные навыки.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

  2. специфику голосообразования в пении и в речи;

  3. стилистические особенности различных вокальных жанров;

  4. требования к охране и гигиене голоса;

  5. разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;

  6. методы анализа произведений вокально-хорового жанра;

  7. жанровые особенности вокально-хоровой музыки.

Уметь:

  1. исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

  2. читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;

  3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

  4. анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;

  5. анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;

  6. использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

  7. исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент. Требования к охране и гигиене голоса. Дальнейшее развитие: вокального слуха, вокально-технических, исполнительских и методических навыков и умений. Методика разучивания детского и школьного репертуара. Совершенствование навыков художественного исполнения детских и школьных песен: взаимодействие голоса и музыкального сопровождения; драматургия; эмоциональность; искренность; музыкальное чутье и вкус.

Работа над песенным репертуаром (исполнение и методический анализ).

-1-2 вокализа.

-1-2 классическое произведение.

Проф. реп.

-визирование произведения школьной практики.

-работа над песнями из альтернативных программ

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.



23