СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по СР МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельных работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«МР по СР МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Управление образования и науки липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»













Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов


по МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах


по программе углубленной подготовки















Усмань 2017



Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах.





Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж».





Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки













Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________

(дата)

Председатель цикловой комиссии _________ ____________________

(роспись) (инициалы, фамилия)







Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе ____________ ______________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

Введение

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед преподавателями СПО задачу подготовки компетентного специалиста обладающего не только значительной суммой необходимой профессиональных знаний, но и умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике.

Достижение поставленной цели осуществляется через обучение студентов основным навыкам организации и проведения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога.

Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:

  • систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских умений;

  • выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.

В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине или профессиональному модулю:

Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР), согласно ФГОС, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.

В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению СР студентов, наиболее распространенные виды СР, даны методические рекомендации по их организации, которые составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом изучается в течении 1-го семестра, общий объём времени, отведённый на самостоятельную работу, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой ПМ.01 – 20 часов.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и требованиям рабочей программы ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования, относящихся к МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом:

умения:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

- петь, играть на детских музыкальных инструментах;

- определять цели и задачи урока музыки, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе.

знания:

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования;

- воспитательные возможности урока в начальной школе;

- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

-виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1.Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2.Проводить уроки.

ПК 1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ПК 4.1.Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся.

ПК 4.2.Создавать в кабинете предметно - развивающую среду

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.







Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам МДК

Наименование раздела, темы

Количество часов на ВСР

Раздел 1. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

20

Тема 1.1. Теория музыки

5

Тема 1.2. Содержание музыкального воспитания в начальной школе.

5

Тема 1.3. Музыкальное воспитание во внеурочное время.

5

Тема 1.4. Обучение игре на музыкальном инструменте.

5



Виды и формы самостоятельной работы студентов по

МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

    • Написание и защита рефератов по заданной теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).

    • Выполнение практико- ориентированных заданий.

    • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

    • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной литературе.

    • Работа со справочной литературой.

    • Составление тестовых заданий по заданной теме.

    • Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту.



Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

  1. Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту.

  2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной музыкально-методической литературы.

1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными терминами.

4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

7. Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- качество уровня освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;

- обоснованность и четкость изложения ответа.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной музыкально-методической литературе.

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, музыкально-педагогическую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.

1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.

2. При подготовке доклада, сообщения используйте музыкально-методическую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения или доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала;

- грамотное использование справочной литературы.

5. Работа со справочной литературой.

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

6. Оформление отчетов по практическим заданиям и подготовка к их защите.

  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.

  2. Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.

  3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.

  4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;

- качественное выполнение всех этапов работы;

- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;

- правильное оформление выводов работы;

- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.


Перечень рекомендуемой литературы

Основные источники:

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.. 2010.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательном учреждении – Н., 2012.

3. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. методика музыкального воспитания в школе -М., 2010.

4. Осеннева М.С. , Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2011.

Дополнительные источники:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Е. А.Медведева, И. Ю.Левченко, Л. Н.Комиссарова, Т. А.Добровольская. – М., 2011.

2. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М., 2013..

3. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2010.

4. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2011.

5. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, №6, 2011.

6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, №1, 2015.

7. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 2009.

8. Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок. Сельская школа, 2014, №1, с.24-31.

9. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2010-1, с.60-61.

Электронные ресурсы:

1. http://www.world-art.ru/painting/ – классическая музыка (раздел «Записи»).









Задания для самостоятельного выполнения

по МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы по МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям.

Раздел 1. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом (20 часов ВСР)

Тема 1.1. Теория музыки (5 часов ВСР)

  1. Проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме – 2 час.

Контрольные вопросы:

  1. Современные взгляды на сущность, объем, роль музыкальной грамоты в общеобразовательной школе.

  2. Музыкальная грамотность. Музыкальная грамота. Место музыкальной грамоты в современных программах.

  3. Относительная система изучения музыкальной грамоты. Сущность относительной системы. Распространение относительной системы в России.

  4. Наиболее существенные вопросы проблемы хорового пения: пение как вида исполнительского искусства; единство технического и художественного; роль пения в развитии творческих качеств учащихся.

  5. Принципы обучения пению.

  6. Особенности детского голоса. Характерные черты голосового аппарата, особенности певческого репертуара школьников разного возраста: 7 – 8 лет; 9 – 10 лет; 10 – 11 лет.

  7. Характеристика и значение вокальных навыков (певческая установка, дыхание, звукообразование, звуковедение, артикуляция, дикция) и средств хоровой выразительности (строй, ансамбль, многоголосие, понимание дирижерских указаний).

  8. Характеристика основных методов вокально-хоровой работы.

  9. Приемы вокально-хоровой работы.

  10. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения.

  11. Организация пения на уроке музыки. Вокально-хоровые упражнения.

  12. Последовательность разучивания песни на уроке.

2. Подготовить доклад с презентацией – 2 часа

Темы:

  1. Музыкальное воспитание: история и современность

  2. Музыкальная грамота в развитии восприятия музыки

  3. Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования

  4. Теоретические основы хорового пения

  5. Методика организации пения на уроках музыки

3. Выполнение практического задания – 0,5 час.

Написать на нотном стане группу нот (до, ми, ля, ре, фа, си, соль) восьмыми длительностями в первой октаве.

4. Составить тест по пройденному материалу-0,5 час.

Тема 1.2. Содержание музыкального воспитания в начальной школе (5 часов ВСР)

  1. Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме – 2 часа

Контрольные вопросы

  1. Концепция музыкального воспитания и программа
    по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее.

  2. Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского.

  3. Характеристика цели школьного музыкального образования, его центральных задач и основных принципов с точки зрения Д.Б. Кабалевского.

  4. Основные классификации методов музыкального обучения.

  5. Урок музыки - основная форма организации музыкального обучения.

  6. Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам.

  7. Разнообразие и своеобразие типов уроков музыки. Характеристика типов уроков. Урок творческого типа. Урок-образ. Типы уроков в программе Д.Б. Кабалевского.

  8. Музыкальное восприятие как способность. Творческий характер восприятия. Связь восприятия с музыкально-эстетическим вкусом.

  9. Значение художественно-творческой деятельности для развития ребенка. Творческая деятельность детей в процессе обучения.

  10. Критерии оценки детского творчества (Л.В. Школяр). Проявления детского творчества на уроках музыки.

  11. Инструментально-исполнительские знания, умения и навыки.

  12. Приемы разучивания партитуры.

  13. Три взаимосвязанных направления музыкально-ритмической деятельности: обеспечение музыкального развития, формирование правильных двигательных навыков; развитие умения управлять движениями тела.

  14. Характерные черты голосового аппарата, особенности певческого репертуара школьников разного возраста: 7 – 8 лет; 9 – 10 лет; 10 – 11лет.

  15. Методика определения музыкального развития младших школьников.

2. Подготовка к контрольной работе – 0,5 час.

3. Выполнение практического задания - 1 часа.

Написать фрагмент урока по теме: «Музыкально-ритмические упражнения»

4. Составить словарь изученных музыкальных терминов (1 час.).

5. Составление теста по изученному материалу-0,5 час.

Тема 1.3. Музыкальное воспитание во внеурочное время. (5 часов ВСР)

1. Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме – 2 часа.

Контрольные вопросы:

1) Задачи внеклассной работы по музыке.

2) Основные направления внеклассной работы.

3) Кружковые и массовые формы внеклассной работы.

4) Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения

5) Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы

6) Виды организации внеклассных музыкальных занятий

7) Подготовка к школьным праздникам.

8) Вокально-хоровая работа с младшими школьниками

9) Особенности музыкально-ритмической работы в начальной школе.

10) Инструментально-исполнительская деятельность школьников. Музыка и движение.

2. Выполнение практического задания – 0,5 часа.

Подобрать 1-2 музыкально-ритмических упражнений для младших школьников. Разработать методические рекомендации по их разучиванию с детьми.

3. Подготовить проект с презентацией – 2 часа.

Темы:

1) Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников.

2) Инструментально-исполнительская деятельность школьников.

3) Картотека русского народного танца.

4) Фольклорная работа в начальной школе.

5) Музыкальное воспитание в семье.

4. Написать аннотацию или рецензию к прочитанной книге из раздела «дополнительная литература» по предмету- 0,5 час.

Тема 1.4. Обучение игре на музыкальном инструменте (5 часов ВСР)

1. Подготовить доклад с презентацией – 1,5 часа

Темы:

  1. Характеристика инструментально исполнительской деятельности.

  2. «Игровое четырехручие».

  3. Импровизация – отправной момент в процессе активизации творческого потенциала учащихся.

  4. Сущность импровизации и сочинения. Условия проявления импровизации.

  5. Игра на инструменте как фактор творческого развития школьников.

2. Выполнение практического задания - 3 часа.

Разучить и исполнить следующие музыкальные произведения:

  1. «Песня друзей» (из мультфильма «Бременские музыканты») Г. Гладков.

  2. «В траве сидел кузнечик» В. Шаинский.

  3. «Пусть бегут неуклюже» В. Шаинский.

3.Подготовка к контрольной работе - 0,5 час.





17