Музыкотерапия
Музыкотерапия – это термин, буквально означающий «лечение музыкой». В качестве исцеляющего интегративного метода используется в психологии и психотерапии, а также – в педагогических и воспитательных программах. Это один из ведущих методов Арт-терапии. Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса, возбуждает творческие способности и даже облегчает физическое состояние.
Как работает музыкотерапия
В ходе исследований о влиянии музыки на человека было выяснено много интересных фактов. Она представляет собой волны определённых частот, которые в комбинации создают мелодии, оказывающие на живые организмы положительное воздействие. Она встроена в физическую систему окружающего мира, работая по законам физики и математики и упорядочивая молекулы и атомы.
В плане физиологии
Активизирует функции жизненно важных систем организма;
влияет на ту часть головного мозга, в которой вырабатывается серотонин;
замедляет сердцебиение (музыкальные такты синхронизируются с сердечным ритмом, нормализуя его);
снижает давление (особенно Кантата №21 Баха);
улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
приводит к положительным гормональным изменениям;
помогает от бессонницы (Лунная соната Бетховена);
снижает количество и интенсивность приступов эпилепсии (эффект Моцарта);
обезболивает (Соната для фортепиано №11 ля мажор Моцарта избавляет от мигрени);
расслабляет мускулы во время тренировок, способствует поддержанию хорошей физической формы, улучшает показатели силы и выносливости.
На основании данных фактов музыкотерапия на сегодняшний день активно применяется во многих отраслях медицины — кардиологии, перинатологии, хирургии, неврологии, стоматологии.
В плане психотерапии
Снижает количество и интенсивность панических атак (вальсы Штрауса и Рубинштейна);
помогает справиться с депрессией;
уменьшает выраженность клинической симптоматики расстройств личности и поведения;
успокаивающе и умиротворяюще действует на психически неуравновешенных и душевно больных.
В плане психологии
Оказывает стимулирующее действие на эмоции, повышает настроение;
избавляет от навязчивых мыслей;
заставляет забыть плохое, настраивает на позитивный лад;
пригодится для успокоения нервов на ночь после тяжёлого трудового дня;
улучшает когнитивные способности: мышление, память;
способствует росту уровня социализации;
повышает работоспособность, действует как мотиватор, избавляя от апатии и усталости.
Музыкотерапия активно применяется в детских садах и школах как метод психологической коррекции личностных акцентуаций детей, являясь частью педагогического процесса.
Одно время была распространена информация о том, что лечебными свойствами обладает исключительно классика. Однако сейчас специалисты всё чаще говорят о том, что исцеляющая музыка — та, что нравится человеку, отвечает его эстетическим запросам. Это доказывают проводившиеся эксперименты: заядлым металлистам и рокерам включали сначала Симфонию № 5 Бетховена, а спустя какое-то время — произведения тех направлений, которым они преданны. В первом случае положительное воздействие наблюдалось, но незначительное по сравнению с тем, что было диагностировано во втором случае.
Причём если включить Iron Maiden (тяжёлый металл) обычному человеку, у него может подняться давление и начаться тахикардия, а иногда и приступ астмы. Для тех же, кто увлекается творчеством данной группы, это своеобразная релаксация, когда нормализуется и физическое, и психическое состояние.
Методы Музыкотерапия использует не только специфические методы лечебно-воспитательного воздействия, но и заимствованные из других психотерапевтических направлений. В ней нашли отражение техники из:
К специфическим методам относятся следующие формы музыкотерапии:
активная — личное участие пациента в создании музыки, исполнении произведений (например, вокалотерапия — пение);
пассивная (рецептивная) — стороннее восприятие музыкальных произведений для нормализации эмоционального состояния, релакса;
интегративная — переплетение с другими видами искусства: ИЗО, танцы, театр пантомимы, постановка спектаклей, ораторские выступления под музыку;
активационная — стимулирующая на совершение какого-то действия (что-то вроде аутотренинга).
Музыкально-терапевтические методы для лечения подбираются индивидуально. Если в медицине используется преимущественно рецептивная форма, то в психотерапии и психологии — активная и интегративная музыкотерапия.
Направления Известны следующие школы музыкотерапии:
Шведская (Понтвик) — понятие психорезонанса, в основе которого лежит способность музыки проникать в глубины человеческого сознания;
Американская — разработка каталогов музыкальных шедевров разных направлений в зависимости от их терапевтического эффекта;
Немецкая (Швабе, Кениг, Келер) — комплексное применение лечебного воздействия разных видов искусств;
Швейцарская — вокало- и флейтотерапия;
Русская (Бехтерев, Сеченов, Тарханов, Петрушин) — музыкально-рациональная психотерапия для лечения человека в плане физиологии, психики и когнитивных способностей.
На сегодняшний день вышеперечисленные школы единогласно признают необходимость использовать интегративную форму музыкотерапии как наиболее эффективную.
Для школьников
Музыкотерапию можно использовать в школе для снятия психологического напряжения и коррекции девиантного поведения у подростков. Для этого нужно отводить специальные уроки в расписании — программы уже разработаны и сейчас внедряются как пилотные проекты в некоторые учебные заведения. Дети снимают стресс на таких занятиях, успокаиваются, настраиваются на рабочий лад. Активизируется мозговая деятельность — улучшается успеваемость.
В ряде школ на переменах по радиоузлу на всё здание включают специально подобранные музыкальные произведения, положительно влияющие на детскую психику.
Обычные школьные психологи тоже могут использовать различные методики музыкотерапии на своих занятиях.
Что касается родителей, то они могут помочь своему ребёнку-школьнику: приобщать его к музыкальной культуре, обсуждать то, что ему нравится, включать перед сном расслабляющие мелодии, вместе ходить на концерты.
В музыкальных школах сеть специальные занятия для развития самостоятельности музыкальной деятельности ребёнка, чтобы он играл на инструменте (пел) не из-под палки, а по собственной инициативе.
При различных диагнозах
Музыкотерапия используется в детской психиатрии:
для снятия тревожностей и страхов;
как седативное и снотворное средство;
как природный метод коррекции личностных и эмоциональных расстройств;
для коррекции неврологических нарушений, так как правильно подобранные мелодии повышают активность нервных путей.
Многие психотерапевты рекомендуют данное направление родителям для детей с аутизмом. Оно позволяет добиться больших успехов в лечении. На сеансах создаются условия для эмоционального диалога, когда остальные способы уже исчерпали себя.
Полезной оказывается музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Она способствует их социальной адаптации, заставляет поверить в себя, успокаивающе действует на нервную систему, активизирует работу мозговых структур, развивает воображение. Им предлагаются простейшие упражнения:
«Океан»: дети представляют себя океаном под соответствующую музыку и выполняют движения, имитирующие волны;
направленные фантазии Оклендера;
«Пещера»;
«Я весь состою из звуков…»;
«Составь портрет из ритмов».
Подобные занятия должен проводить профессиональный музыкотерапевт.