Просмотр содержимого документа
«Нарушения речевого развития младшего школьника»
Нарушение речевого развития младшего школьника
Выполнили: студентки 2а группы Жексибаева Алтынай, Воробьева Екатерина, Овчарова Татьяна, Кондратьева Наталья, Богданова Анна, Егорова Анна.
Определение
- Речевое развитие – широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами устной и письменной речи.
(Белянин В.П.)
Речевая норма
- 1. МШ должен правильно произносить все звуки.
- 2.Различать на слух звуки, сходные по звучанию, например, [п-б], [ш-с] (это называется «фонематический слух),
- 3.Иметь развитую смысловую сторону речи – т.е. богатый словарный запас и умение изменять слова – например, назвать детёныша лисы «лисёнком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишнёвое».
Нарушения
Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений:
- нарушения голоса,
- нарушения темпа речи,
- заикание,
- дислалия,
- нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия).
Речевые нарушения условно делят на 3 группы:
Фонематические нарушения
Фонетические нарушения
Общее недоразвитие речи
Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. (Психологический словарь, 2000 г.)
Дисграфию можно определить по специфическим, регулярно повторяющимся на письме ошибкам:
- Это пропуски и замены букв на письме, о которых говорилось ранее, например, «комнта» или «комата» вместо «комната», «шук» вместо «жук»;
- Перестановки и пропуски слогов: «онко» — окно, «стрки» — стрелки;
Причины:
- Неправильное строение зубов
- Дефекты прикуса
- Форма языка
- Нервозная обстановка
- Постоянно спешащие (гиперактивные дети)
- Перегрузка занятиями и др.
Формы организации коррекционной работы:
- 1. Фронтальная.
- 2. Подгрупповая.
- 3. Занятия малой подгруппой (по2–3 ребенка).
- 4. Индивидуальная.
- 5. Консультативная.
Методы работы:
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).
2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).
3. Практические (практические упражнения, графические работы).
Нетрадиционные формы и методы работы.
- Фитотерапия
- Музыкотерапия
- Хромотерапия
- Пескотерапия
Вывод
Итак, наиболее распространенными видами нарушений устной и письменной речи у младших школьников, требующими коррекции на занятиях с логопедом являются фонетические нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи.
Спасибо за внимание!