План-конспект урока окружающего мира во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема урока: Наша дружная семья.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: познакомить с новым разделом; что такое семья и правила культуры общения в семье.
Задачи урока: формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива. Развивать устную речь учащихся. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
УУД:
Предметные: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научаться объяснять. Что такое культура общения; делать выводы из полученных знаний.
Регулятивные: умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные: донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в паре.
Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы. Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор и доска, компьютер, презентация «Наша дружная семья», раздаточный материал,
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент | – Добрый день, ребята! Проверка рабочих мест | Проверяют рабочие места |
2. Актуализация знаний | Мудрая черепах для вас приготовила загадки. Отгадайте (приложение) | Дети отгадывают загадки |
3.Постановка цели урока | Сегодня на уроке мы приступаем к изучение нового раздела. Прочитайте как он называется. -Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Прочитайте. -Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.(Приложение) – Заинтересовала вас эта история? – Что особенного запомнилось? – Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой? – Какое чувство испытал Толя в начале истории? – Как изменилось его чувство в конце? – Понравилось Толе быть невидимкой? Почему? – Какой вывод можно сделать из этого рассказа? Сделаем вывод. -О чём сегодня мы будем говорить? -Прочитайте тему урока. Прочитайте, на странице 42 учебника что мы узнаем сегодня на уроке? | Дети читают. Общение. Дети слушают. Да Очень плохо быть невидимкой. Радость Разочарование. Нет Вывод. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья. О семье. Об общении. «Наша дружная семья» |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Работа над понятием «семья» – Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «семья»? – Давайте обобщим, что же это такое «семья». Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей. Семья – это группа людей, связанных близкими родственными отношениями и, обычно, живущих вместе. – Семью можно изобразить в виде дерева, а членов семьи – листочков этого дерева. Сейчас я предлагаю вам написать членов вашей семьи на каждом листочке дерева, не забудьте про себя! Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. –В каждой семье должна соблюдаться культура общения. – А что же такое «культура общения»? – Давайте обобщим, что же это такое «культура общения». Культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении. – В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. -Откроем учебники на странице 43 – Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»? – Что же это такое «дружная семья». Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время. | беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников Дети получают раздаточный материал Ответы детей обсуждение действий людей Ответы детей |
5.Физкультминутка | Исходное положение сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза. | |
6.Первичное закрепление. | Самостоятельная работа в парах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой - А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. 1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. 2. Члены семьи любят и не обижают друг друга. 3. Живут в одной квартире. 4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира. 5. Вместе занимаются домашним хозяйством. 6. Каждый член семьи отдыхает отдельно. 7. Вместе распределяют деньги на покупки. 8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время. 9. У каждого свой кошелек. 10. У каждого члена семьи свое хозяйство. – У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции». – Что такое «семейные традиции»? – Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим. – Какие примеры семейных традиций вы можете привести? – Семейные традиции: семейное чтение, семейные обеды, семейные походы. | Работа в парах Проверка |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | О своих семейных традициях вы подготовите рассказ дома и поделитесь им с нами на следующем уроке. Выполнить задания в рабочей тетраде | |
8. Подведение итогов урока. Рефлексия | - О чём мы говорили на уроке? -Что нового узнали? - Как нужно вести себя по отношению с близкими людьми? | |
Приложение
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
Загадки:
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
8. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)
10.В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…» (дочка)